То есть абхеда — это ещё не полное абхеда? А шабхава-йога и нирвикальпа — это ещё не совсем шамбхава-йога и нирвикальпа? :)
Я выше написал – абедабхеда, т.е. сочетание абхеды и бхеды. А нирвикальпа – это шамбхава-йога, сама этимология слова: "шамбху" – от "шам" – тишина, умиротворение или счастье и "бху" – источник проявления. Кстати, я слышал, что термин "шанмукхи-мудра", например, может означат то, что дает расслабление лица, хотя многие переводят и как "мудра, закрывающая шесть отверстий в голове". Да, Шамбхава – это тишина и пустота, отсутствие мыслей (или архетипических ментальных формаций). Но чтобы понять, как это работает, надо не полениться окунуться в эту тему как следует, шамбхава не всегда может быть без использования викальпы и действия. Например, в комментариях Джаяратхи на "Шритантралоку" говорится, что каула-ритуал – это тоже уровень Шамбхавы, потому что все происходящее – манифестации тебя как Бхайравы.
Откуда это вообще пошло, что иччха-йога — это йога посредством индивидуальной воли? И почему индивидуальное воление относят к неусилию?
Там усилие есть: на уровне анавы оно вполне конкретное, на уровне шакты (джнянопаи) его меньше, а на уровне шамбхавы оно совсем иное, на уровне анупаи (четвертой) его фактически и нет. Я уже выше писал, что чем выше уровень практики, тем более глубокие слои своего внутреннего мира вы вскрываете и тем меньшие усилия там нужны, в таком виде, как они на более грубых уровнях. Это как раз то, почему многие меня не понимают, когда я говорю, что общая тенденция гонки за техниками иногда уводит от самоосознавания. Это не только неспособность (анадхикари) понимать эти принципы в КШ, но и относительно натхизма тоже. Причем странно, что это не понимают даже ученые, знающие санскрит, изучавшие тот же КШ, они говорят: "А почему у натхов нет столько техник, как, например, в Бихарской Школе, у Кришнамачарьи? Это что, Традиция деградировала?" Нет, это деградировало чистое понимание и видение йоги теми, кто такое заявляют. Ну, тут никого винить нельзя, потому что это действительно осознать непросто.
В чем там иччха? В том, что в крии вы делаете обряд, например, а в шакте вы понимаете его сакральный смысл, это понимание и есть шуддха-викальпа. А почему она шуддха? Потому что она отражает в себе безмыслие, нирвикальпа. Понимаете, шуддха-викальпа становится таковой только при соприкосновении, при связи с нирвикальпой, а при отсутствии этой связи она просто викальпа, или ашудха (не чистая). Что такое чистое намерение, иччха? Это исходит из не-ума. Мирское желание исходит из ограниченного ума, санскар, васан, а духовный ориентир на свое естество – нельзя сказать, что там нет мотива, он есть, но он чист. Мотив там в том, что удерживаете еще осознавание себя как Шивы, а вот в четвертом уровне, нирупае, вам не надо удерживать осознание себя как Шивы, так как для вас очевидность этого слишком велика. Знаете, как термин "упая" переводится? – "Уловка, хитрость, ухищрение", именно потому что для пратьябхиджны (вспоминания себя как Шива-сварупы) они все подходят, но они все условны.