Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Мантры  (Прочитано 629876 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

satori

  • *
  • Сообщений: 48
Re: Мантры
« Ответ #1320 : Ноябрь 05, 2020, 16:46:49 »

Прослушивание мантр в телефоне, муз центре - даёт какой-нибудь эффект?
Записан

Maks108

  • *
  • Сообщений: 85
Re: Мантры
« Ответ #1321 : Ноябрь 05, 2020, 16:59:10 »

Прослушивание мантр в телефоне, муз центре - даёт какой-нибудь эффект?

Да, и как правило, положительный, только не на полной громкости - при любых громких звуках организм теряет часть энергии. Из мантр общей направленности можно, например, послушать "Ravi Shankar - Chants of India" или "Rattan Mohan Sharma - Surya".
Записан

Шишок

  • *
  • Сообщений: 75
Re: Мантры
« Ответ #1322 : Ноябрь 05, 2020, 18:19:17 »

Мантры, которые изложены в Пуранах, с предписаниями к ним, создавались для людей, которые ориентированы на преданность (бхакти). Они могут использоваться практически всеми, но опять же, это все равно надо изучать. Для мантр из Тантр, Вед нужно серьезное обучение, дикша, особые отношения ученика и Гуру.

Намасте, Гуру Матсьендранатх!

Еще раз благодарю вас за ответ!
Все же хотелось бы еще немного прояснить  предмет, по следующим пунктам:
1. Помимо тантрических, ведических и пуранических мантр существуют еще мантры из Упанишад: например известная ОМ ПАУРНАМАДА'А ПУРНАМИДАМ...из Ишавасья Упанишад, которой бихарцы рекомендуют завершать занятия йогой;
из Бхагавадгиты, к примеру известная Бходжана перед едой; возможно, и из других источников, которые покамест как-то не приходят на ум (у буддистов, например, довольно много мантр (дхарани) рассыпано в сутрах).
Каково ваше просвещенное мнение о них?
(У меня есть весьма сильное подозрение, что в принципе любой фрагмент сакральных текстов, при надлежащем к нему отношении, является мантрой со всеми вытекающими).
2. Как я понимаю, простое упоминание в тексте Пуран мантры - например известный отрывок в Шив Пуран:
"Господь Вишну сохранил эти 5 мантр: Махамритьюджая , Панчакшара, Чинтамани, Дакшинамурти и Махавакья" не является в свете вышесказанного их "изложением". Или это не так или не совсем так?
3. Некоторые тексты из Пуран (скажем, Дэви Махатмьям) тем не менее требуют, по мнению некоторых индийских Гуру, не только предварительных и т. п. практик, но даже и дикши, причем нарушителям грозят самыми лютыми последствиями, вплоть до эпилепсии. Как бы вы это прокомментировали?

С (не) :123:терпением жду вашего решения.
Записан
"Правами обладает только тот, кто владеет собой."
Мераб Мамардашвили.

satori

  • *
  • Сообщений: 48
Re: Мантры
« Ответ #1323 : Ноябрь 05, 2020, 19:33:23 »

Maks
 - я их слушал - понравилась Гаятри мантра у Ravi Shankar, но в альбоме все треки короткие - у меня Гаятри мантра 36мин - а это не тот Ravi Shankar, который основал движение Искусство жизни? И как слушать - просто включил и слушай или тоже подобрать сборку по смыслу - к примеру сначала OM,потом Ganesha мантра(для устранения препятствий),Guru mantra и потом основная мантра - или это не играет роли?



Записан

Шишок

  • *
  • Сообщений: 75
Re: Мантры
« Ответ #1324 : Ноябрь 05, 2020, 21:59:23 »

Намасте, Гуру Матсьендранатх!
....ОМ ПУРНАМАДА'А из Ишавасья - она в действительности-то ведическая, из Яджурведы...ничего, чентят люди...
Тут вот еще какое соображение вспомнилось:
4. Многие (если не большинство ) пуранских мантр даны в Пуранах в контексте, все равно предполагающем  участие посвященных людей, по большей части брахманов. Так что самостоятельная практика все равно под вопросом...
Записан
"Правами обладает только тот, кто владеет собой."
Мераб Мамардашвили.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7046
    • Традиция натхов
Re: Мантры
« Ответ #1325 : Ноябрь 07, 2020, 07:37:54 »

Шишок

То что она ведическая, вы Америку не открыли, многие мантры впервые были в ведийских самхитах, есть даже такое, что одна и та же мантра, из одной самхиты, попала в другую и там уже звучит совсем иначе. А потом она могла попасть и в другую категорию текстов. Например, известная Мритьюнджая одними произносится как "яджямахе", другими – "джаджамахе" и т.д. Это освещается все в шикша, но это огромный раздел текстов. И если вы добавите к этому еще и то, что та же самая мантра в пуранах звучит на один манер, в тантрах иначе, не говоря уже про шабар-мантры, то конечно это все очень непросто. То что я сказал, что пураны предназначены для женщин, для шудр и т.д., это просто то, что доводилось слышать от индийских Гуру, когда они это говорят индусам. Но по факту, если пуранический санскрит отличается от ведического, конечно, это не упрощает все для иностранца. Или, пожалуй, очень хороший пример шабар-мантры, которые даже на хинди не факт что встретятся, но то что они есть на разговорных языках, то верно. Они на диалектах, которых примерно тысяча, в другую деревню зашел и там другой язык, и другая религия. Когда говорят, что это более "легкие мантры", разумеется, они не поясняют, что легкие для тех, у кого этот язык разговорный, естественный, но иностранцам не стоит этим обольщаться, думаю, можно не объяснять почему. По этому поводу я могу сказать много, относительно того, где нужен Гуру, а где нет. Об этом говорить можно бесконечно. Могу только несколько основных причин назвать, почему большинству иностранцев мало что светит (если только не приложить титанических усилий), надеясь, что хоть кто-то что-то пересмотрит в себе и в мире одновременно. Первая причина связана с неверным пониманием темы бизнеса и темы практики. Т.е. всех приучили брать для своего эго, вместо того чтобы отпускать цепляния и забывать о себе. Другая причина – незнание индийских языков и неспособность видеть какое там обилие всего. Не способность видеть, что, дай Бог, чтобы самое основное успеть за одну жизнь, это я уже беру совсем удачные случаи. Поэтому на Западе все хотят прийти к Гуру, чтобы что-то отхватить, урвать, что указывает на глубокое невежество. Если бы народ понимал, что хоть немного более-менее нормальное обучение занимает очень много времени, то могло бы быть иначе. В большинстве же случаев, я не вижу каких-то, хоть немного серьезных, перспектив. Это не потому, что мне это нравится или не нравится, просто проще сказать все как есть. Я сторонник того, чтобы был Гуру и чтобы он учил всему, и относительно того, что Гуру всегда нужен, соглашусь. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7046
    • Традиция натхов
Re: Мантры
« Ответ #1326 : Ноябрь 07, 2020, 08:29:07 »

1. Помимо тантрических, ведических и пуранических мантр существуют еще мантры из Упанишад: например известная ОМ ПАУРНАМАДА'А ПУРНАМИДАМ...из Ишавасья Упанишад, которой бихарцы рекомендуют завершать занятия йогой;
из Бхагавадгиты, к примеру известная Бходжана перед едой; возможно, и из других источников, которые покамест как-то не приходят на ум (у буддистов, например, довольно много мантр (дхарани) рассыпано в сутрах).
Каково ваше просвещенное мнение о них?

Если эта мантра из Шукла-яджурведы или из данной линии передачи, то там другие свары, там другое произношение фонем, они другие даже в написании. Данная мантра из  Шукла Яджурведа Мадхьяндина Шатапатха Брахмана (14.8.1.1), но если эту же мантру, допустим, вы встретите в Бхагавадгите, то это будет уже другая история. Просто многие, у кого я учился (это и Неварский Гуруджи, и Гуруджи Рамешчандра в Шривидье, и другие), используют именно Ваджасанеи (Белую Яджурведу) и многие из мантр, такие как Шрирудрам, Пуруша-суктам, Панчабрахма-мантры и т.д., которые круто отличаются от тех же мантр в других Ведах. Например, фонетика Пуруша-суктам в Ригведе, Самаведе (там она весьма урезана и тона такие, какие только там), в белой Яджурведе и т.д., очень разные. Но, опять же, если вы не практик конкретно линии белой Яджурведы, то нет необходимости произносить так, как это требуется именно там. Да, эта мантра может перед едой петься, кто-то ее использует в агнихотре при пурнахути и т.д.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7046
    • Традиция натхов
Re: Мантры
« Ответ #1327 : Ноябрь 07, 2020, 09:28:04 »

3. Некоторые тексты из Пуран (скажем, Дэви Махатмьям) тем не менее требуют, по мнению некоторых индийских Гуру, не только предварительных и т. п. практик, но даже и дикши, причем нарушителям грозят самыми лютыми последствиями, вплоть до эпилепсии. Как бы вы это прокомментировали?

Во-первых, Деви-махатмья – это компиляция четырех текстов. Первый – тантрическая Ратри-суктам (отличается от Ригведической), она составляет первую адхьяю ДМ. Второй текст – Шакради-стути, составляет четвертую адхьяю, третий – Апараджитадеви-стути, его еще называют тантрической Деви-суктой, он составляет пятую адхьяю. Четвертый – Нараяни-стути, составляет одиннадцатую адхьяю ДМ. Это разные тексты, скомпилированные в единую Сапташати с дописыванием каких-то своих дополнений в Маркандея-пуране. Пураны в себя включают разные элементы из всего, из Тантр, Вед, Итихас…, но это именно пуранический стиль, где нет необходимости рецитировать так, как это в Ведах например. Есть Сапташати, которые вообще перекодированы только в биджевый, тантрический формат или, которые используют тантрические мантры в качестве сампут (вставок этих мантр в шлоки ДМ). Тантрики вообще могут брать ведийские мантры и посредством анулома-виломы (чтение "наоборот") читать акшары данной мантры от конца к началу и, разумеется, там уже не будет никаких ведийских удатт, анудатт и сварит, это тантрический вариант данной мантры. Я специально взял яркий пример с анулома-виломой, показывающий, что мантра та же, но правила иные. Таким вот образом, с анулома-виломой может быть и Гаятри, и Махамритьюнджая, и многие другие известные мантры. Более того, даже названия Гаятри, помню в России один умник гнал на натхов, как на нас, так на тех, что в Индии, дескать, неверно, потому что там  не 24 акшары видишь ли. Кстати, сейчас эти гонщики сами себя натхами стали называть, не даю я им покоя, такой я, по их версии, никчемный, что решили и дальше мне подражать. Так вот, даже в Ведах есть масса видов Гаятри с чандасами на самое разное количество акшар, есть еще и смешанные чандасы. В текстах йоги часто «сохам» называют Гаятри, которая весьма короткая. Есть и шабар-мантры Гаятри и много еще чего разного. В данном случае, под предписаниями к ним надо подразумевать предписания именно той линии и того Гуру, которым данная форма мантры соответствует. Если говорить, что при неправильном произношении какой-то мантры кто-то пойдет в миры адов (иногда даже пишут каких именно :D), то надо понимать, что это нарушение предписаний конкретного Гуру и линии, а не вообще всех существующих вариантов этой мантры. Я бы не стал к мантрам относиться так, как например, сейчас правительства всех стран преподносят коронавирус. Конечно, надо спокойно изучать и разбираться, ошибки все делают, даже брахманы в Индии, но это не повод становиться зашуганным зомбаком параноиком, как впрочем, и не повод впадать в самодовольство от минимального знания, сравнивая себя с теми, кто ничего не знает или знает немного в данной области. Нужно искать достойного Гуру, если человек искренний и ставит большие цели, то найдет.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Шишок

  • *
  • Сообщений: 75
Re: Мантры
« Ответ #1328 : Ноябрь 07, 2020, 11:06:38 »

Намасте, дорогой Гуру Матсьендранатх!

Могу поклясться: чем больше я смотрю (на видео) и читаю то, что вы пишете, тем больше вас уважаю за ваш ум и, главное, такт. В частности, ответы ваши не только дают пищу для ума, но и всегда оставляют место, чтобы ее "переварить" (т.е. для его самостоятельной работы). Даже и в тех случаях, когда, казалось бы, лучше (а скорее всего,  м.б., проще) категорично "прибить пыль".... Ан нет: убеждаешься, что - правда ваша. Такое и не у всякого Гуру встретишь.
О паранойе речи нет, - есть лишь желание хотя бы минимально соответствовать тому, что чтишь.
Как нет и желания коллекционировать практики и чего-то там себе наворожить  pil_bag  ...не говоря уж о гламурных тусовщиках с глянцевыми календар-мурти (кажется, знаю, о каких это вы "НатХах").
Задача практик моих (не знаю, насколько они "духовны") - покамест та, что обозначена ниже в девизе. Цель же их на этом этапе - научиться хотя бы !!! не мучить и не тиранить людей,  достичь во взаимодействии с ними точности и бережности: одним словом, внимания. Никаких других " сиддхи" мне и даром не надо.

Признаться, я ведь и не лезу в 100℅ хинду. Веру мою скорей назовешь синкретизмом. До сих пор, например,  выполняю практики R+, по системе ордена,Golden Down, кула в частности входят и христианские и иудейские "шлоки и стотры", - как и до встреч с Деви (сначала как Трипурасундари, затем, в особенности, как Мать Дурга) - которые, скажу не раскрывая подробностей, подействовали сильно! С тех пор вижу, как качусь по дорожке, которая,  м.б., приведет к Деви Бхакти. Но да ведь все "м.б."
Во всяком случае, в парампары мне, наверное, лучше не лезть.

Испытаю, однако же,  ваш совет (в теме о празднике Наваратри) читать 1008 имен (скорей всего Дакаради).
Хотелось бы лишь, чтобы все "чин по чину" :05:

Записан
"Правами обладает только тот, кто владеет собой."
Мераб Мамардашвили.

Шишок

  • *
  • Сообщений: 75
Re: Мантры
« Ответ #1329 : Ноябрь 07, 2020, 11:38:41 »

...в связи с этим все же спрошу у вас, дорогой Гуру Матсьендранатх:
Какова необходимая и достаточная пуджа для чтения этих Сахасранама?
Подойдет ли, допустим, манаса пуджа из раздела "Материалы" Портала натхов?
Вообще, на какой руке в этой пудже надо "ставить перемычки"в соответствии с пеовоэлементами? Или на обеих?
Записан
"Правами обладает только тот, кто владеет собой."
Мераб Мамардашвили.

Шишок

  • *
  • Сообщений: 75
Re: Мантры
« Ответ #1330 : Ноябрь 07, 2020, 11:43:39 »

("Один дурак столько вопросов задаст, что 1000 мудрецов не ответят")

 :126: Льщу себя надеждой, что вместо "дурака" в этой поговорке изначально был "невежда".
Записан
"Правами обладает только тот, кто владеет собой."
Мераб Мамардашвили.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7046
    • Традиция натхов
Re: Мантры
« Ответ #1331 : Ноябрь 07, 2020, 13:42:07 »

Спасибо за такую оценку моего труда!

Мне понятно о чем и о ком вы говорите, и о как бы "натхах", и остальном. Конечно, у меня нет задачи кому-то что-то навязать, но люди относятся ко мне по-разному, каждый видит во мне свои проблемы, а кто-то видит свою же чистоту. Может ли мне быть хорошо, если тому, кому я даю практику или какой-либо ориентир, плохо? Очевидно, нет, потому что карма вернется в таком же виде. Иногда мне хочется поделиться ценным, и я это делал, но жизнь научила, что это должно быть в соответствии со способностями, мотивациями людей. Мы говорим о правилах мантр, их очень много. Но какова основная цель их всех? Цель - чтобы Божество было довольно, а вот что такое удовлетворенность Божества тобой - это очень важная тема. Как в этой жизнь вы кем-то довольны больше, кем-то меньше, кого-то вы хотите держаться подальше, кто-то отвратен вам, вот что-то подобное и с Деватами. Может очень грубое сравнение, но не знаю как лучше донести мысль. Много ведь есть разных людей почитающих Божеств, но очень разные результаты, кто-то получает неплохие результаты, а кто-то очень высокие. 

Что касается "100 процентов хинду", знаете, даже в самой Индии они могут поспорить, кто из них на самом деле сто-процентный, а кто нет. Задача не стать хинду, а для начала, хотя бы не быть гавном как человек, не важно в какой ты традциии. 

Сахасранамы, как я их понимаю, это тысяча мантр, помимо одной основной мула-мантры. Простой пример из жизни (так как они более понятны), вы можете ходить на работу, вас там знают и ценят в одном качестве, жена дома ценит в другом качестве, дети в третьем, друзья еще в каком-то. Это все разные аспекты вас, но видеть в вас только один аспект, в определенном смысле это ставить вас в рамки. Даже многим людям это не нравится, поэтому, большая форма уважения Божества - это прославление всех его достоинств. Опять же, с той же целью, чтобы Божество к вам благоволило. Поэтому конечно, если есть такое стремление почтить Девату сахасранамой, это точно не помешает, но желательно понимать содержание. 

Можно уточнить, что имеется ввиду относительно первоэлементов? Просто с ними много чего связано.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Шишок

  • *
  • Сообщений: 75
Re: Мантры
« Ответ #1332 : Ноябрь 07, 2020, 14:10:29 »

Можно уточнить, что имеется ввиду относительно первоэлементов? Просто с ними много чего связано.
Когда при упачарах большой палец касается сначала других пальцев, символизируя элементы от Притхиви до Акаша, потом проводит по всем разом.
Записан
"Правами обладает только тот, кто владеет собой."
Мераб Мамардашвили.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7046
    • Традиция натхов
Re: Мантры
« Ответ #1333 : Ноябрь 07, 2020, 15:04:38 »

Это делается обеими руками, каждая рука на себе самой. Вначале указательный палец проходит по большому, потом наоборот. Далее, большие пальцы обеих рук проходят по всем пальцам на ладони, поочередно, от основания до кончика. А потом, обе руки складываются в жесте "намаскар", как символ всех упачар.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Шишок

  • *
  • Сообщений: 75
Re: Мантры
« Ответ #1334 : Ноябрь 07, 2020, 16:10:04 »

 :05: Огромнейшее спасибо, дорогой Гуру Матсьендранатх!
Вы еще и важный штрих в эту картину добавили.
Но подойдет ли сия пуджа именно в случае чтенияДурга Сахасранама? Или нужно еще что-то?

Вот ведь, ваше обьснение о прославлении всех аспектов Божества очень ложится на христианский церковный опыт. Там есть каноны молебные, а есть акафисты: как раз они - своего рода намавали, и они должны быть особым образом оформлены: не просто с места в карьер перечисляются аспекты Бога или святого, а вначале идет кукулий (вроде "шапки" в документе, со шлокой);
а дальше чередуются икосы - это собственно разделы намавали и есть - и кондаки, кратко излагающие его деяния+опять же малая стотра молитвенная. Всего тех и других - по 12. В конце - молитва довольно пространная. Т. е все это - тоже своего рода пуджа.
Похожая структура и в канонах, но там и псалмы еще и т.п.
(Подозреваю, что для вас это излагать нет смысла: вы в ваших духовных исканиях наверняка это тоже проходили. Все же пусть народ хоть прочтет).
Это я - к тому, что должна быть вокруг текста "структура" некая, некий чин богослужебный, текст не в воздухе парит..
Узнать, в чем эта структура вокруг Дурга Сахасранама Стотрам,  на каких столпах должна стоять ея практика - стало бы для меня счастьем несказанным....

Насчет того, что быть человеком, а не...гм, mal  :114: :024:  : у меня почему окойный М. Мамардавили - т.ж. своего рода "Гуру": у него все стоИт на этом, и он все время предупреждает, как же это трудно! Человечность - не рупь, в карман не положишь. И по себе вижу: с утра встаешь опять " мартышкой", весь день стругаешь из себя человека, с переменным очень успехом, иной раз подолгу не стругаешь, струг притупился что-то....потом озираешься: со стыдом, а то даже и без него.... То же и мысль : подумалась она, и решил - твоя, навек присвоил; а вот те на... но это так, лирика.
Не знаю, кому как, а по мне - так вы как раз по мне.
Что, увы, совсем не значит автоматом, что и я - по вам.
Записан
"Правами обладает только тот, кто владеет собой."
Мераб Мамардашвили.