Сапрема намаскара, Виктор!
В индуизме год делится на два периода: дакшинаяна и уттараяна, нисходящий к югу и восходящий к северу. Они являются символами Правритти (проявления, погружения сознания в мир) и Нивритти (возвращение к непроявленному, к уходу из мира). При летнем солнцестоянии сознание движется к Правритти, при зимнем - к Нивритти. Принято считать, что все духовно практикующие проходят очищение, когда Солнце входит в созвездие Козерога, этот праздник называется Макара санкранти. Натхи, различные садху или садхаки совершают поломничество на Кумбхамелу, так как в четырех местах Индии была пролита Амрита, и поэтому омовение в этих местах смывает многие грехи и направляет практикующего к мокше. Летний период Карка-санкранти может быть благоприятным для почитания предков и совершения питри-тарпаны. Правда, в Индии бытует мнение, что этот период не совсем хороший, но это смотря с какой точки зрения, для натха пути правритти и нивритти взаимодополняемы. Кстати, юг и жар Солнца вообще в индуизме часто считался неблагоприятным, так как Солнце - побудитель к деятельности, поэтому в тантре это, в первую очередь, различные формы абхичары. Солнце разрушительно, и связанные с ним южные стороны считаются предназначенными во многих обрядах именно для такого рода целей. Север наоборот считается левым путем, уходом от всех условностей, это - амрита, дарующая рождение творчества, освобождение от всего лишнего. Совершенно очевидно, что понятия в хатха-йоге относительно агрессивности Солнца, которое связано с нижней частью тела (пищеварительным огнем), и Луны (высшей нервной системой, сознанием, связанным с созиданием), имеют связь с этими ритуальными принципами индуизма. В тантре дакшиначара - это обусловленный путь, направленный на материальное, и вамачара - путь, направленный на раскрытие трансцендентного сознания. Один путь - Солнца, другой - Луны (сома). Солнце поглощает Луну, оно враждебно для обычного человека, и посредством объединения праны (Солнца) и сознания (Луны) вы обретаете Мокшу (освобождение) от неконтролируемой деятельности праны и ума. В тантрах встречается упоминание Шивы как Хатхешвары - того, который повелевает нижней «амнаей», он является Калагнирудрой и Бхайравой. В Тантралоке Шри Абхинавагупта дает определение Бхайравы термином "Хатха".
Не всегда в летнее солнцестояние полезно почитать питри, могут быть разные садханы, направленные, например, на какую-то социальную активность. Обычно их передает Гуру своему ученику, в соответствии с индивидуальными особенностями конкретного ученика.