Адеш!
Интересные пошли рассмотрения причин различных страданий (дукха). Я полагаю, что Рохини права насчет выхода причин. Кстати, вadha, в упомянутой ВБТ есть даже техника такая - осознавание в теле боли и абстрагирование от нее. Мой опыт и то, что говорят тексты, а также мои Гуру на эту тему, - все это может быть изложено очень разнообразно. Во-первых, элементарную боль в физическом теле можно снять одним лишь приведением в равновесие праны в теле посредством упражнений и другими внешними путями. Но у физических проблем всегда есть причины тонкие, обычно они дают о себе знать, когда сознание не приковано к телу или к грубой физической реальности как таковой. Тогда вы замечаете крайности своих привязанностей - мировоззренческие и другие. На самом деле, причина всех страданий в них, все они - просто тот или иной уровень заблокированной праны или сознания (они ведь связаны). Если хорошо практиковать методы, связанные с телом, то можно повлиять и на ментальный план. Достаточно выбрать какое-то количество подходящих для себя асан и регулярно практиковать их в статической манере, начнут высвобождаться застоявшиеся энергии, разряжаться блоки в энергии и сознании. В статических положениях легче это проследить.
То, что здесь сказали о направлении внимания на проблемные места в теле или какие-либо другие блоки, так это очень популярная техника для многих восточных традиций и систем, также и в психологии. Вы «вытаскиваете» на сознательный уровень причину проблемы, вернее, в ходе практики она сама может проявиться и все само собой проходит. При решении проблемы Вы получаете прилив сил.
Вообще, многие люди понимают, что они, по большому счету, духовно нереализованные существа, поэтому не всегда счастливы. Они используют мелкие радости жизни, подобно обезболивающим средствам, как бы откладывая их решение на потом. Такой ход дел накручивает все новые и новые события, привязанности, которые затуманивают старые причины. Обычные человеческие существа - это «проходной двор», в них что-то влетает, вылетает, что-то откладывается, и они не властны над собой и судьбой. Только йогины зрят в суть всех проблем. А что же находится за пределами этого круговорота боли и удовольствий: может, великое вселенское удовольствие, может, боль, а может, что-то еще? Обычно начинаешь об этом задумываться, когда перешагиваешь стандартные человеческие интересы и привычки, после чего замечаешь, что ты вполне вменяемый и даже более чем, но тебя мало кто понимает. И тогда ты перестаешь многое идеализировать, появляется альтернатива для исследования внутреннего и внешнего мира. Путь любого садхаки не бывает похож на чей-либо еще, т.е. вы вовсе не бесчувственные бревна, которые должны использовать в «духовных организациях» как некий «человеческий материал». К сожалению, такие понятия как «тапас», «дисциплина», практика асан и пранаям, обрели убийственную форму, в сущностном смысле. Это сейчас культивируется везде - на разных тренингах и семинарах. Поэтому мне иногда бывает очень непросто что-то настоящее доносить людям, у которых о йоге кто-то успел сформировать неправильные представления. Ведь, по-хорошему, не может быть такого понятия как "семинар по йоге" или "тренинг". Вдумайтесь, разве можно называть словом тренинг то, что ведет к преодолению всех обусловленностей этого великого Бытия. То же самое с асанами, их никогда не использовали с целью сбрасывать вес, цель состояла в том, чтобы преодолеть свои телесные привычки, рефлекторные активности и вытащить свое сознание на другой, более осознанный уровень восприятия. Для этого делаются все асаны, пранаяма, концентрация, релаксация, джапа, бескорыстные поступки или практика осознавания всего, что происходит внутри и снаружи, многие методы и способы повышения чистоты сознания.
Мантра - это один из таких способов. Мантра тоже оказывает эффект, схожий с хатха-йогой и другими видами йоги, просто в мантрах много своих тонкостей, которые связаны с определенными шакти. Когда вы повторяете джапу, то на время наступает приток новых сил, и вы можете вытеснить какие-то проблемные состояния, связанные с телом или привязанностями к нему. По окончании джапы ваше сознание возвращается в обычное состояние, и вы чувствуете в нем боль. Есть люди, которые живут всегда этими состояниями, и таких немало. Вы когда-нибудь наблюдали за детьми, как они начинают плакать? Ребенок сначала падает, потом молчит какое-то время, по-прошествии нескольких секунд он начинает плакать, потому что включается социальный ум. Произошло то, что непривычно, и пора «включать» внешнюю и, как следствие, внутреннюю драму, тогда тебя начнут сразу жалеть, проявлять к тебе доброту и заботу. Взрослые люди думают, что дети должны учиться у них, но, на самом деле, если хорошо понаблюдать за явлениями мира, вы увидите, что учиться можно практически у всех. Взрослые люди - это тоже дети. Они запрограммированы иногда на идеализации разных патологических событий и накручивании, как следствие, разной кармы. Поэтому сознание не должно становиться инертным несмотря ни на что. На вас могут накатить большие беды, разные силы Майи ожидают от вас стандартных человеческих реакций, что вы потихоньку затухнете, как все нормальные люди. Ооочень много причин для того, чтобы вы сами на себя стали вешать блоки и ограничения. Истинные враги уничтожают людей не своими руками, а руками самих людей. Йога учит тому, как научиться всем говорить "нет", как научиться не отдавать другим на растерзание то, чем ты должен сам управлять. Йога учит контролю ума, души, тела, энергии, которые взаимосвязаны, она занимается всем существом, поднимает человека от уровня животных, которые сидят в своих норах, бесконечных мелких удовольствиях и страданиях, поднимает туда, где можно парить в необусловленном счастье. На уровне обычных людей кто-то богат, кто-то беден, одни красивые, другие нет, у каждого есть свои причины для каких-то радостей и страданий, но то, что дает тантра или йога - дарует такую ананду, которую вы уже не сравните ни с чем в этом мире. Все в этом мире может стать способом для того, чтобы выйти на такое восприятие. Тело - это также одно из средств и, конечно, это не означает, что, найдя большее, вам нужно забыть о теле, о чем-то, что есть в этом мире. Совершенное состояние - в этом мире и в этом теле. Есть определенная категория существ, которые способны это воспринять довольно легко, для них Горакшанатх и другие йогины дали методы такого естественного присутствия, которое можно сразу воспринять в физическом теле или же в шабар-мантрах. Но кому-то, в связи с тем, что их клеши очень прочны, сразу непросто понять практики такой категории. Таким даны методы, связанные с телом: в виде вьяям, многих асан или же, если это мантры, в них присутствует множество особых ритуальных элементов. В традиции Горакшанатха и других сиддха-йогинов многие методы в первую очередь представляли живой опыт, который позже кто-то изложил в книгах. Естественно, люди, не имеющие такого же опыта, просто-напросто завернули его в технарство, сделали из всего этого мертвый товар для своего маркетинга. Они создали стили йоги, в корне убили все то, чем являлась йога великих Учителей, поэтому вы увидите вокруг так много людей (из преподающих йогу), которые спорят о том, что ей не является. Они говорят, что йога того преподавателя опасная, а моя более безопасная для тех целей, которых жаждут большинство обывателей. Они все знают потребности простых людей и поэтому стараются им предоставить все в самом лучшем виде. Соревнуются в том, какой из инструкторов перещеголяет другого, в соответствии с невежественными потребностями людей. Неважно, что эти потребности совсем далеки от реальной йоги, главное - быть лучшим в том, что востребовано. Это - очень широкомасштабный агрессивный маркетинг, а где-то даже и криминальный, который заставляет многих так называемых йога-инструкторов совершать скверные поступки, которые являются таковыми даже для обычного человека, не говоря о йогинах. Если бы Горакшанатх сейчас явился вновь и увидел ту хатха-йогу, которую он создал и которая сейчас повсюду, он бы ее просто-напросто не узнал. К сожалению, все самое светлое и лучшее, что кто-либо старался в этом мире сделать, всегда опошлялось, омертвлялось, так что последующие поколения с большим трудом могли довольствоваться чем-то большим, нежели просто имитацией. Я, конечно, понимаю, что традиция огромная по численности адептов, практик, времени существования. И когда говорю о том, что без преданности и чистоты намерения что-то распознать нереально, меня понимают очень немногие. Может быть, это мой опыт, я буду рад, если окажусь неправ, но пока еще среди технарей в йоге гении, которые глубоко постигли бы традицию Натхов, мне не встретились. Многие движутся как раз именно в диаметрально противоположную область. Поэтому у меня был выбор: стать как все и быть хорошим человеком, или сказать им, не колеблясь, о том, что я выбираю все-таки учение Горакши. Второе: тонны грязи йога-тичеров мне не страшны, они все равно - не Шива в виде Парапинды, и больше грязи, чем в самой жизни, они все равно не проявят. Соответственно, если кто-то хочет со мной серьезно обсуждать асану, пусть будет готов к тому, что я скажу не то, что говорят йога-терапевты и победители на чемпионатах мира по йоге, а то, что я видел всегда у натхов и что написано в их текстах. Все это далеко от того, что встречается повсюду.