Адеш!
Виктор, у меня нет, на самом то деле, своей воли, по крайней мере, так, как это видят большинство людей, в этом все дело. Я не передаю посвящений тем, кто во мне видит некий инструмент, но не совсем правильным образом. Несомненно, в любой традиции Учитель - это инструмент, который открывает доступ к садханам, принадлежащим традиции. Однако большинство людей мыслит словами и ограниченными образами, поэтому у них многие понятия ассоциируются не с тем, с чем нужно. Например, в отношении мантр, которые передает Гуру, Гуру не есть нечто отдельное от мантры. Я очень хорошо понимаю, что в этом мире многое измеряется деньгами, и я не говорю, что это хорошо или плохо, но это не имеет прямого отношения к тому, что ведет к мокше и просто к полноценному духовному прогрессу. Но многие ашрамы, школы и Гуру все очень упростили, поэтому большинство людей считает, что получить ту или иную мантру для коллекции - это как выпить очередную чашку чая. И чем больше мантр и практик, тем лучше. Однако мои первые поездки в Индию и дальнейшее обучение там очень сильно отличались от того, к чему многие привыкли, у меня не начиналось все с коммерческих школ, и пребывание в Индии было не сахаром, впрочем, конечно, у любой аскезы есть своя прелесть, с ними тоже нужно быть аккуратными. Как бы то ни было, у нас разный опыт. Сейчас я уже знаю, что такое попсовые школы, и что такое массовые заблуждения на тему садханы, йоги и т.д., ибо этого добра довелось насмотреться сполна. В больших традициях, не замкнутых на закрытые общества, чакры, где все передается очень строго в семейных кланах и где нельзя ничего менять, привносить своего, на самом деле, относятся к мантрам очень и очень серьезно. Это могут быть и просто прикладные, но очень важные правила: например, нельзя касаться джапа-малой нижних частей тела, всегда читать джапу, держа руку с четками у сердца; нельзя мантру повторять вслух, так, чтобы она была слышна; в традиционных школах, где следят за чистотой передаваемой дикши, обычно не принято даже записывать мантру на бумаге. Если рвется мала и вы ее перевязываете, нужно потом для нее специальные очистительные санскары делать, то же самое, если четки, например, упали на землю и т. д. В хомах соблюдается все до мелочей: сорта дерева, компоненты хавьи и расстановка предметов по сторонам света и т. д. Много, много всего. И так вот должно, в принципе, быть в нормальных школах. Как видите, нельзя даже мантры просто так писать и произносить вслух, может быть, кроме махамантр. Если вы открываете секреты садханы тем, кто не дикшита и тем, о ком вы не говорили предварительно с Гуру, можно или нельзя, то это - риск не только привнести доши в свою садхану, но и всех остальных дикшита, это может также сказаться на Гуру, который вам передал садханы. Желая распространить нашу традицию, я видел многих людей, которые давали очень много всяких обещаний, иногда даже очень пафосных, что часто говорило о будущем, - не пришлось особо гадать, чем все это закончится. Я передавал, пусть и простые, садханы тем, кто мне реально был сомнителен. Некоторые даже пускали слезы, говоря, что они искренни (не буду называть имен). Но в течение жизни у всех людей случаются неприятности, когда они могут пускать слезы. Но что такое мокша? Мокша над всеми сентиментами. Это - крайне трезвый уровень, и чтобы его достичь, нужна не просто ответственность, а ответственность в самом что ни на есть полном виде. Меня, как и всех, в любом случае будут критиковать: если я буду передавать избранным ученикам, то скажут: "Гребет все под себя", если всем, скажут: "Попса и профанация". В действительности, есть просто люди, которые видят плохое при любом раскладе событий, это я уже понял давно, и поэтому всем, кто меня не понимает, объяснять это - дело унизительное и неблагодарное, проще делать так, как считаешь нужным - и все. Когда действуешь, исходя из своей души и совести, останешься в плюсах, а иначе - только в мелких выгодах. Многие поверхностные люди, быть может, спросят, зачем я принимал в ученики таких как Рыженков, Цибина, Горлов, Волин, неужели Гуруджи недальновидный, если даже любому трезвому человеку достаточно посмотреть на лица таких людей и все станет понятно? Я дальновидный, на самом деле. И уже говорил, что у меня нет ничего своего, я никогда не брал и в материальном плане что-то от своих учеников, за исключением всего того, что уходило на их траты, более того, я даже тратил больше свое. Я хотел, чтобы натховская традиция, в самом адекватном, непопсовом виде, получила развитие в СНГ, и так оно будет, это несомненно. Поэтому мне лично все равно от того, что люди приходят и уходят, не я их считаю бездушным материалом, все дело исключительно в их личных состояниях. Сейчас я отправил в Индию получать посвящения нескольких более-менее адекватных людей, и намерен дальше поступать так же. Всегда, когда я в Индию привозил людей к натхам, я всем прямо, без всякой задней мысли предлагал посвятиться или у моих Гуру, или еще у каких-то нормальных Гуру. Были те, кто заявлял, что я был против посвящений некоторых людей у моих Гуру. Не скрою, это так, но все знают и все видели, как я был рад, когда, например, Света из Финляндии была принята в ученики Гуруджи Девнатхом. Она сама меня искренне спросила, что лучше, она просто хотела развиваться, и я поспособствовал тому, чтобы она училась у других Учителей. Не потому, что я ее вижу как ненужный для меня лично материал, а именно по причине того, что уважаю человека. Но есть люди, уровень которых я считаю не только низким, у которых доминируют лицемерные, ханжеские, эгоистические тенденции, таких я с большим трудом допускаю как до себя, так и до того, к чему я отношусь как к священному. Тем не менее, я принял в ученики ряд людей, которые, возможно, были не готовы, а у некоторых проявлялись явно асурические бхавы. Я знал, что они уйдут и, несмотря на то, что я немногое им передал, хотя, кто-то считает что много (но не я), переданные практики от этого не перестают быть священными. И те, кто ушел, начали потом демонстрировать свою "крутизну", сами себе набирать учеников (чтобы не работать, по их словам), передавать то, в чем сами еще не разобрались толком. Я понимаю, хочется быть гуру, чтобы не работать, но все-таки это еще не говорит о том, что человек сам реализовался как нормальный садхака. Среди моих учеников уже есть несколько дикшита-аугхаров, и я думаю, кто-то у других Гуру в Непале или Индии получит дикши, посему пришла пора заняться качеством, количество уже есть. На данный момент я должен и о себе позаботиться, раньше я делал много вредных для меня вещей, в ущерб себе я распространял традицию, и, кстати, традиции, как это ни странно, в процессе всего этого стало видно, кому что нужно на самом деле, кто и что хотел получить. Я не хочу сейчас брать учеников только ради распространения традиции (кстати, не факт, что ей это во благо) и чтобы лет через 20 я отбросил коньки в результате своего альтруизма. В нормальных школах Учитель и ученик друг другу помогают. Часто учеников с таким пониманием немного, но и Учитель тоже не поступает с ними так, как многие наезжие Гуру, типа, приехал, посвятил - и живите, как знаете. Мне мое обучение в Индии обошлось очень дорого (не в плане денег), я оставил то, от чего не откажется ни один здравомыслящей человек. Почему? Потому что я знаю, какова цена результатов правильной садханы, многие говорят о том, что дикши, сиддхи и т.п. не продаются, на самом деле. Конечно, это так, но, как правило, так в большинстве говорят те, кто хочет все получить, делая минимальные усилия в практике. Это говорят явно не те, кто оставил все и сидит в пещерах, а те, кто ходит по кабакам, ездит на мерседесах (критикуя подобное в других), участники мышиных бегов, знающие цену только своим меркантильным потребностям. Поэтому я еще раз напоминаю о том, что садхана - это самое важное в этом мире, ее нельзя, исходя из фразы "дикши не продаются", считать какой-то дешевкой. Это очень и очень непросто. О мокше легко говорить, начитавшись книг, и о сиддхах, насмотревшись фантастических фильмов, но книги и фильмы - часть жизни, а тот, кто достигает мокши, преодолевает все ее иллюзорные проявления.
Если вы поговорите в Индии со знающими людьми, то они вам с полной уверенностью скажут, что тантра - это практика для очень и очень немногих, этому нужно всего себя посвятить без остатка. Если кто-то чувствует, что не готов - это нам не мешает просто быть хорошими друзьями, общаться на тему тантры и духовных учений. В некоторых случаях, видя, что человек немного созрел, я могу передать ардха/сукшма-дикшу (малое посвящение), но это не будет в стиле передачи мантр на любой вкус, как в энциклопедии мантр - все хороши, бери и читай. Будем смотреть трезво на вещи, этот подход дилетантский. Мантра, будучи неправильно переданной, не дает возможности ученику понять верным образом и методы йоги, для таких людей йога и дикша-мантры - это "физкультура" и "то, что настоящее, по сравнению с физкультурой". На деле получается, что в правильном виде нет ни того, ни другого. И мне бы не хотелось вести кого-либо к такому "пашуитскому" состоянию сознания. Если ученик относится ответственно к тому, чему я учу, я отношусь серьезно также к нему, это не тот случай, где может быть игра в одни ворота. Или обоим хорошо, или обоим плохо. Так что здесь лучше как следует подумать, прежде чем принимать серьезное решение. Бессмысленная дикша подобна бессознательному рождению, это можно сравнить с тем, как одни живые существа рождаются и умирают бессознательно, другие осознанно. Живых существ постоянно заносит то в одни тела и события, то в другие, и часто они - не владыки своих судеб, а садхана ведет к тому, чтобы освободиться от такого состояния, в этом ее ценность.