Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Мантры  (Прочитано 598531 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re:Мантры
« Ответ #285 : Август 21, 2009, 18:46:39 »

Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

Уважаемый Гуруджи!

Я видел человека, который много лет читал одну всем известную мантру и мог делать чудеса.

Интересно, этот человек, с которым Вы были знакомы, он вообще только эту одну мантру читал, опуская всю положенную "гирлянду": Гуру, Ганапати, Шива, Шакти, Ишта Дэвата, и т.д., или, все же, "одна всем известная мантра" была в контексте остальных?

Пожалуйста, так же дайте Ваши бесценные разъяснения по следующему вопросу. Основная мантра, практикуемая (реализуемая) адептом, (ею, в частности, может быть мантра Ишта Дэваты (адепта), хотя, вероятно, существуют и иные варианты) - должна стоять по очередности (в одном сеансе джапы) - в начале цикла (сеанса) джапы, в середине, или же, в конце занятия, (и после нее никакие другие мантры начитывать не рекомендуется)?
Это, на мой взгляд, важный и сложный вопрос. Представляется, что у каждого подхода (чтение основной реализуемой мантры в начале, в середине, и в конце занятия (джапы)) - есть свои плюсы, и свои минусы.
С одной стороны, в начале занятия следует начитать всю положенную вступительную "гирлянду" (малу) (Гуру, Ганапати, Шива, Шакти, Ишта Дэвата), и лишь затем приступать к рецитации основной реализуемой мантры. Тем более, что перед джапой основной реализуемой мантры следует "подготовить почву", "разогреть машину", "прочистить каналы" - чтением предваряющих мантр.
С другой стороны, в начале занятия больше всего некой "тонкой ментальной энергии", затрачиваемой (расходуемой) в процессе джапы, и, с этой точки зрения, основная реализуемая мантра должна была бы стоять в самом начале занятия, для максимальной эффективности ее рецитации.
Если же читать основную реализуемую мантру - в конце сеанса (цикла) джапы, то, с одной стороны, есть тот плюс, что она читается последней, и ее "отпечаток" становится завершающим (в ментальном поле, пространстве), и не испытывает дальнейших преобразований (изменений), как было бы в том случае, если после основной реализуемой мантры читались бы какие-либо еще, завершающие. Но, с другой стороны, количество "тонкой ментальной силы" ближе к концу (сеанса, цикла) джапы, (я имею в виду занятия (джапу) продолжительностью 1,5 - 4,0 часа) - уже начинает существенно уменьшаться (иссякать), что может сказаться неблагоприятно на эффективности рецитации основной реализуемой мантры.
Может быть, оптимальным бы было рецитировать основную реализуемую мантру в середине занятия (джапы), но не окажет ли негативное (нивелирующее, искажающее) воздействие на эффективность реализации основной мантры - чтение после нее (в течение 0,5 - 1,5 часа) - других, завершающих цикл джапы, мантр?

Буду крайне благодарен Вам за развернутый ответ.

С глубоким уважением, Виктор.

P.S. Уважаемый Гуруджи!
Если Вы сочтете это уместным, и найдете такую возможность, то, пожалуйста, ответьте на предыдущее сообщение, содержащее в себе вопрос  о правильной рецитации мантры Ганеши. Все дело в том, что сомнения возникли потому, что я прочитал где-то здесь на Форуме, (к сожалению, не могу привести цитату, так как сразу не сделал закладку, а потом, по поисковику, не нашел), вариант прочтения Ганеша-мантры, отличный от того, в котором мне эту мантру передавали. Полагаю Вас истинным экспертом (по крайней мере, в моих глазах), в Мантра Видье, и Ваша консультация по означенному вопросу, несомненно, разрешила бы возникшие у меня сомнения.

Примите мои поклоны.

С глубоким уважением, Виктор.
Записан

Vikram

  • *
  • Сообщений: 317
Re:Мантры
« Ответ #286 : Август 25, 2009, 00:10:23 »

Джей Шри Ма!
Сапрема намаскар!

Читаю паратришика виварану и задаюсь вопросом. Звуки санскрита полностью соотносятся с таттвами - это понятно. Но тогда как быть с мантрами на других языках, где фонетика несколько иная, хотя они тоже работают ни чуть не хуже. Скажем тибетский язык сильно отличается от санскрита. Также мне попадались китайские мантры, уже не говоря о древнееврейском. Получается ли, что подключение той или иной буквы к соответствующему архетипу зависит ни сколько от самого звука, а от системы мировоззрения и языка в целом? Есть ли универсальное соответствие звуков силам или всё зависит от традиции? Впрочем даже некоторые русские слова некоторые товарищи используют как мантры, но насколько они при этом эффективны незнаю.

Заранее благодарю за ответ.
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re:Мантры
« Ответ #287 : Август 26, 2009, 20:41:24 »

Гуруджи ко Адеш!

Приветствую всех!

  ...Звуки санскрита полностью соотносятся с таттвами - это понятно. Но тогда как быть с мантрами на других языках, где фонетика несколько иная, хотя они тоже работают ни чуть не хуже. ...
  ...Получается ли, что подключение той или иной буквы к соответствующему архетипу зависит не сколько от самого звука, а от системы мировоззрения и языка в целом? Есть ли универсальное соответствие звуков силам, или всё зависит от традиции? ...

Очень интересное высказывание, выводящее понятие "мантра" за пределы жестких фонематических границ и предполагающее наличие неких универсалий,
которые не зависят от социокультурных средств коммуникации. Можно ли полагать, что каждая мантра имеет несколько уровней проявления в соответствии с четырьмя уровнями звука:
1 Вайкхари: звук-слово
2 Мадхьяма: слово-понятие
3 Пашьянти: слово-смысл
4 Пара: слово-энергия?
  И еще, было бы очень интересно узнать, как составляются мантры, и предшествует ли этому процессу погружение Мастера в Пара-наду?

Ответы многоуважаемого Шри Гуруджи Матсьендранатха, как обычно, бесценны и непревзойденны! (После них, право, что-то самому писать - даже как-то неловко, но, все же решусь, ибо просто не успел написать ответ в соответствующих темах, и поучаствовать в обсуждении сферы, которая представляет для меня крайний интерес).

Уже не один год размышляю над этими вопросами, но, в силу их сложности, труднопостижимости, и отсутствия доступных квалифицированных специалистов (Мастеров) в данной области, не пришел к каким-либо твердым и определенным выводам.
Поделюсь, (мысли вслух), некоторыми предположениями, догадками  и соображениями на эту тему, (естественно и разумеется, ничуть не будучи уверенным в их истинности, адекватности, и непреложности).

Надеюсь, компетентное сообщество Форума выскажет (изложит) свои соображения и постижения по поводу затронутой проблематики, и связанных с нею аспектов «внутренней работы» (духовной практики, садханы).

(Далее следуют спорные утверждения автора, и вопросы, не нашедшие своего адекватного объяснения даже в русле догадок и предположений).

Во-первых, то, что звуки вообще, и, в частности, звуки человеческой речи - не зависимо от принадлежности к тому, или иному языку, этносу, или культуре - соотносятся с таттвами (элементами, силами, энергиями, процессами, объектами, явлениями, структурами (аспектами) сознания (осознания)) Вселенной - представляется достаточно очевидным, и не вызывающим особых сомнений, или возражений. (Это правило - изначальное и всеобщее, существующее само по себе, в виде (в  качестве) закона (законов) Природы (Вселенной, Мироздания), и имеющее однозначные соответствия, (как, например, в китайских Традициях соотносятся стороны света, внутренние органы, целительные звуки, вкусы, виды пищи, гексаграммы, и т.д.)).
Все вышесказанное относится так же - и к сочетаниям звуков (букв) - вне зависимости от языка, культуры, этноса, а так же, контекста (и характера) их применения.

В некоторых Школах Йоги (Тантры) мантры классифицируются (разделяются) на три вида (типа, группы).
Первая группа (категория) - т.н. «Мантры энергии», которые представлены, в частности, тантрическими биджа-мантрами - не имеют никакого смыслового значения (нагрузки), и работают не зависимо от того, понимает (знает) ли практикующий, к каким Силам (аспектам) Вселенной (Мироздания) он обращается (взывает), или нет. Само онтологическое существование данного вида мантр имеет в своей первооснове законы вибрации во Вселенной, (вспомним известное изречение: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», и понятие о спанде); их действенность имеет под собой некие первичные законы Мироздания, заключающиеся в существовании тонких связей взаимосоотнесения (взаимосоотношения) между объектами, процессами, явлениями, энергиями, и аспектами сознания (осознания), существующими во Вселенной., а так же то, что на тонком плане - (впрочем, и на грубом тоже, но мы (большинство людей), «находясь в здравом рассудке и твердой памяти» этого не воспринимаем) - все объекты, процессы, явления - являются, по сути своей, вибрациями, ((вихревыми) возмущениями (неоднородностями) пространства, или «мирового эфира»). Именно об этой категории мантр шла речь в предыдущем абзаце.

Следующая категория мантр - это «Мантры имен». Т.е., мантры, соответствующие именам Сил, Потоков, процессов, структур и качеств (состояний) Сознания (Осознания) Вселенной (во Вселенной). Очевидно, что эти имена не могут переводиться на другие языки иначе, как в полном соответствии со звучанием оригинала, (правда, если уж быть совсем точным, то, этим оригиналом является определенная составляющая бесконечного спектра тонких вибраций Шабда-Брахмана, и услышать ее обычному смертному, да еще и правильно проинтерпретировать, и соотнести с членораздельными звуками человеческой речи - совершенно нереально; на это способны, вероятно, лишь весьма продвинутые адепты, истинные Мастера).
Не ясным, впрочем, остаются некоторые вещи: например, имена Дэват могут быть видимо, не только изначальными, но и, так сказать, «прикрепленными», т.е., придуманными людьми на своих человеческих (разных) языках, но, при этом, в силу длительной концентрации на этих именах - совмещаемой с сосредоточением на образах соответствующих Божеств - значительных групп людей - Дэваты могут «воспринять», «начать отзываться», соответствовать, соотносится с теми именами, которые для них образовали люди, (без привлечения высших трансцендентных состояний осознания); ((кстати, это же может относится и к некоторым каноническим изображениям)). Опять же, имена иногда, (или же, зачастую), могут нести и некоторый смысловой аспект, (или состоять из него целиком); ((так, например, Шри Трипура Сундари - благословение Матери! - Красавица Трех Миров; непонятно, насколько Шри Лалита - благословение Матери! - знает, когда к Ней обращаются подобным образом??) И насколько в мантрах имен значимо звучание именно санскрита, а не, например, русского, английского, или, к примеру, латышского языков?) (Чем, вообще, извините, уважаемые участники Форума, санскрит столь замечателен и необычен? Это есть «Истинная Речь»?? Но, если бы это было так, то любой человек, произнесший «Агни» - свободно и естественно вызывал бы огонь, (но, как видим, этого не происходит); как минимум, количество реализованных сиддхов в Индии должно было бы быть весьма значительным, (чего мы тоже не наблюдаем). (Это вопросы, на который у автора нет однозначного ответа)).

Третья категория мантр - это «Мантры сознания», т.е, смысловые мантры, работоспособность и действенность которых основана исключительно на процессах, происходящих в потоке сознания практикующего, (являющегося частью общего (Единого) Осознания Вселенной). Они как раз могут переводиться на различные языки без сохранения фонетического звучания оригинала; вот только... Только при этом должен сохраняться точный смысл, и ассоциативные связи, порождаемые каждой конкретной мантрой сознания, переведенной на различные языки - должны быть такими же, как и для носителя языка оригинала - при прочтении смысловой мантры в оригинальном (первоначальном) исполнении; а еще... Еще должна сохраняться бхава; что делает очевидным следующее - качественный перевод смысловых мантр («Мантр сознания») - под силу лишь истинному Мастеру, (являющемуся, к тому же, совершенным носителем языков на которых звучит оригинал, и переводимая «копия» мантры; (совершенно очевидно, что переводчик совершенно безапелляционно должен быть Мастером Традиции, к которой относится переводимая мантра, (дабы не получилось «ОМ Баба Яга Намах»)).

Отдельный вопрос с Шабар Мантрами, (и с Шабар Тантрой, в частности); ибо эти-то мантры, хоть и работают за счет смыслового момента, но это верно лишь отчасти, т.к., например, известно, что они реализуются «за счет милости Гуру», и «задействуют энергию окружающего пространства (атмосферы)»; так что, здесь тоже все не просто.

Такие вот «мысли вслух»; у кого какие есть соображения? Тема необъятная, но чрезвычайно важная - для адекватного построения садханы, (и следованию Пути).

С уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Сентябрь 05, 2009, 03:58:45 от Виктор »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Мантры
« Ответ #288 : Август 27, 2009, 20:17:37 »

Адеш!
Дело в том, что даже согласно той же Паратришика-виваране, каждая таттва может включать все остальные, тем более, если еще учесть расклады букв согласно Малини. Поэтому соответствия букв и таттв не всегда фиксированы. Есть еще тантрические культы со своими особенностями, свойственными только им и которых нет нигде больше, например, кубджиковский культ. Вот такое изображение там называется "Кутараджа", это одна кубджиковская мантра, состоящая из девяти бидж. Биджи, в отличие от привычного написания в виде горизонтальных лигатур, располагаются исключительно вертикально. Получается как бы биджа, состоящая из нескольких бидж.



К сожалению, нет сейчас с собой натховской нитьякарма-паддхати, а то я выложил бы натховские мусульманские мантры. Но если кому интересно, мусульманская тантрическая паддхати, где деванагари переведены в арабскую форму.



 
« Последнее редактирование: Август 28, 2009, 08:22:38 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Vikram

  • *
  • Сообщений: 317
Re:Мантры
« Ответ #289 : Август 27, 2009, 23:38:47 »

Адеш!
Джей Шри Ма!

Тоесть даже если к таттве обращаются на другом языке, но подразумевают именно её, то на неё и выходят? Получается как бы туда же, но другим маршрутом, через другой смысловой ряд. Можно ли в таком случае сказать, что "Аллах ху акбар" и "Джей Парамешвара" дают примерно один и тот же эффект? при условии, если обе фразы используются именно как мантры.
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re:Мантры
« Ответ #290 : Август 28, 2009, 09:09:30 »

Адеш!
Очень интересно, Гуруджи. А насколько у мусульман вообще катируются такие вещи как использование тантрических янтр и т.п.? Насколько я знаю, сами мусульмане даже к суфиям относятся не всегда позитивно, тем более к таким вариациям как исламский тантризм.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Мантры
« Ответ #291 : Август 28, 2009, 10:14:35 »

Адеш!
Виранатха, насколько я знаю, они рассматривают Вишну, Шиву и Брахму как проявление Аллаха, т.е. это особая форма мусульманства, которая в Индии, конечно, на уровне анава-упай. Очень много материальных противоречий в религиях, но для мистиков высокого уровня эти противоречия - неплохие опоры для достижения широкого мистического опыта. И с позиции такого опыта, йога, действительно - не религия, хотя религии могут быть для йоги опорой. Йогин не антисоциален, а надсоциален, его ортодоксальность слишком тонка и широка для тех, кто живет ограниченными представлениями о мистицизме, и мистический опыт йогина - это не то, что должно навязчиво преподноситься теми, кто до него не смог дорасти. Однако видимая простота методов йоги для простого человека является попыткой захватить рукой воздух, а для того, кто понимает йогу на должном уровне, нет нужды так действовать, он не захватывает, а раскрывается и присутствует в совершенном состоянии. И внешне простые методы, при условии проникновения в их суть, для настоящего йогина имеют другие значения, нежели для простого обывателя. 
Поэтому, конечно, незачем все упрощать, но и нет нужды застревать в политической, бытовой стороне ортодоксальных религий, важна их суть, а не шелуха.
« Последнее редактирование: Август 28, 2009, 16:57:42 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re:Мантры
« Ответ #292 : Август 28, 2009, 14:43:41 »

Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

Уважаемый Гуруджи!

Вы приводите очень интересные материалы!

Дело в том, что даже согласно той же Паратришика-виваране, каждая таттва может включать все остальные, тем более, если еще учесть расклады букв согласно Малини. Поэтому соответствия букв и таттв не всегда фиксированы. Есть еще тантрические культы со своими особенностями, свойственными только им и которых нет нигде больше, например, кубджиковский культ. Вот такое изображение там называется "Кутараджа", это одна кубджиковская мантра, состоящая из девяти бидж. Биджи, в отличие от привычного написания в виде горизонтальных лигатур, располагаются исключительно вертикально. Получается как бы биджа, состоящая из нескольких бидж.




Видимо, это не единственный случай, когда совокупность нескольких тантрических бидж, в свою очередь, составляет (являет) собою биджа-мантру.
Так, например, известная Паньчадаши Видья (Паньчадашакшари Мантра) Традиции Шри Видья, состоящая из трех кут, вероятно, являет собою единую Биджа Видью (Биджа Мантру) Шри Лалиты Трипура Сундари - благословение Матери!

С глубоким уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Август 28, 2009, 15:45:19 от Виктор »
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re:Мантры
« Ответ #293 : Ноябрь 02, 2009, 22:21:18 »

Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

Уважаемый Гуруджи!

Есть вопрос по биджа-мантре ГРИМ. Знаю, что это одна из биджа-мантр Ганеши (Ганапати), и больше, собственно, ничего.
Пожалуйста, расскажите о биджа-мантре ГРИМ более подробно, с какими аспектами Ганапати соотносится, какое действие (какую силу) имеет, в каких случаях (в каких мантрах) применяется.

Заранее искренне благодарю Вас.

С глубоким уважением, Виктор.
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re:Мантры
« Ответ #294 : Ноябрь 03, 2009, 01:58:41 »

Адеш!
Виктор, а Вы где-то такую биджу Ганеши встречали, или просто на ум пришла сама, или по логике?
Записан

Rohini

  • *
  • Сообщений: 217
    • Атмавиль: мастерская самоосознания
Re:Мантры
« Ответ #295 : Ноябрь 03, 2009, 03:46:49 »

Виктор, а Вы где-то такую биджу Ганеши встречали, или просто на ум пришла сама, или по логике?
Адеш!
Есть такая мантра Шакти Винаяка:
Ом Хрим Грим Хрим
Только я тоже не в курсе, что значит Грим  :05: .
Слышала ее, плюс в книге "Янтра Махима" она приводится, но без перевода (оно и понятно, - как переводить биджа-мантры на "человеческий" язык?).
Записан
Сарвамангалам

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re:Мантры
« Ответ #296 : Ноябрь 03, 2009, 13:02:20 »

Гуруджи ко Адеш!

Приветствую всех!

Благодарю уважаемого Виранатха за вопрос, а уважаемую Rohini за ответ!

Я биджа-мантру ГРИМ встречал в "Энциклопедии мантр" Матвеева, Неаполитанского; но подробных разъяснений там не давалось. Да и есть ли книги, в которых подробно и толково освещалась бы теория и практика Мантра Видьи?!...

Скажите, уважаемая Rohini, мантра Шакти Винаяки, встречавшаяся Вам, вся целиком состоит из "Ом Хрим Грим Хрим", или сама мантра более длинная, а это - только ее начало? Какими качествами, свойствами, аспектами характеризуется Шакти Винаяка? Какие эффекты (сиддхи) несет практика этих мантр?

Собственно, с точки зрения логики, тоже, вроде бы, все достаточно стройно. Как я понимаю, биджами Ганеши, так или иначе, являются все биджа-мантры, начинающиеся со слога "ГА". Следовательно, если идти путем экстраполяции, можно заключить, что все биджи ГАМ, ГЕМ, ГИМ, ГОМ, ГУМ, ГАХ, ГРАМ, ГРЕМ, ГРИМ, ГРОМ, ГРУМ, ГРАХ - относятся к Ганеше. С другой стороны, с точки зрения астрологии, мантры ГРАМ, ГРИМ, ГРУМ - соотносятся с Юпитером; как следствие, это должно означать, что и Ганапати должен, по логике вещей, соотносится с Юпитером, что не соответствует некоторым приводимым соотношениям Божеств и Планет, (хотя, вообще, здесь много неясного: в некоторых таблицах встречаешь такие перлы, что просто диву даешься).

Может быть, уважаемый Гуруджи Матсьендранатх внесет ясность в этом вопросе.

С уважением, Виктор.
Записан

Rohini

  • *
  • Сообщений: 217
    • Атмавиль: мастерская самоосознания
Re:Мантры
« Ответ #297 : Ноябрь 03, 2009, 19:33:25 »

Скажите, уважаемая Rohini, мантра Шакти Винаяки, встречавшаяся Вам, вся целиком состоит из "Ом Хрим Грим Хрим", или сама мантра более длинная, а это - только ее начало? Какими качествами, свойствами, аспектами характеризуется Шакти Винаяка? Какие эффекты (сиддхи) несет практика этих мантр?
Адеш!
Да, вся целиком; так эта мантра написана в книге, четыре биджи и всё. Пишут, что риши у этой мантры  Bhargva, божество - Shakti Vinayaka, и что эта мантра (в сочетании с янтрой Ганеши и с выполнением пурашчараны) дает исполнение всех заветных желаний. По поводу янтры с этой мантрой пишут, что тот, кто поклоняется ей, никогда не будет страдать от голода, и в его доме всегда будет много еды; она также дает сиддхи и исполняет все желания  :05: .

По поводу бидж на "Г" такое еще написано (цель мантры, как написано, - свадьба и сын  :016:):
Ом Хум Гам Глаум Хариддраганапати вара варда
сарваджнанахридаям стамбхая стамбхая сваха
Записан
Сарвамангалам

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re:Мантры
« Ответ #298 : Ноябрь 04, 2009, 17:35:40 »

Гуруджи ко Адеш!

Приветствую всех!

Ad Rohini

Уважаемая Rohini!

Большое Вам спасибо! Все очень оптимистично.

С уважением, Виктор.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Мантры
« Ответ #299 : Ноябрь 05, 2009, 07:04:01 »

Адеш!
Биджа «ГрИМ» действительно относится к Шакти-винаяке, она происходит от Шакти-биджи ХрИМ, что и не удивительно для данного аспекта Ганеши.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.