Гуруджи ко Адеш!
Приветствую всех!
...Звуки санскрита полностью соотносятся с таттвами - это понятно. Но тогда как быть с мантрами на других языках, где фонетика несколько иная, хотя они тоже работают ни чуть не хуже. ...
...Получается ли, что подключение той или иной буквы к соответствующему архетипу зависит не сколько от самого звука, а от системы мировоззрения и языка в целом? Есть ли универсальное соответствие звуков силам, или всё зависит от традиции? ...
Очень интересное высказывание, выводящее понятие "мантра" за пределы жестких фонематических границ и предполагающее наличие неких универсалий,
которые не зависят от социокультурных средств коммуникации. Можно ли полагать, что каждая мантра имеет несколько уровней проявления в соответствии с четырьмя уровнями звука:
1 Вайкхари: звук-слово
2 Мадхьяма: слово-понятие
3 Пашьянти: слово-смысл
4 Пара: слово-энергия?
И еще, было бы очень интересно узнать, как составляются мантры, и предшествует ли этому процессу погружение Мастера в Пара-наду?
Ответы многоуважаемого Шри Гуруджи Матсьендранатха, как обычно, бесценны и непревзойденны! (После них, право, что-то самому писать - даже как-то неловко, но, все же решусь, ибо просто не успел написать ответ в соответствующих темах, и поучаствовать в обсуждении сферы, которая представляет для меня крайний интерес).
Уже не один год размышляю над этими вопросами, но, в силу их сложности, труднопостижимости, и отсутствия доступных квалифицированных специалистов (Мастеров) в данной области, не пришел к каким-либо твердым и определенным выводам.
Поделюсь, (мысли вслух), некоторыми предположениями, догадками и соображениями на эту тему, (естественно и разумеется, ничуть не будучи уверенным в их истинности, адекватности, и непреложности).
Надеюсь, компетентное сообщество Форума выскажет (изложит) свои соображения и постижения по поводу затронутой проблематики, и связанных с нею аспектов «внутренней работы» (духовной практики, садханы).
(Далее следуют спорные утверждения автора, и вопросы, не нашедшие своего адекватного объяснения даже в русле догадок и предположений).
Во-первых, то, что звуки вообще, и, в частности, звуки человеческой речи - не зависимо от принадлежности к тому, или иному языку, этносу, или культуре - соотносятся с таттвами (элементами, силами, энергиями, процессами, объектами, явлениями, структурами (аспектами) сознания (осознания)) Вселенной - представляется достаточно очевидным, и не вызывающим особых сомнений, или возражений. (Это правило - изначальное и всеобщее, существующее само по себе, в виде (в качестве) закона (законов) Природы (Вселенной, Мироздания), и имеющее однозначные соответствия, (как, например, в китайских Традициях соотносятся стороны света, внутренние органы, целительные звуки, вкусы, виды пищи, гексаграммы, и т.д.)).
Все вышесказанное относится так же - и к сочетаниям звуков (букв) - вне зависимости от языка, культуры, этноса, а так же, контекста (и характера) их применения.
В некоторых Школах Йоги (Тантры) мантры классифицируются (разделяются) на три вида (типа, группы).
Первая группа (категория) - т.н. «Мантры энергии», которые представлены, в частности, тантрическими биджа-мантрами - не имеют никакого смыслового значения (нагрузки), и работают не зависимо от того, понимает (знает) ли практикующий, к каким Силам (аспектам) Вселенной (Мироздания) он обращается (взывает), или нет. Само онтологическое существование данного вида мантр имеет в своей первооснове законы вибрации во Вселенной, (вспомним известное изречение: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», и понятие о спанде); их действенность имеет под собой некие первичные законы Мироздания, заключающиеся в существовании тонких связей взаимосоотнесения (взаимосоотношения) между объектами, процессами, явлениями, энергиями, и аспектами сознания (осознания), существующими во Вселенной., а так же то, что на тонком плане - (впрочем, и на грубом тоже, но мы (большинство людей), «находясь в здравом рассудке и твердой памяти» этого не воспринимаем) - все объекты, процессы, явления - являются, по сути своей, вибрациями, ((вихревыми) возмущениями (неоднородностями) пространства, или «мирового эфира»). Именно об этой категории мантр шла речь в предыдущем абзаце.
Следующая категория мантр - это «Мантры имен». Т.е., мантры, соответствующие именам Сил, Потоков, процессов, структур и качеств (состояний) Сознания (Осознания) Вселенной (во Вселенной). Очевидно, что эти имена не могут переводиться на другие языки иначе, как в полном соответствии со звучанием оригинала, (правда, если уж быть совсем точным, то, этим оригиналом является определенная составляющая бесконечного спектра тонких вибраций Шабда-Брахмана, и услышать ее обычному смертному, да еще и правильно проинтерпретировать, и соотнести с членораздельными звуками человеческой речи - совершенно нереально; на это способны, вероятно, лишь весьма продвинутые адепты, истинные Мастера).
Не ясным, впрочем, остаются некоторые вещи: например, имена Дэват могут быть видимо, не только изначальными, но и, так сказать, «прикрепленными», т.е., придуманными людьми на своих человеческих (разных) языках, но, при этом, в силу длительной концентрации на этих именах - совмещаемой с сосредоточением на образах соответствующих Божеств - значительных групп людей - Дэваты могут «воспринять», «начать отзываться», соответствовать, соотносится с теми именами, которые для них образовали люди, (без привлечения высших трансцендентных состояний осознания); ((кстати, это же может относится и к некоторым каноническим изображениям)). Опять же, имена иногда, (или же, зачастую), могут нести и некоторый смысловой аспект, (или состоять из него целиком); ((так, например, Шри Трипура Сундари - благословение Матери! - Красавица Трех Миров; непонятно, насколько Шри Лалита - благословение Матери! - знает, когда к Ней обращаются подобным образом??) И насколько в мантрах имен значимо звучание именно санскрита, а не, например, русского, английского, или, к примеру, латышского языков?) (Чем, вообще, извините, уважаемые участники Форума, санскрит столь замечателен и необычен? Это есть «Истинная Речь»?? Но, если бы это было так, то любой человек, произнесший «Агни» - свободно и естественно вызывал бы огонь, (но, как видим, этого не происходит); как минимум, количество реализованных сиддхов в Индии должно было бы быть весьма значительным, (чего мы тоже не наблюдаем). (Это вопросы, на который у автора нет однозначного ответа)).
Третья категория мантр - это «Мантры сознания», т.е, смысловые мантры, работоспособность и действенность которых основана исключительно на процессах, происходящих в потоке сознания практикующего, (являющегося частью общего (Единого) Осознания Вселенной). Они как раз могут переводиться на различные языки без сохранения фонетического звучания оригинала; вот только... Только при этом должен сохраняться точный смысл, и ассоциативные связи, порождаемые каждой конкретной мантрой сознания, переведенной на различные языки - должны быть такими же, как и для носителя языка оригинала - при прочтении смысловой мантры в оригинальном (первоначальном) исполнении; а еще... Еще должна сохраняться бхава; что делает очевидным следующее - качественный перевод смысловых мантр («Мантр сознания») - под силу лишь истинному Мастеру, (являющемуся, к тому же, совершенным носителем языков на которых звучит оригинал, и переводимая «копия» мантры; (совершенно очевидно, что переводчик совершенно безапелляционно должен быть Мастером Традиции, к которой относится переводимая мантра, (дабы не получилось «ОМ Баба Яга Намах»)).
Отдельный вопрос с Шабар Мантрами, (и с Шабар Тантрой, в частности); ибо эти-то мантры, хоть и работают за счет смыслового момента, но это верно лишь отчасти, т.к., например, известно, что они реализуются «за счет милости Гуру», и «задействуют энергию окружающего пространства (атмосферы)»; так что, здесь тоже все не просто.
Такие вот «мысли вслух»; у кого какие есть соображения? Тема необъятная, но чрезвычайно важная - для адекватного построения садханы, (и следованию Пути).
С уважением, Виктор.