Адеш!
Очень скоро будет день явления Богини Дхумавати. Вы можете достаточно много о ней прочитать в интернете. Размышляя над тем, писать этот постинг или нет, я пришел к выводу, что не смогу написать много важного. Есть вещи, которые надо держать в секрете и делиться только с самыми близкими учениками. Тем не менее, кое-чем я все-таки поделюсь. Эта Богиня известна в Ведах, Пуранах под разными именами, такими как निरृति / nirṛti – та, что является внешней противоположностью ऋत / ṛta мировому порядку. Она ज्येष्ठा / jyeṣṭhā старая или древняя. Эта Богиня возникла из тела Парвати или Сати, в виде дыма, отсюда и такое имя. И этот дым собой символизирует нечто отжившее в этом мире, но тянущееся вверх, потому это символ санньясы и высочайшего отречения. Я не буду писать очень много, но приведу несколько любопытных примеров. Вот интересное описание самой верхней чакры (нирвана-чакры), согласно "Сиддха-сиддханта-паддхати":
अष्टमं ब्रह्मरन्ध्रं निर्वणचक्रं सूचिकाग्रभेद्यं धूमशिखाकारं ध्यायेत् तत्र जालन्धरपीठं मोक्षप्रदं भवति॥८॥
aṣṭamaṃ brahmarandhraṃ nirvaṇacakraṃ sūcikāgrabhedyaṃ dhūmaśikhākāraṃ dhyāyet tatra jālandharapīṭhaṃ mokṣapradaṃ bhavati॥8॥
Восьмая — брахмарандхра, нирвана-чакра. В ней надлежит созерцать образ струйки дыма, тонкой, как кончик иглы. Там — Джаландхара-питха, дарующая освобождение.
Одна из биджа-мантр Дхумавати ठः / ṭhaḥ, которая собой символизирует амриту (нектар бессмертия), связанный с верхними чакрами, такими как аджня, гуру-чакра, сахасрара.
Есть очень известная история в среде натха-йогинов, связанная с Парашурамой и тем, как он совершал праяшчитту (искупление грехов) с благословения Горакшанатха. Горакшанатх перед Парашурамой появился из дыма (манджу), потому на Юге Индии Горакшанатх известен под именем Манджунатх.
Мне не очень нравится, что натхов отождествляют только с хатха-йогой, ведь йога – это просто йога, с ее разными аспектами, а Натха-сампрадая это в целом путь йоги. Тем более, сейчас на всех континентах хатха-йога, как правило, понимается крайне примитивно. Тем не менее, хатха-йога имеет большее отношение именно к Натха-сампрадае. Почитая Дхумавати, в ее сахасранаме я встретил такие имена:
ॐ हठिन्यै नमः । ॐ हठसम्प्रीत्यै नमः ।ॐ हठवार्तायै नमः ।ॐ हठोद्यमायै नमः ।ॐ हठकार्यायै नमः ।ॐ हठधर्मायै नमः । ॐ हठकर्मपरायणायै नमः ।ॐ हठसम्भोगनिरतायै नमः ।ॐ हठात्काररतिप्रियायै नमः ।ॐ हठसम्भेदिन्यै नमः ।
oṃ haṭhinyai namaḥ । oṃ haṭhasamprītyai namaḥ ।oṃ haṭhavārtāyai namaḥ ।oṃ haṭhodyamāyai namaḥ ।oṃ haṭhakāryāyai namaḥ ।oṃ haṭhadharmāyai namaḥ । oṃ haṭhakarmaparāyaṇāyai namaḥ ।oṃ haṭhasambhoganiratāyai namaḥ ।oṃ haṭhātkāraratipriyāyai namaḥ ।oṃ haṭhasambhedinyai namaḥ ।
Причем интересно, что сексуальность रति "рати", упомянута не в противовес हठात् "хатхат" (посредством грубой силы), как нечто противоположное, а с позитивным к их сочетанию отношением प्रिय "прия". Богиня почитается как форма праведности "Дхарма", в виде тяжелого усилия "хатха" и т.д. Сразу вспоминается упоминание в ранних тантрах таких садхан, как хатхамелака и приямелака, соединение практикующего с йогинями, в "опасном" и "приятном" виде. Конечно, в сахасранаме хатха не упоминается, как союз солнца и луны, однако, очевидно что даже если понимать термин "хатха" как "с силой", он не будет противоречить слиянию луны и солнца, Шивы и Шакти.