ну,примерно такие же аргументы,чтобы не делать в очках урдхваврищчикасану .можно нанести себе травмы...
Спасибо, Virabhadra, за пояснения, но как "очкарик со стажем", а также будучи не понаслышке знаком с физиологией (зрения, в том числе), не могу согласиться с приведенной аргументацией. Понимаю, что вопрос мало актуален, т.к. у большинства йогов - "глаз как у орла", но раз уж тему затронули...
Соглашусь, что в адхо-мукха-вришчикасане очки - не лучшее подспорье (можно разбить стекла пятками). Однако у многих "йогов" и без всяких очков даже в шавасане глаза порой вылезают из орбит от чрезмерного усердия в попытках расслабиться. Но если не принимать в расчет подобных його-маргиналов, то мне трудно представить, как при выполнении тратаки в очках или линзах можно получить травму (ежели, конечно, замедитировав, не втыкнуть носом в подсвечник). Ну, а если серьезно, то правильно подобранные очки и тем более контактные линзы не только не "напрягают" глаза, но наоборот, способствуют их расслаблению, т.к. устраняют необходимость "навести резкость" иными средствами. И уж совсем никакой связи нет между ношением контактных линз и глазной мускулатурой (в том числе мышцами, ответственными за аккомодацию). Да и "плакать" в линзах весьма удобно - слезные железы находятся далеко от линз и никак с ними не взаимодействуют. И если для внутренней тратаки (как и для мритасаны) оптика не нужна, то для внешней практики, задействующей непосредственно зрительный анализатор, коррекция зрения скорее даже необходима, т.к. приближает визуальное восприятие к естественному (и здесь сахаджа
).
Ну и последнее. Допускаю, что практика тратаки в некоторой степени обостряет зрение, как и йога в целом способствует (среди прочего) восстановлению различных дефектных функций. Однако, практикуя ее с иными мотивациями, думаю, целесообразно исходить из той реальности, в которой находишься, изначально принимая себя таким, каков ты есть в данной точке пространства и времени.