Адеш!
Помню, на одном из семинаров Гуруджи говорил о вариациях тратаки, что бывает внешняя "бахир-тратака" и внутреняя - "антар", но обычно начинается практика с внешней. Например, на свечу, а потом сосредоточение на послеобразе, отпечатавшемся в сознании, нужно представлять пламя свечи в трикуте (аджне), а потом перемещать ее в позвоночнике. Если учесть, что при тратаке идет сосредоточение не только в зрении и восприятии сознания, то тратака делает ум устойчивым и хорошо подготавливает сознание для других практик йоги, пратьяхары, дхараны и т.д. Так, например, есть техника сосредоточения в шавасане на больших пальцах ног, где проходят каналы яшасвини и хастиджихва, они находятся так же в левом ухе и правом глазу, идут в падангуштадхару, на которой рекомендуется сосредотачивать взгляд согласно ССП и другим текстам Горакшанатха. Очевидно, тратака чистит каналы (нади), связанные с органами восприятия. Насколько я помню, хастиджихва идет от правого глаза в палец левой ноги (каналы все в теле в свернутом виде), потому Горакшанатх, очевидно, и рекомендует концентрацию взгляда на этой адхаре.
Есть еще тратака на Луну и Солнце, на Солнце на восходе или закате, а на Луну ближе к полной (пурнима).
На счет сочетания НШ с тратакой, в принципе, это разные техники по большому счету, но почему бы и нет? Помню, как-то лет 18 назад я где-то у Сидерского видел технику, когда при НШ взгляд направляется в одну сторону, потом в другую при попеременном дыхании, а потом в насагра-дришти и в бхрумадхья (межбровье). Куда направлен взгляд - туда и сознание, а значит и энергия. Что-то, наверное, есть в этом.