Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Кхечари мудра  (Прочитано 42127 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

локанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 28
Кхечари мудра
« : Декабрь 22, 2006, 09:14:51 »

Джайа Шива Горакшанатха!
Намасте!
Научился заводить язык за нёбо, но что делать с этим дальше...?
Про кхечари в текстах пишут дифирамбы. А что на эту тему можно сказать простым современным языком, без преувеличений? Поделитесь, пожалуйста опытом, у кого он есть.

Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Кхечари мудра
« Ответ #1 : Декабрь 24, 2006, 19:41:37 »

Джайя Махадев!
Локанатх, то, что у Вас получилась эта техника - замечательно. Теперь пробуйте работать, cинхронизируя дыхание с мысленно повторяемой мантрой "ОМ", в положении кхечари.
Но самое главное, что Вам нужно менять - это свои представления о йоге, если вы хотите чтобы все техники работали. Я видел немало людей, которые поехали в Индию, наполучали посвящений в крийя-йогу от учителя, причем некоторые даже заводят язык за небо, но так и остались невеждами, какими и были раньше. Один из них только немного прогрессирует, но не потому, что получил передачу в практику кхечари, а потому, что живет за рубежом и развивается в других жизненных сферах. Она просто абстрагирована от совковой реальности, отсюда и развитие немного лучше, чем у остальных, все просто и объясняется без всякой мистики.

К сожалению или к счастью, мне далеко не всем своим ученикам довелось поменять представления о том, что есть настоящая йога, а что является ее подобием. Нужно понять правильно: все эти техники - лишь приготовление к состоянию самарасьи, поэтому, панацеи в виде техник быть просто не может, кто этому не верит - не проблема. Это их путь, пусть пробуют методом проб и ошибок.

В свое время, еще до Индии, я устраивал самостоятельно крутые ретриты, которые в условиях социума может решиться устроить наверное только сумасшедший. Так вот, я все-таки пробудил кундалини и поднял ее по чакрам, при этом, я не хочу сказать, что увидел нечто такое, что крайне "не от мира сего", скорее, я увидел разные объекты мира, со всех сторон, какие только могут быть. То, что пережил, то у меня не отнять. Но я за этот опыт заплатил большую цену, о чем не жалею, тем не менее, я не советую никому повторять мой путь. Сейчас, когда я делаю кхечари или какую-либо еще технику, даже самую простую  на вид, я способен войти в нужное мне состояние через любую из этих техник, а могу и вообще - без них.

Кхечари  - это состояние сознания, как и многие другие практики йоги, внешние же элементы: асаны, дыхательные техники, бандхи, мудры - это только внешние вспомогательные средства. Тексты могут много чего обещать, но текстам нельзя верить буквально. Прежде чем верить в то, о чем там написано, надо научиться их понимать. А вот этому как раз, никто не учит, более того, не только не учат, но даже не считают такой подход йогой.

Но как можно практиковать то, что ты не понимаешь, и надеяться на непременный результат? А многие ведь так и делают, в результате может быть частичный опыт, дальше, если повезет, то Гуру тебя отстроит правильным образом.

Путь йоги - это путь освобождения от Майи, многие ли понимают, что стоит за всеми этими словами? Когда ты становишься на путь йоги, то ты начинаешь соприкасаться с силами, которые могут целую цивилизацию смести с лица земли. Кто-то посмеется и скажет: "Что ты нам тут страшилки всякие рассказываешь". А это не страшилки, это правда о настоящих йогах. Если не верите, тогда занимайтесь низшими формами йоги, может быть постепенно, через множество инкарнаций, вы к чему-то и придете, а пока достаточно того, что есть. Прочтите Патанджали: он говорит, что даже при утверждении в принципах Ямы вы обретаете сиддхи, по уровню родственные к ашта-сиддхам. Вы спросите, а зачем же тогда все эти ступени, зачем же тогда самадхи? А затем, что все ступени и разновидности являются одним целым. Просто научиться гнуться, но при этом не работать над моральными качествами, над джняной - это не будет йогой. Заметьте, мы не называем себя традиция хатха-йоги или традиция кундалини-йоги, мы обычно говорим: Йога-сампрадaя. Т.е. то, что включает в себя и бхакти, и джняну, и раджа и хатха-йогу, и т.д. Вот такая садхана будет называться практикой "с большой буквы". Все остальное, что можно наблюдать в различных коммерческих школах, где учат красиво гнуться и при этом называют это практикой йоги - это все набивание себе цены. Что говорить про таких людей, которые не потратили значительную часть своей жизни на поиск? Шансов понять что-то настоящее не так-то и много.

То, что ты "научился" делать кхечари - замечательно, это хороший знак. Заметь, я слово "научился", пока написал в кавычках, также в кавычки можно вставить и яму-нияму, асану и многое другое. В этом мире очень много духовных школ, разных религий, но, в них во всех ты встретишь не так много людей, достигших духовной чистоты, духовной зрелости, осознанности. Многие из них, на вид, вообще ничего не практикуют.

Те, кто подошел к истине очень близко, могут сорваться под влиянием массы иллюзий. Их ждут большие испытания,  а что уж говорить о простых людях, которых малейшие жизненные неприятности могут вывести из состояния равновесия. Следовательно, учиться нужно не только правильному, в техническом плане, исполнению мудр, бандх и т.д., но и терпению, развивать силу воли, учиться быть сильными людьми, это очень важно для Натха Йоги. Внешняя дисциплина и внутренняя - связаны. Нельзя игнорировать даже самые незначительные мелочи. Очень многие, кто пытался идти путем тантры или йоги - "посыпались": кто-то - потому что недостойно относился к Гуру, кто-то не соблюдал предписанные враты, каждый по-своему. Каждый думал, что это все мелочи. Уделять внимание нужно всему: необходимо быть самоотверженным, контролировать себя, быть смиренным, но не трусливым и уметь дать отпор жизненным испытаниям и всем негативным силам, которые через них могут проявляться. Нужно уметь многое чувствовать, предвидеть, уметь видеть знаки-подсказки, ведь многое не может быть объяснено одними только словами. Если ты хочешь быть учеником в школе Йоги, то я тебя буду учить не так, как ты привык учиться. Если ты хочешь учиться только подготовительным аспектам, которые тоже важны, то я тебя смогу им также научить. Кхечари - практика не для простых обывателей, это практика для настоящих йогов. Начни хотя бы с того, чтобы писать мне чаще и поддерживай отношения с нашей сангхой. Когда твое ученичество стабильно, мне легче тебя чему-то учить.

« Последнее редактирование: Январь 24, 2007, 13:03:19 от Virati »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

локанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 28
Re: Кхечари мудра
« Ответ #2 : Декабрь 25, 2006, 08:58:49 »

Джайа Шива Горакшанатха!
Сапрема намаскар, Гуруджи!
Намасте всем садхакам!
Большое спасибо за ответы!

Готов учиться настоящей Йоге, готов учиться не так, как привык, а как считает необходимым Гуру. Буду стараться держать свой ум пустым и открытым.

Хотел спросить о медитации. Надо ли мне на данном этапе выделять её, как отдельную практику? Или достаточно той работы, что совершается во время пранаямы, пуджи и асан? Сейчас медитацией как таковой  не занимаюсь.

Стараюсь делать кхечари при любой возможности – в транспорте, на работе, на остановке… Чем больше, тем лучше. Прав ли я?

Делаю кхечари во время пранаямы. Может это не всегда допустимо?
Пранаяму делаю минут по сорок ежедневно. Надо ли обязательно вводить в питание молоко, гхи или ещё что-то, как пишут. Или больше надо ориентироваться на самочувствие?

Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Кхечари мудра
« Ответ #3 : Январь 24, 2007, 12:38:28 »

Адеш, Локанатх!
Кхечари нужно практиковать дома и желательно чтобы никто в это время не отвлекал. Начинать практику можно с 5 мин и до 1 часа. Если всё делается правильно, то должны произойти изменения в сознании, а именно, постепенное разотождествление с телом. Если кхечари рассматривать как практику растягивания языка и перемещение его в небную полость, то эту практику нежелательно делать в присутствии людей. Конечно, такая практика ещё не является самой кхечари, потому что кхечари - это духовное состояние.

Физическая техника в виде выполнения асаны или пранаямы - это только подготовка к тому, что является настоящей пранаямой, асаной или мудрой, но тем не менее, эти техники играют большую роль, так как сознание большинства людей сковано телесным восприятием. Кхечари, в первую очередь меняет восприятие практикующего, здесь нельзя спешить и в тоже время, нельзя прерывать ее, делая большие перерывы. Нужно исходить из того, насколько ты способен в данный момент практиковать, учитывая социальные факторы и необходимо ориентироваться на то, что происходит с твоей праной и сознанием.

Многие реализованные Гуру и практики говорят о том, что луна это и есть сознание, а солнце – огонь, расположенный в районе живота. Как это понимать? Дело в том, что все животные инстинкты: пищевой, дыхательный, половой и т.д., все они связаны с твоей социальной активностью, тело отражает всё то, что
с тобой происходит в этом мире. Когда сознание становится зависимым от внешних факторов, включая и собственное тело, тогда и происходит поглощение лунного нектара огнём. Кхечари постепенно предотвращает этот процесс. Только чистое сознание способно осознавать многообразие проявленного, а сознание, которое является зависимым от этих феноменов, не способно на чистое восприятие. Чтобы очистить восприятие, необходима соответствующая практика, кхечари - одна из самых важных практик в йоге.


Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Кхечари мудра
« Ответ #4 : Февраль 01, 2007, 13:11:25 »

Адеш!
Я обязан также по этой теме высказать то, что считаю необходимым, несмотря на то, что мой постинг будет несколько отдалён от темы кхечари-мудры, но всё же ... тем более форум читают и мои ученики.

Относительно практик хатха-йоги в различных школах, нет ничего удивительного в том, что кто-то предпочитает кхечари с подрезанием, кто-то с растягиванием языка, кто-то скажет что это исключительно практика работы с сознанием. Если говорить о крупных религиозных традициях, то в каждой присутствуют те или иные элементы йоги, они все разные: йога есть в буддизме, в джайнизме, вирашиваизме, шайва-сиддханте и т.д., но это не означает, что они являются именно йогическими традициями и что придерживаются йогического мировоззрения. Точно так же есть немало поздних школ, например таких как линия известного Лахири Махасаи, где практикуются только определенные аспекты йога-садханы, но аспекты не есть сама традиция сиддхов или натхов, это очень разные парампары. Более того, если рассматривать ту же линию Крийя-йоги, сразу видно что это позднее творение подобное интегральной йоге Шри Ауробиндо. Нигде в текстах Горакшанатха такого понятия как Крийя-йога просто напросто нет. Что касается практики мудр, кчечари и др., которые описаны в известных текстах по хатха-йоге, в них так же нигде не говорится о том, что это элементы т.н. Крийя-йоги. Эти мудры скорее описываются как элементы Хатха, Лайя или Раджа-йоги. Нет даже такого термина.

Определение Крийя-йоги мы можем найти в йога-сутре Патанджали, там говорится, что крийя-йога - синтез тапаса, свадхьяи и ишварапранидханы. Также, под криями в различных духовных орденах чаще подразумевались ритуальные обрядовые практики. В йоге криями как синонимами, можно назвать шат-кармы, но нигде в древних авторитетных текстах по хатха-йоге нет описания практик наподобие тех, которым учат последователи Лахири Махасайи. Разумеется, этот факт не означает, что школа не истинная, просто она появилась совсем недавно и с древними традициями сиддхов и  натхов она не связана. Для всех вполне очевидно, что линия Лахири Махасайи - исключительно новая система. Это линия, которую пытаются скрестить с тамилами люди с весьма скудным знанием, не имея серьёзных обоснованных аргументов. Любой пандит, историк или востоковед их "аргументы" не воспримет всерьёз.

Что же касается тамильских сиддхов, то многие попытки некоторых невежд связать их в одно целое с шайва-сиддхантой или даже с натхами, смотрятся нелепо и  по-дилетантски. Хотя бы потому, что в шайва-сиддханте немало
разной ритуалистики, а ситтары её избегают, некоторые из ситтаров, тот же Рамалинга, вообще не имели парампарического Гуру. В списке 84 натхов линии Горакшанатха и Матсьендранатха (а этот список совершенно конкретен, существует даже янтра с именами 84 натхов), там нет имён святых Риши, которые известны в тамильской традиции: Агастьяр, Бхогар, Тирумулар, Рамалинга, Нандидевар или Нандинатха и т.д. этот факт сам за себя говорит. К тому же тамильские ситтары - это Риши, имена которых упоминаются в ведических самхитах, а Натхи не являются ведийскими Риши, Риши - жили как грихастхи, в традиции Риши вообще не было саньясы и авадхудства, саньяса восходит к Муни.

То, что ситтары или читтары - северная традиция, это большое заблуждение, я достаточно долгое время провел в Индии, на севере и могу с полной уверенностью сказать, что про этих тамильских святых на севере знает очень небольшое количество людей, зато о Горакшанатхе и его последователях знает буквально каждый индуист на севере. Кто не верит, тот может сам спросить индусов и  определить по ответам, где настоящая истина, а где спекуляции. Ситтары - это не канпхаты, они не носят кундал или даршан, и у них нет на севере храмов, зато весь север полон мандирами канпхатов. Это вне малейшего сомнения. В линии Тирумулара не почитают Нава-натхов, да и 84 натхов. Периодически мне мои ученики и знакомые из России и Индии, рассказывают о том, как многие из русских шарлатанов, получившие посвящение к примеру в линии Лахири Махасайи, пытаются обманывать людей и выдавать себя за натхов или же, посетив в Тамилнаду занятия простых учителей по «йога-чикитсе» (йога-терапия), говорить что они имеют отношение к традиции ситтаров. Удивительно, что несмотря на доступность англоязычной информации и возможности ездить за рубеж, многие продолжают оставаться в полном невежестве относительно индуизма, принимая сектанский бред и новодел доморощенных "садху" за истину.

Если говорить совсем откровенно, я вообще не уверен в том, что в тамильской традиции есть кто-то из русских, кто получил реальную инициацию, должна быть четкая система передачи дикши (я имею ввиду не техники промывания кишечника, носа или желудка), а именно дикшу, с намакараной, передачей санскары и т.д., которая делает из простого человека адепта, как и должно быть в серьёзной линии преемственности. Только в таком случае эта школа может называться традиционной. В противном случае, опора на тексты той или иной школы без посвящения и Гуру - это просто спекуляции, выдергивание фраз из основного смыслового контекста писаний. Я уже говорил, что большая часть информации в книгах Говиндана - это скопление самых различных домыслов и теорий, например я точно знаю, что Йоги Рамаяху Бабаджи являлся в астральном теле, это со слов самого Рамаяха, который приезжал в Москву. Говиндан же написал, что Рамаях общался с этим Бабаджи в Гималаях и что у Бабаджи там якобы большой ашрам и т.д. Сплошные противоречия, одно на одном. Всё это творчество писателя. Что кстати не помешало некоторым хитрым индусам утверждать, что они и есть этот самый бессмертный Бабаджи Махаватар. В Индии и по сей день таких деятелей полно, они быстро смекнули, что нынче в моде и стали строить свой имидж и «надувать» наивных иностранцев.

Много путаницы также было связано с известным святым Хайдакханом Бабой, которого тоже пытались отождествить с мифическим долгожителем Бабаджи, однако вполне очевидно, что это разные Учителя, даже если такое явление как Махаватар Бабаджи и могло существовать, то это явно были разные личности. Говиндан почему-то в список тамильских святых вписывает Горакшанатха и Матсьендранатха, утверждая что они ситтары, с таким же успехом христиане от апостола Фомы в Индии могут утверждать, что Горакшанатх один из их апостолов и что  всё христианство - это натхи. Почему-то в самих тамильских текстах не встречаются имена Горакшанатха, по крайней мере так часто, как это скажем в книге «The Yoga of the 18 siddhas». Писателям нужны ссылки на солидные традиции, они как и журналисты любят сенсации, при этом зачастую сильно искажают адекватные источники информации и оригиналы священных текстов. Почему же буддисты или христиане не называют себя натхами? Хотя в каноне тех же буддистов упоминаются имена Матсьендранатха и Горакшанатха. Всё предельно просто, потому что они так же солидны, как и орден Горакшанатха, представляют крупные, духовные конфессии и не нуждаются в дешевых спекуляциях, это давно сформированные весомые традиции, им не нужны «подачки» от других школ.  Грубое искажение реальности -  свойство мелких сектантов-шизотериков, «йога-вайшью», материалистов, которые считают что за такой обман им не придется отвечать, для них ложь и выдавание ничем необоснованной информации, нормальные вещи. Причем, если одни это делают по невежеству, то иные именно умышленно лгут. Если потом выясняется, что они обманывали людей, всегда есть аргументы:«что поделаешь, мы же такие несовершенные люди, смиренные преданные Шивы». Они преданы не Шиве, а своим заблуждениям и гипертрофированной ахамкаре.  Проколов мочки и украсив их серёжками, у кого-то хватает совести дружно лгать, что они натхи-даршани. Хочу заметить, что это делают люди которые преподают «йогу» немалому количеству людей.  Это смотрится довольно нелепо, ведь настоящие натхи даршани-авадхуты окончательно принимают за основу только учение Горакшанатха, и их серьги «кундалы», вставляются не в мочки, а в центр ушной раковины. Само то, что человек носит атрибут другой сампрадаи, явно не натховской, говорит о том, что он не может считаться даршани по всем  канонам ортодоксальным натхов. Довольно смешно смотреть на всех этих чудаков, не разбирающихся в аутентичных школах.

Я считаю, что ложь этих людей нужно называть своими именами, иначе они и дальше будут другим морочить голову,  вводить в заблуждение. Я понимаю, что мои слова оппонентами буду истрактованы как попытка "опустить их школу", а не как попытка очистить истинную традицию от чуждых ей заблуждений и маргинального сектантства, но это уже их проблемы. Я говорю как дело обстоит в действительности, а не намерен плясать под дудку явных профанаторов. Тем более это не мои личные амбиции, а речь идет о непрерывной цепи преемственности восходящей к Гуру Горакшанатху, которая существует минимум 1500 лет.  Лично узнавал не у одного Маханта, относительно корректности соединения этих школ и все однозначно говорили что такой подход неправильный, это совершенно разные духовные традиции. Когда человек в поиске и не говорит о том, что он преподаёт индийскую йогу и принадлежит к настоящей традиции, то его ошибки понятны и вполне простительны, но когда это делают люди, которые утверждают, что они учат от индуистской традиции, при этом ее грубо искажают, то о таких нужно говорить полную правду без всяких двусмысленностей. Из-за подобных «йога-туристов» простые люди, желающие изучать настоящее учение натхов, не могут разобраться где адекватная информация, а где самое что ни на есть «пудрение мозгов» в целях развития бизнеса.  Из тех, кто в Индии не был ни разу, встречаются забавные клоуны в России,  однако они учат «тантре» и «йоге», утверждая, что они сиддхи и натхи, при этом не имеют никаких реальных посвящений ни в одной из настоящих школ. Есть и другая категория: те, кто получил посвящения от тантрических индийских Гуру, но посещают этих Гуру раз в год, на 3-4 дня максимум. В России эти преподаватели «йоги», естественно, говорят, что являются настоящими учениками и практиками, учащимися у своих Гуру в Индии. Чему можно научиться за 4 дня в течении года? Конечно ничему. Я считаю, что таких людей нельзя инициировать. Единственные, кто их могут инициировать в Индии - это «бакшиш-гуру», но не настоящие уважаемые Учителя.  Бакшишисты могут передать всё что угодно, это очень похоже на то, как в России продают удостоверение «друга Шварцнегера», «президента земного шара», «гиганта мысли» и т.д. Вот также дело обстоит и с их ученичеством в Индии. В любом случае, купленная дикша у "гуру-проходимцев" на фоне истинных Учителей настоящих сампрадай, которые передают посвящения только достойным ученикам, сразу же будет видна и очевидна.  В натха-сампрадае авторитетны только 12 пантхов, всё остальное - это однозначно не натхи. 

Я, как Гуру ортодоксальной линии натхов, достаточно хорошо ориентируюсь во всём что связано с натхами, а что нет, и в какой мере существует эта связь.  Разумеется "в Шиве все едины", но почему же тогда, раз всё едино, мы принимаем в пищу растительные продукты, а не чернозем или железобетон со стеклом и древесиной? Ок, если все традиции едины и все в них уже реализованы и как бы «над ними», тогда почему мы не знаем в совершенстве тамильский, китайский, арабский языки, если мы над всеми традициями, то мы должны сразу сходу всё понимать и чувствовать себя в странах, где говорят на этих языках, как у себя дома. Конечно мы можем выучить тот или иной язык, но на это уйдет приличное время, это не так-то просто, легче конечно сказать, что мы над этим всем, потому что пребываем в сознании Шивы, поэтому для нас что натхи, что вайшнавы - одно целое. Хорошо что в мире существует много школ и что в каждой есть свои положительные стороны, пусть эти школы будут независимыми и каждая реализует свои задачи.

Каждая школа - это отдельная сущность: любая серьёзная традиция, как и  человек, нуждается в самоосознании. Без понимания себя невозможно понять других. Быть поверхностным и бегать из одной школы в другую, попытка подгонять свои идеи под то, что существует на самом деле - пустая трата времени, т.к. это самообман, который в свою очередь порождает обман других людей. Многие из тех, кто видит свою миссию в обмане других людей, пишут лирику на тему агхоры, сиддхов или вообще про непонятно какие традиции, высосанные из своих собственных «эротических фантазий». Некоторые индивиды доходят  до других крайностей, например утверждают, что только йога-сутры Патанджали авторитетный источник по йоге, что якобы вся йога, возникшая после него - это новодел.  При этом на самом санскрите они знают как правило две-три сутры, строя на этом всю практику, что смотрится просто смешно.

А что говорить про Риши Патанджали, которого тоже записали в ситтары? Любой Гуру натхов, в Индии, однозначно скажет что Патанджали не относится к натхам. Мало ли что пишут в западных коммерческих произведениях, которые не признаны как авторитетные источники среди натховских Гуру. Можно бесконечно долго бегать от одного спекулянта к другому, пока не хватит здравого ума найти нормальную сильную парампарическую традицию. Только имея посвящения высокого уровня в той или иной традиционной школе, можно видеть коренные различия своей сампрадаи с другими, а не мешать их все в одну кучу, а так же правильно понимать тексты школы. В линии натхов например, существует вайдика-упасана, горакша-упанишада, горакша-пурана, горакша-тантра, горакша-гита, хотя вовсе не значит, что это исключительно ведическая, пураническая или тантрическая традиция, натхи - это независимая традиция. У натхов почитаются 9 натхов, каждый из них - это сварупа определенного Божества, их соотносят с нава-чакрами, нава-грахами, ашта-бхайравами, нава-дургами, девятью нараянами и т.д., в зависимости от формы упасаны садхака. Упасана и ритуальная часть имеют массу своих тонкостей: есть тантрические пуджи, а также йогические, например в йогических - мантры во время пуджи читаются  как «манасика» (мысленно). Пуджари вообще не должен ничего произносить вслух. Насколько садхака реализован в «карма-канде»,  настолько он продвинут в джяна-канде и йоге. Практика йоги - это тот же самый ритуал, только интериоризированный. Все внешние ритуалы выстроены в соответствии с макрокосмическими процессами, йогические практики отражают процессы макрокосма. Для того, кто знает все эти тонкости,  действительно не имеет значения какой вид йога-садханы практикуется - мантра-йога или хатха-йога, потому что для него это действительно осознанная практика, он предан своему Гуру и Гуру корректирует его садхану. В натха-сампрадае уважение к Гуру и парампаре играет большую роль, ведь от этого зависит правильность садханы, в Гуру-йоге содержится большой эзотерический смысл.

В заключение своего постинга, на тему индуистской йоги в России, хочу добавить, что я был бы рад, если бы кто-то действительно получил посвящение в линии тамильских сиддхов и развивал бы эту школу на уровне четко переданной сиддханты, правильной практики, лично полученных  от парампарических Учителей. Вот такой подход будет правильным, с безошибочной, результативной садханой. Я не против того что бы в России помимо меня были натхи, посвященные в настоящую сампрадаю. Недавно мы посетили авторитетных Гуру, они оказали радушный прием и охотно ответили на наши вопросы относительно садханы. Я за то, чтобы люди, которые не успели ещё найти себе достойных Гуру в других школах, получали посвящение от индийских Натха-гуру. Но я против того, чтобы в линии натхов посвящались люди, которые преследуют исключительно коммерческие и другие материальные и корыстные цели, диктуемые модой. Будучи Гуру, я прекрасно знаю, что значит брать ответственность за кого-то: если ученик оказывается недостойным, то это сказывается негативным образом как на его Учителе, так и на самом ученике. Многие из тех, кто получает формальные дикши, не соблюдают враты, переданные Гуру, таким людям не желательно передавать даже самые начальные посвящения. Натхи не обязаны становиться «кормушкой» для разного рода шизофреников и шарлатанов.  Если у кого-то есть сомнения относительно разного рода традиционной йоги в СНГ,  смело спрашивайте здесь на форуме.  Если окажется, что я чего-то не знаю или знаю не полностью, то уточню это у своих  Гуру, а все что знаю - объясню так, как оно есть.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Shunyata

  • *
  • Сообщений: 183
Re: Кхечари мудра
« Ответ #5 : Февраль 03, 2007, 17:01:39 »

Намасте!
Большое спасибо Вам за разъяснения!
Возвращаясь к практике кхечари: мне вот интересно, неужели так просто язык за нёбо завести? Я вот даже не заводя, при одной попытке это сделать чувствую, что восприятие меняется, например пропaдает ощущение окружающего пространства, могу себе представить что же будет если получится полный вариант кхечари. А Локанатх предлагает в транспорте практиковать, мне лично это кажется довольно не просто. Под огнём, который поглощает ум, можно действительно подразумевать что угодно. Кто-то это явление называет "белый шум", а классические тексты это называют "васана", "вритти", да как угодно. По своему опыту могу сказать, что это состояние озабоченности социальными явлениями "рага-двеша", то, что нравится и что не нравится. Гуру джи сказал, что под лунной амритой  подразумевается "четана или парасамвит", который тождественен трансцендентному сознанию Шивы. Вот когда наши материальные желания отворачивают восприятие от этого спокойного чистого бытия, то это и есть "пожирание амриты враждебным солнцем". В последнем случае мы имеем дело с аспектом шакти "тиродханы" или "тиробхавы".

У меня  в связи с этим будет только один вопрос к уважаемому Йоги Матсьендранатху: а каким же образом тогда солнце может быть полезно для "лунного нектара"? Сколько я спрашивала  разных йога тичеров в Москве, все говорили что нужно делать асаны или ехать в Индию, но конкретных ответов так никто и не дал. Неужели солнце создано как порождение Маха-майи? Как же найти баланс между двумя проявлениями Майи, Йога-майи и Маха-майи? Заранее благодарю за ответ.


Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Кхечари мудра
« Ответ #6 : Февраль 06, 2007, 13:12:14 »

Намасте Шуньята!
Очень хороший вопрос. Относительно того, как может быть полезна для дживан-мукты Майя, мой Гуру приводил такой пример: «Существует океан сансары, или иллюзорная сила Майя, этот океан нам нужно переплыть на корабле. Корабль держится на воде, вода является опорой для корабля, но если вода проникает в сам корабль, то эта вода поглотит корабль, и вы не достигнете пункта назначения. Вода - шакти-адхара для корабля, так и Майя - адхара для нашего истинного Я. Для того, чтобы иллюзорная энергия была помощником на духовном пути, нужно её воспринимать ровным образом, не путаясь в её феноменальных проявлениях; если у вас это получается, то вы станете сильнее, если нет -  Майя поглотит вас. Можно привести ещё такой пример: мяч, который ударяется о землю, по инерции взлетает вверх; с одной стороны, для того, чтобы он взлетел вверх, нужно, чтобы он оттолкнулся от земли. А земная поверхность, соответственно, должна быть прочной. Чем сильнее падение вниз, тем сильнее взлет по инерции. Сразу становится понятно, почему некоторые йоги предпочитают места кремации - места, где энергия кажется явно не саттвичной. Но на самом деле даже шмашан не гарантирует то, что может быть обретено трезвое видение. Шмашан - это одно из вспомогательных средств. Собственно об этом очень точно говорил Абхинава Гупта, что каждый метод освобождает только от того или иного проявления Майи, но это не означает, что от всех. Только чистое знание - Пара-видья - способно освободить от всего.  В «Сиддха-сиддханта-паддхати» Горакшанатх приводит другой пример, говоря о том, что дживан-мукта подобен пузырьку на поверхности воды или даже над водой. Пространство воды - это Кула, воздушное пространство - это Акула, а дживан-мукта - это пузырёк, состоящий из воды и воздуха одновременно - Каула. Теперь рассмотрим понятие «кхечари»: «кха» – чистое сознание (парасамвит), оно статично и неизменно - это Шива, «чари» - это движение, или динамическая Шакти. Луна и солнце: если солнце поглотит чистое восприятие, то оно - враждебно, но если оно уравновешено относительно сознания, то солнце - источник самарасатвы. Поэтому, с одной стороны, тексты говорят о гармонии Ха и Тха, с другой - о их разъединении. В виде метафоры луну, или Шива-таттву, иногда отождествляют с ртутью, ртуть символизирует сознание, или бинду: когда сознание распадается, подобно ртути, тело также подвергается распаду. Смысл таких мудр как кхечари, ваджроли - примерно однинаков: контроль бинду и контроль лунного нектара. Понятно, что речь не идёт исключительно о контроле семенной жидкости, хотя многие говорят, что она - одна из самых главных дхату в теле и не содержит отходов и что, контролируя эту дхату-бинду, вы достигнете ваджроли или кхечари. Нет, речь идёт о большем. Ведь техника только позволяет прочувствовать процесс, который происходит на духовном плане. А когда открывается такое восприятие, тогда и появляется видение того, что на самом деле представляют эти практики. Людей, вышедших на такой уровень восприятия, очень мало, поэтому очень немногие могут объяснить истинный смысл этих техник. Тексты же говорят весьма просто, и так же просто многие понимают их, думая, что достаточно научиться заводить язык за нёбо. Многие ли из тех, кто научился это делать, достигли освобождения от сансары? Многие ли из тех, кто отказался от секса, стали тождественны с Брахманом? Нет. Вот и получается, что техника - это только одно из вспомогательных средств, хотя на уровне теории она - и цель тоже. Само понятие йога - означает союз или равновесие полярностей: тиродхана и ануграха, правритти и нивритти, карма и джняна, кха и чари, пракаша и вимарша, ха и тха.
« Последнее редактирование: Декабрь 20, 2010, 08:38:06 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Looking

  • *
  • Сообщений: 7
Re: Кхечари мудра
« Ответ #7 : Февраль 07, 2007, 16:02:27 »

Если так воспринимать кхечари  :018:, то получается что остальные техники просто не нужны.
Записан

Alakh

  • *
  • Сообщений: 203
Re: кхечари мудра
« Ответ #8 : Апрель 30, 2007, 21:46:55 »

Намасте!

Что касается кхечари, то могу коротко рассказать то, что имею право рассказывать про эту технику. В Крия-йоге Лахири Махасайи, практикуется растягивание языка специальными движениями, их пять. Выполняться они должны утром и вечером. После чего в зависимости от способностей вы сможете язык заводить за нёбо. Потом практикуется махамудра, набхи-крия с дыханием и йони-мудра с дхьяной на свет в "куташтхе", в аджна-чакре. У натхов могут быть и другие последовательности сочетания мудр, но они все передаются непосредственно от Гуру. Кстати многие люди могут говорить, что они делают кхечари, а на самом деле не могут завести язык за небо, поэтому им не передают другие техники. В некоторых школах кхечари делают с постепенным подрезанием,  или же еще более простым способом, когда язык отводится назад и
сам растягивается в процессе практики. Но последний вариант, я так думаю, принесет результат только в том случае, если вы это делаете постоянно как регулярную практику. Конечно есть еще кхечари и как работа с сознанием, но и эта практика должна быть сначала изучена, думаю, она связана и с вышеперечисленными практиками, где происходит работа  с телом.
« Последнее редактирование: Май 01, 2007, 08:03:03 от Alakh »
Записан

Alakh

  • *
  • Сообщений: 203
Re: Кхечари мудра
« Ответ #9 : Июнь 23, 2007, 15:52:41 »

Насчет того, что заведение языка за нёбо это кхечари или нет, я знаю тех кто из русских посвятился и научился её делать, но сознание осталось на уровне панков. Тексты говорят что язык нужно завести не только за нёбо но ещё в глотку и что это полная кхечари. Может быть эти ребята что научились за нёбо заводить, как и все люди не полную кхечари делают? По идее, если кхечари освоена, то должна быть мокша всеми давно достигнута :016:.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Кхечари мудра
« Ответ #10 : Июнь 25, 2007, 18:33:59 »

Шри Гуру джи Адеш!
В классических текстах говорится о самом основном, в чем должен совершенствоваться натх-йоги: из ямы - ахимса, из ниямы - правильное питание, из асан - сиддхасана, из пранаямы - кевала-кумбхака, из практик лайя-йоги - медитация на звук (нада), из мудр - кхечари. Все практики между собой взаимосвязаны и ведут к реализации состояния полного духовного освобождения. Кхечари, как и любая другая практика, будет давать настоящие результаты только тогда, когда она практикуется в комплексе со всеми остальными аспектами, которым должен следовать и на которые должен ориентироваться садхака. А ориентироваться на них может только тот практикующий, для которого йога не просто средство культивирования чего-то низменного и получеловеческого-полуживотного. Практика возможна только тогда, когда есть настоящий йогический настрой на нее, и это важно не только для кхечари или еще какой-то практики, это важно вообще для всех йогических методов. Без этого состояния в садхане любой метод, каким бы его секретным ни преподносили, не будет работать. Йога начинается с ученичества, в которое входят: свадхьяя - изучение того, что такое правильная садхана, полученная от своего Гуру; регулярная Ишвара-пуджана и джапа; апариграха - не-присвоение себе результатов, а предложение их Божеству или Гуру - Ишварапранидхана; сантоша - довольство тем малым в материальном плане, что у тебя есть и стремление к чему-то большему в спокойном состоянии сознания; брахмачарья - следование Богу, в ком нет различий между полами, кастами, социальными статусами. Все эти правила, конечно, не стоит понимать слишком буквально, они друг друга дополняют. Даже если человек их не правильно понимает, он сможет правильно понять, как ему практиковать, если у него есть Гуру и настоящая парампаричная школа, это понимание будет само приходить в процессе общения с Гуру. На самом-то деле, я не стал бы устраивать глупые соревнования, кто больше завел язык, а кто меньше, - это делают люди, которые йогу не понимают. Практики наподобие кхечари меняют психофизическое состояние практикующего и, соответственно, его видение многих внутренних и внешних процессов, в том числе и понимание тех аспектов йоги, которые многие почему-то считают не секретными, например такие как яма и нияма.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Alakh

  • *
  • Сообщений: 203
Re: Кхечари мудра
« Ответ #11 : Июнь 28, 2007, 12:25:29 »

Адеш!
Спасибо Гуруджи, что многое объясняете на форуме, хотя заранее предвижу, что недруги скажут мол: "настоящие Гуру не пишут в интернете" и т.п. Это их проблемы. :05:
Гуруджи, у меня к Вам вопрос, относительно кхечари-мудры, опять она самая. Всё таки, есть ли особенности кхечари у натхов и в крийя-йоге?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Кхечари мудра
« Ответ #12 : Июнь 28, 2007, 22:50:11 »

Адеш!
Алакх, линия Лахири Махасайи, как и все остальные йогические, все свои знания заимствовала от нашей сампрадаи, поэтому ничего нового они придумать не могут. Одни язык растягивают специальными движениями, другие симхасаной, третьи просто его долго удерживают повернутым вверх, таким образом, растягивая его основание. Можно ещё и ещё придумывать. У натхов же кхечари делится на несколько частей и она рассматривается как изменения в чувствах, во рту - кхечари, в глазах - чанчари, в ушах - агхочари, в носу - бхучари, в брахмарандхре - унмани. Подробно описывать все не буду, потому что потом, как это всегда и было, мои «друзья» скажут что: «Да, да, мы это знали уже давно, конечно это нам в Гималаях в Индии рассказали».
« Последнее редактирование: Июнь 29, 2007, 09:48:58 от Virati »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Virati

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 254
    • Традиция натхов
Re: Кхечари мудра
« Ответ #13 : Август 28, 2007, 18:09:24 »

Адеш! Джайя Гурудев Шри Матсьендранатха Махарадж!
Кому интересна эта тема, как дополнение, помещаю переведенную мною главу Гуру Нитьянанда Гири, учителя Ракеша Пандея.

Кхечари Мудра. (Из книги "Крия йога виджняна")

   В йога-шастрах говорится, что язык может проворачиваться и входить в носовую полость. Это существенно для практикующего  йогу. Для достижения этого, запрещены методы дохан (доение)* и чедан (разрезания)**. Многие люди, обладающие более низкой природой заработали дурную славу, выполняя различные действия прибегая к выполнению кхечари мудру. Для каждого в исследовании таттв (основного принципа природы) и шастр, цель различна.
* (Прим. ред.: Дохан - вытягивание и массирование языка в чем-то напоминает массирование коровьего вымени для получения молока, отсюда - термин "доение".)
** (Прим. ред.: Чедан - подрезание уздечки языка, главное сухожилие под языком. Эта практика выполнялась не только в крия йоге, но наряду с дохан, как отмечалось в тексте, она строго запрещалась Йогираджем Лахири Махасая.)
   Лахири Махасая - крайне против проникновения в носовую впадину посредством дохан и чедан. Для осуществления высших действий Крия-йоги, обязательна кхечари мудра, он также полагает, что эта мудра достигается автоматически. Это очень удивительно, но когда мы размышляем об этом, такой подход выглядит логичным. Прежде, чем мы начнем, мы должны узнать о преимуществах кхечари мудры. После того, как мы узнаем их, мы будем знать, как ее выполнять автоматически. Дальние носовые полости и две брови, также железа, выполняющая несколько функций в теле человека. Из многих действий, управляемых основной железой - главные действия дыхания и восстановление всей железистой системы. Гормоны, которые она выделяет, играют важную роль в управлении действиями сердечной системы и всем здоровьем тела. Таковы функции этой железы. Теперь, мы изучим потенциал использования этой железы в физическом, умственном и духовном прогрессе человека.
   Практикующие йогу претерпевают многочисленные выражения, когда кончик языка касается этой железы. Этот контакт также создает секрецию, которая в священных писаниях называется «амрита». Вкушение этой секреции приводит к состоянию вне смерти. Это также поддерживает здоровье. Для достижения этого состояния, Лахири Махасая предписал размещение языка в раджике, носовой полости. Гормональные секреции этой железы управляют действиями сердца. Когда дыхание становится сбалансированным, праны также сбалансированы. При этом, ум также становится спокойным. Праны и ум имеют большую физическую взаимосвязь. Если одно из этих двух в взволнованном состоянии, другое следует за ним. Таким образом, описанным методом возможно успокоить праны. Это - окончательный предел физической активности. Когда язык достигает железистой системы, умственный процесс также приводится в действие. Граница этого процесса дает начало спокойствию ума. Но этот процесс немного отличается от упомянутого физического процесса. Ранее объяснялось, что, когда язык достигает того места, создается определенный вид восприятия. Этот опыт - опыт Ананды, спокойной радости и блаженства. Хотя этот опыт возникает внутри тела, он также связан с умственной сферой. В шастрах объясняется, что опыт Ананды внутри тела - проблеск Брахмананды. Таким образом, с переживанием Ананды, ум связан с этим опытом и  следует ему.
   После этого переживания, каждый держится в стороне от внешнего мира. Ум также освобождается от влияния внешнего мира, так как теперь он находится в поисках опыта Ананды, большей, чем Ананда внешнего мира. Во период стадии этой спокойной радости, ум остается устойчивым. Когда мы объединяем физическую стабильность пран и умственную стабильность, достигнутую в спокойной радости, огромная сфера стабильности возникает в Бхава-мане, эмоциональном уме. Это состояние приводит к самой высокой цели духовного мира. Теперь мы обсудим непроизвольное выполнение кхечари мудры.
   Во-первых, для бхута-шуддхи, Лахири Махасая предписал пранаяму. Первый результат бхута-шуддхи пранаямы - стабильность ума. Стабильность ума – это стабильность кхечари мудры. Это - тайна садханы, а именно, при достижении такой стабильность, язык автоматически перемещается в раджику. Когда он достигает ее, обретается состояние Ананды. Подобным образом, Лахири Махасая рекомендует метод, который соответствует природному процессу, а естественное состояние помогает в достижении процесса.
   То, что происходит в соответствии с нашей природой, достигается автоматически. Именно поэтому его Крия-йога называется "Сахаджа Крия" - естественная Крия. Многие люди, которые не понимают эту тайну, объявляют кхечари нежелательной. Но,  обязанность всех садхаков - достичь состояния кхечари мудры. Садхаки, практикующие различные методы достигают ее согласно своей традиции. Многие из этих практик не обеспокоены физическим здоровьем. В крия-йоге, практикующий поддерживается природой в достижении как физического, умственного, так и духовного здоровья. Поэтому, существует согласование различных элементов в этом направлении.
   Из вышеупомянутого анализа, мы можем понять, что выполнение кхечари мудры приводит к устойчивому состоянию ума, и это состояние - проблеск Ананды. Мы должны помнить этот принцип и стремиться достичь этого состояния для того, чтобы приступить к более высоким областям садханы. Как король без короны неполноценен, так и йог без более высокого состояния кхечари мудры. Итак, кхечари мудра предписана для всех практикующих  йогу.

Йони мудра или Джьоти мудра

   Основная цель этой Мудры - установление космического мира в проявленный мир. Творение рождается из космического мира. Космическое сознание называют ссиянием света. Этот свет просветляет созданный мир. Через эту мудру, чей свет познан, и весь мир вокруг нас, Брахма Джьоти проливает сияние. Это особая техника, которая описана в священных писаниях. Согласно Лахири Махасая, несмотря на особую природу этой техники, она составлена из нескольких различных процессов. Поэтому эта мудра приводит к согласованной координации этих процессов в умах садхаков.
 
Метод описаный в священных писаниях:


   Используя пальцы, закрыть козелки ушных раковин, обе ноздри, оба глаза и отверстие рта, а затем наблюдать Брахма Джьоти в области межбровья. В священных писаниях объясняется, что, благодаря растворению ума в этом свете, садхаки могут осознать себя. Священные писания однако умалчивают о процессе слияния и промежуточных стадиях реализации таттв. По мнению Лахири Махасая, реальное понимание этого достигается только тогда, когда проявляется свет знания.
 
Объяснение Лахири Махасая:

   Для завершенности, йони мудра нуждается в кхечари мудре. Садхака должен делать кхечари мудру и направить тонкие праны к аджна-чакре, а затем должен выполнить йони мудру и пережить Брахма Джьоти.
   Кхечари, пранаяма и джьоти-даршан - три составляющих йони мудры. Теперь мы обсудим Джьоти Даршан, который, как объясняет Лахири Махасая, являет особое формирование и определенные цели йони мудры, после достижения дхараны.
   Как Пранава (звук) имеет три уровня, йони мудра также представляет три уровня для садхаков. Каждая стадия направляет садхака к более глубокой области садханы. Когда садхака удерживает средоточие на Атме, он не прельщается удивительным Джьоти. Таким образом, это должно стать целью каждого сахака, а именно, в течение практики Джьоти, они должны стараться познать Атма Таттву и достичь конечной цели после того, как было сделано это введение.
   Сначала, во время практики йони мудры, садхака видит сияющий джьоти в межбровье. В течение этого, он находится в состоянии удивления. Причина этому - то, что, в течение этой стадии предрасположенность к Раджа-гуне затрудняет появление чистого света, подобного природе, перед садхаком.
   Мы должны помнить, что многие садхаки увлекаются этим состоянием, рассматривая его как самую замечательную стадию, и остаются в ее лабиринтах. Они не достигают заключительной стадии садханы. Поэтому, мы должны следовать наставлениям Садгуру.
   Сначала, раджа-гуна садхака ослабевает, а соответственно и очарование джьоти также уменьшается. Когда это оцепенение преодолевается, внешние восприятия садхака  прекращаются. После чего он достигает второй стадии джьоти-садханы. В первой стадии читта (мысленные колебания) садхака, находятся в состоянии викшепа (хаос), из-за этого, он неспособен отстраниться от сенсорных восприятий. Поэтому джьоти также не стабильна. После повторяющейся практики первой стадии, постепенно приходит наступает вторая стадия. На этой стадии, из-за концентрации, ум становится пустым. Но эта стадия также - не заключительная стадия.
   На первой стадии, из-за очарованности джьоти и хаотичного состояния ума, садхаки рассматривают джьоти как объект удовольствия. Но согласно Гуру, не нужно впадать в  изумление, вы должны продолжать исследовать тонкие первопричины. Выполняя это, очарование проходит. В это время ум садхака и джьоти - уравновешены.
   Также на второй стадии омкар садханы, появляется устойчивая атма-таттва из отдаленных динамических вибраций, похожим образом на второй стадии джьоти садханы, устойчивая атма-таттва начинает обнаруживать свое существование далее. В упанишаде, джьоти определен как "хираньямая патра", сосуд творения. На второй стадии, при появлении атма-таттвы, в омкар садхане и джьоти садхане - очень схожей по своему характеру, существуют незначительные различия. Звук Пранава – задает направление. Вслед за движением, когда садхака реализует неизменную атма-таттву, она переживается в форме необыкновенной темной бинду (точка). В джьоти садхане она переживается как отличный сияющий свет.
   Когда садхаки неоднократно выполняют джьоти садхану и преодолевают первую стадию, их умы стабилизируются и одновременно уменьшается очарование джьоти. Ум начинает успокаиваться. Когда очарование джьоти уменьшено, перед тонким взором садхака появляется темная точка. Это бинду, окруженная сияющим светом. Это темная бинду, на самом деле не темная. В отличие от звуковых колебаний, когда атма-таттва появляется в форме абсолютного равновесия; так в отличие от сияющего джьоти, когда темная бинду появляется, тогда в атма-сварупе осуществляется дхарана. Это темное проявление, не что иное как чидакаша (чит + акаша = пространство, наполненное чистым сознанием).
   С точки зрения тонкого принципа, несмотря на то, что Акаша - не объект сознания, даже тогда для ее неограниченной, нераздельной и свободной природы дается такое объяснение. После появления чидакаши, умы садхаков становятся более устойчивыми и поэтому игнорируют индивидуальность, стремясь слиться с тонким принципом. Таково естественное движение.
   Эта стадия - также не является завершающей для садхака. Это - все еще дифференцированное состояние. Чем больше садхака вглядывается в чидакашу, тем стремительнее уменьшается его замешательство и оцепенение. Такое постепенное уменьшение приводит к стадии, где все индивидуальные особенности садхака становятся нераздельными с особенностями чидакаши. Итак сияющий джьоти и его тождественность полностью завершены. После этой стадии, приходит стадия, где нет никакого света и темноты. Это - необъяснимая стадия.
   Что казалось темным, до настоящего времени преобразуется в абсолютную умиротворенность. Когда садхаки осознают свою идентичность с абсолютной умиротворенностью, их цель - достигнута. Нераздельное состояние достигается, когда выполняется тонкое мысленное усилие, приводящее к исчезновению различий.
   Достигнув этой стадии, отдельная природа джьоти больше не существует. Тогда садхака воспринимает свет внутри сияния движущегося света в форме абсолютной неподвижности. Его разум больше не очаровывается. Когда садхака вновь ориентируется на атму, то для него перестает что-либо существовать, кроме абсолютной неподвижности. Такова высшая и самая желанная цель садхака. Этот джьоти - "джьоти" полного просветления.
« Последнее редактирование: Август 28, 2007, 18:15:13 от Virati »
Записан

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Кхечари мудра
« Ответ #14 : Август 28, 2007, 19:24:55 »

  Адеш!
 Намасте Вирати!Спасибо за постинг.Если есть возможность выложить ещё какие-то переведённые главы, буду очень признателен.Думаю не только я.
  Ещё раз спасибо.
Записан