Адеш!
Я обязан также по этой теме высказать то, что считаю необходимым, несмотря на то, что мой постинг будет несколько отдалён от темы кхечари-мудры, но всё же ... тем более форум читают и мои ученики.
Относительно практик хатха-йоги в различных школах, нет ничего удивительного в том, что кто-то предпочитает кхечари с подрезанием, кто-то с растягиванием языка, кто-то скажет что это исключительно практика работы с сознанием. Если говорить о крупных религиозных традициях, то в каждой присутствуют те или иные элементы йоги, они все разные: йога есть в буддизме, в джайнизме, вирашиваизме, шайва-сиддханте и т.д., но это не означает, что они являются именно йогическими традициями и что придерживаются йогического мировоззрения. Точно так же есть немало поздних школ, например таких как линия известного Лахири Махасаи, где практикуются только определенные аспекты йога-садханы, но аспекты не есть сама традиция сиддхов или натхов, это очень разные парампары. Более того, если рассматривать ту же линию Крийя-йоги, сразу видно что это позднее творение подобное интегральной йоге Шри Ауробиндо. Нигде в текстах Горакшанатха такого понятия как Крийя-йога просто напросто нет. Что касается практики мудр, кчечари и др., которые описаны в известных текстах по хатха-йоге, в них так же нигде не говорится о том, что это элементы т.н. Крийя-йоги. Эти мудры скорее описываются как элементы Хатха, Лайя или Раджа-йоги. Нет даже такого термина.
Определение Крийя-йоги мы можем найти в йога-сутре Патанджали, там говорится, что крийя-йога - синтез тапаса, свадхьяи и ишварапранидханы. Также, под криями в различных духовных орденах чаще подразумевались ритуальные обрядовые практики. В йоге криями как синонимами, можно назвать шат-кармы, но нигде в древних авторитетных текстах по хатха-йоге нет описания практик наподобие тех, которым учат последователи Лахири Махасайи. Разумеется, этот факт не означает, что школа не истинная, просто она появилась совсем недавно и с древними традициями сиддхов и натхов она не связана. Для всех вполне очевидно, что линия Лахири Махасайи - исключительно новая система. Это линия, которую пытаются скрестить с тамилами люди с весьма скудным знанием, не имея серьёзных обоснованных аргументов. Любой пандит, историк или востоковед их "аргументы" не воспримет всерьёз.
Что же касается тамильских сиддхов, то многие попытки некоторых невежд связать их в одно целое с шайва-сиддхантой или даже с натхами, смотрятся нелепо и по-дилетантски. Хотя бы потому, что в шайва-сиддханте немало
разной ритуалистики, а ситтары её избегают, некоторые из ситтаров, тот же Рамалинга, вообще не имели парампарического Гуру. В списке 84 натхов линии Горакшанатха и Матсьендранатха (а этот список совершенно конкретен, существует даже янтра с именами 84 натхов), там нет имён святых Риши, которые известны в тамильской традиции: Агастьяр, Бхогар, Тирумулар, Рамалинга, Нандидевар или Нандинатха и т.д. этот факт сам за себя говорит. К тому же тамильские ситтары - это Риши, имена которых упоминаются в ведических самхитах, а Натхи не являются ведийскими Риши, Риши - жили как грихастхи, в традиции Риши вообще не было саньясы и авадхудства, саньяса восходит к Муни.
То, что ситтары или читтары - северная традиция, это большое заблуждение, я достаточно долгое время провел в Индии, на севере и могу с полной уверенностью сказать, что про этих тамильских святых на севере знает очень небольшое количество людей, зато о Горакшанатхе и его последователях знает буквально каждый индуист на севере. Кто не верит, тот может сам спросить индусов и определить по ответам, где настоящая истина, а где спекуляции. Ситтары - это не канпхаты, они не носят кундал или даршан, и у них нет на севере храмов, зато весь север полон мандирами канпхатов. Это вне малейшего сомнения. В линии Тирумулара не почитают Нава-натхов, да и 84 натхов. Периодически мне мои ученики и знакомые из России и Индии, рассказывают о том, как многие из русских шарлатанов, получившие посвящение к примеру в линии Лахири Махасайи, пытаются обманывать людей и выдавать себя за натхов или же, посетив в Тамилнаду занятия простых учителей по «йога-чикитсе» (йога-терапия), говорить что они имеют отношение к традиции ситтаров. Удивительно, что несмотря на доступность англоязычной информации и возможности ездить за рубеж, многие продолжают оставаться в полном невежестве относительно индуизма, принимая сектанский бред и новодел доморощенных "садху" за истину.
Если говорить совсем откровенно, я вообще не уверен в том, что в тамильской традиции есть кто-то из русских, кто получил реальную инициацию, должна быть четкая система передачи дикши (я имею ввиду не техники промывания кишечника, носа или желудка), а именно дикшу, с намакараной, передачей санскары и т.д., которая делает из простого человека адепта, как и должно быть в серьёзной линии преемственности. Только в таком случае эта школа может называться традиционной. В противном случае, опора на тексты той или иной школы без посвящения и Гуру - это просто спекуляции, выдергивание фраз из основного смыслового контекста писаний. Я уже говорил, что большая часть информации в книгах Говиндана - это скопление самых различных домыслов и теорий, например я точно знаю, что Йоги Рамаяху Бабаджи являлся в астральном теле, это со слов самого Рамаяха, который приезжал в Москву. Говиндан же написал, что Рамаях общался с этим Бабаджи в Гималаях и что у Бабаджи там якобы большой ашрам и т.д. Сплошные противоречия, одно на одном. Всё это творчество писателя. Что кстати не помешало некоторым хитрым индусам утверждать, что они и есть этот самый бессмертный Бабаджи Махаватар. В Индии и по сей день таких деятелей полно, они быстро смекнули, что нынче в моде и стали строить свой имидж и «надувать» наивных иностранцев.
Много путаницы также было связано с известным святым Хайдакханом Бабой, которого тоже пытались отождествить с мифическим долгожителем Бабаджи, однако вполне очевидно, что это разные Учителя, даже если такое явление как Махаватар Бабаджи и могло существовать, то это явно были разные личности. Говиндан почему-то в список тамильских святых вписывает Горакшанатха и Матсьендранатха, утверждая что они ситтары, с таким же успехом христиане от апостола Фомы в Индии могут утверждать, что Горакшанатх один из их апостолов и что всё христианство - это натхи. Почему-то в самих тамильских текстах не встречаются имена Горакшанатха, по крайней мере так часто, как это скажем в книге «The Yoga of the 18 siddhas». Писателям нужны ссылки на солидные традиции, они как и журналисты любят сенсации, при этом зачастую сильно искажают адекватные источники информации и оригиналы священных текстов. Почему же буддисты или христиане не называют себя натхами? Хотя в каноне тех же буддистов упоминаются имена Матсьендранатха и Горакшанатха. Всё предельно просто, потому что они так же солидны, как и орден Горакшанатха, представляют крупные, духовные конфессии и не нуждаются в дешевых спекуляциях, это давно сформированные весомые традиции, им не нужны «подачки» от других школ. Грубое искажение реальности - свойство мелких сектантов-шизотериков, «йога-вайшью», материалистов, которые считают что за такой обман им не придется отвечать, для них ложь и выдавание ничем необоснованной информации, нормальные вещи. Причем, если одни это делают по невежеству, то иные именно умышленно лгут. Если потом выясняется, что они обманывали людей, всегда есть аргументы:«что поделаешь, мы же такие несовершенные люди, смиренные преданные Шивы». Они преданы не Шиве, а своим заблуждениям и гипертрофированной ахамкаре. Проколов мочки и украсив их серёжками, у кого-то хватает совести дружно лгать, что они натхи-даршани. Хочу заметить, что это делают люди которые преподают «йогу» немалому количеству людей. Это смотрится довольно нелепо, ведь настоящие натхи даршани-авадхуты окончательно принимают за основу только учение Горакшанатха, и их серьги «кундалы», вставляются не в мочки, а в центр ушной раковины. Само то, что человек носит атрибут другой сампрадаи, явно не натховской, говорит о том, что он не может считаться даршани по всем канонам ортодоксальным натхов. Довольно смешно смотреть на всех этих чудаков, не разбирающихся в аутентичных школах.
Я считаю, что ложь этих людей нужно называть своими именами, иначе они и дальше будут другим морочить голову, вводить в заблуждение. Я понимаю, что мои слова оппонентами буду истрактованы как попытка "опустить их школу", а не как попытка очистить истинную традицию от чуждых ей заблуждений и маргинального сектантства, но это уже их проблемы. Я говорю как дело обстоит в действительности, а не намерен плясать под дудку явных профанаторов. Тем более это не мои личные амбиции, а речь идет о непрерывной цепи преемственности восходящей к Гуру Горакшанатху, которая существует минимум 1500 лет. Лично узнавал не у одного Маханта, относительно корректности соединения этих школ и все однозначно говорили что такой подход неправильный, это совершенно разные духовные традиции. Когда человек в поиске и не говорит о том, что он преподаёт индийскую йогу и принадлежит к настоящей традиции, то его ошибки понятны и вполне простительны, но когда это делают люди, которые утверждают, что они учат от индуистской традиции, при этом ее грубо искажают, то о таких нужно говорить полную правду без всяких двусмысленностей. Из-за подобных «йога-туристов» простые люди, желающие изучать настоящее учение натхов, не могут разобраться где адекватная информация, а где самое что ни на есть «пудрение мозгов» в целях развития бизнеса. Из тех, кто в Индии не был ни разу, встречаются забавные клоуны в России, однако они учат «тантре» и «йоге», утверждая, что они сиддхи и натхи, при этом не имеют никаких реальных посвящений ни в одной из настоящих школ. Есть и другая категория: те, кто получил посвящения от тантрических индийских Гуру, но посещают этих Гуру раз в год, на 3-4 дня максимум. В России эти преподаватели «йоги», естественно, говорят, что являются настоящими учениками и практиками, учащимися у своих Гуру в Индии. Чему можно научиться за 4 дня в течении года? Конечно ничему. Я считаю, что таких людей нельзя инициировать. Единственные, кто их могут инициировать в Индии - это «бакшиш-гуру», но не настоящие уважаемые Учителя. Бакшишисты могут передать всё что угодно, это очень похоже на то, как в России продают удостоверение «друга Шварцнегера», «президента земного шара», «гиганта мысли» и т.д. Вот также дело обстоит и с их ученичеством в Индии. В любом случае, купленная дикша у "гуру-проходимцев" на фоне истинных Учителей настоящих сампрадай, которые передают посвящения только достойным ученикам, сразу же будет видна и очевидна. В натха-сампрадае авторитетны только 12 пантхов, всё остальное - это однозначно не натхи.
Я, как Гуру ортодоксальной линии натхов, достаточно хорошо ориентируюсь во всём что связано с натхами, а что нет, и в какой мере существует эта связь. Разумеется "в Шиве все едины", но почему же тогда, раз всё едино, мы принимаем в пищу растительные продукты, а не чернозем или железобетон со стеклом и древесиной? Ок, если все традиции едины и все в них уже реализованы и как бы «над ними», тогда почему мы не знаем в совершенстве тамильский, китайский, арабский языки, если мы над всеми традициями, то мы должны сразу сходу всё понимать и чувствовать себя в странах, где говорят на этих языках, как у себя дома. Конечно мы можем выучить тот или иной язык, но на это уйдет приличное время, это не так-то просто, легче конечно сказать, что мы над этим всем, потому что пребываем в сознании Шивы, поэтому для нас что натхи, что вайшнавы - одно целое. Хорошо что в мире существует много школ и что в каждой есть свои положительные стороны, пусть эти школы будут независимыми и каждая реализует свои задачи.
Каждая школа - это отдельная сущность: любая серьёзная традиция, как и человек, нуждается в самоосознании. Без понимания себя невозможно понять других. Быть поверхностным и бегать из одной школы в другую, попытка подгонять свои идеи под то, что существует на самом деле - пустая трата времени, т.к. это самообман, который в свою очередь порождает обман других людей. Многие из тех, кто видит свою миссию в обмане других людей, пишут лирику на тему агхоры, сиддхов или вообще про непонятно какие традиции, высосанные из своих собственных «эротических фантазий». Некоторые индивиды доходят до других крайностей, например утверждают, что только йога-сутры Патанджали авторитетный источник по йоге, что якобы вся йога, возникшая после него - это новодел. При этом на самом санскрите они знают как правило две-три сутры, строя на этом всю практику, что смотрится просто смешно.
А что говорить про Риши Патанджали, которого тоже записали в ситтары? Любой Гуру натхов, в Индии, однозначно скажет что Патанджали не относится к натхам. Мало ли что пишут в западных коммерческих произведениях, которые не признаны как авторитетные источники среди натховских Гуру. Можно бесконечно долго бегать от одного спекулянта к другому, пока не хватит здравого ума найти нормальную сильную парампарическую традицию. Только имея посвящения высокого уровня в той или иной традиционной школе, можно видеть коренные различия своей сампрадаи с другими, а не мешать их все в одну кучу, а так же правильно понимать тексты школы. В линии натхов например, существует вайдика-упасана, горакша-упанишада, горакша-пурана, горакша-тантра, горакша-гита, хотя вовсе не значит, что это исключительно ведическая, пураническая или тантрическая традиция, натхи - это независимая традиция. У натхов почитаются 9 натхов, каждый из них - это сварупа определенного Божества, их соотносят с нава-чакрами, нава-грахами, ашта-бхайравами, нава-дургами, девятью нараянами и т.д., в зависимости от формы упасаны садхака. Упасана и ритуальная часть имеют массу своих тонкостей: есть тантрические пуджи, а также йогические, например в йогических - мантры во время пуджи читаются как «манасика» (мысленно). Пуджари вообще не должен ничего произносить вслух. Насколько садхака реализован в «карма-канде», настолько он продвинут в джяна-канде и йоге. Практика йоги - это тот же самый ритуал, только интериоризированный. Все внешние ритуалы выстроены в соответствии с макрокосмическими процессами, йогические практики отражают процессы макрокосма. Для того, кто знает все эти тонкости, действительно не имеет значения какой вид йога-садханы практикуется - мантра-йога или хатха-йога, потому что для него это действительно осознанная практика, он предан своему Гуру и Гуру корректирует его садхану. В натха-сампрадае уважение к Гуру и парампаре играет большую роль, ведь от этого зависит правильность садханы, в Гуру-йоге содержится большой эзотерический смысл.
В заключение своего постинга, на тему индуистской йоги в России, хочу добавить, что я был бы рад, если бы кто-то действительно получил посвящение в линии тамильских сиддхов и развивал бы эту школу на уровне четко переданной сиддханты, правильной практики, лично полученных от парампарических Учителей. Вот такой подход будет правильным, с безошибочной, результативной садханой. Я не против того что бы в России помимо меня были натхи, посвященные в настоящую сампрадаю. Недавно мы посетили авторитетных Гуру, они оказали радушный прием и охотно ответили на наши вопросы относительно садханы. Я за то, чтобы люди, которые не успели ещё найти себе достойных Гуру в других школах, получали посвящение от индийских Натха-гуру. Но я против того, чтобы в линии натхов посвящались люди, которые преследуют исключительно коммерческие и другие материальные и корыстные цели, диктуемые модой. Будучи Гуру, я прекрасно знаю, что значит брать ответственность за кого-то: если ученик оказывается недостойным, то это сказывается негативным образом как на его Учителе, так и на самом ученике. Многие из тех, кто получает формальные дикши, не соблюдают враты, переданные Гуру, таким людям не желательно передавать даже самые начальные посвящения. Натхи не обязаны становиться «кормушкой» для разного рода шизофреников и шарлатанов. Если у кого-то есть сомнения относительно разного рода традиционной йоги в СНГ, смело спрашивайте здесь на форуме. Если окажется, что я чего-то не знаю или знаю не полностью, то уточню это у своих Гуру, а все что знаю - объясню так, как оно есть.