Адеш!
Обучение в настоящей традиционной школе (не путать со многочисленными современными, которые придумали коммерческие индусы, извращая свои традиции) очень сильно отличается от школ, ориентированных не на индивидуальное обучение. Тексты написаны обычно в стиле тантр, в виде диалога Шивы и Шакти или, как можно встретить у Натхов, как диалог между Гуру и учеником. Что это такое? В Индии любое общение с Гуру - это даршан и откровение. В секции по йоге ты приходишь к учителю получить заготовку из техник на несколько месяцев, на год, и «долбишь» ее не думая. Ты просто пришел к источнику информации, и источником информации является такой же человек, как и все, и даршан там вообще не причем, а преподавателю по йоге нет до тебя дела. Вы заплатили деньги - он выполнил свое (передав полуработающие техники) и спровадил вас. В таких отношениях изначально присутствует стремление поиметь что-то друг от друга, но не передавать что-либо превосходящее этот банальный уровень. Понятно, что он не продавал вам сиддхи, т.к. это невозможно. Для любого торгаша сделка по продаже сиддх была бы невыгодной. И такой подход у многих, люди так привыкли, их так приучили многие инструктора в йога-центрах, поэтому, когда такие «выучившиеся» практики приходят к настоящим Гуру, они ничему не могут у них научиться, поскольку у Гуру подход в обучении не тот, к которому те привыкли. Я был свидетелем многих явлений такого рода: человек требует от Гуру в Индии чего-то необычного, но при этом не понимает, что он пришел не на тренировку в гимнастический зал, а на даршан, что нельзя протягивать ноги в сторону Гуру, нельзя садиться позади Гуру или выше и т.д. Есть много правил. С таким отношением невозможно что-либо ценное воспринять, даже если кто-то и обладает большой чистотой, он не сможет нас ничему научить, если мы сами не будем стремиться стать адекватными учениками, как это предписывают правила традиции. Правила просто необходимы, особенно в традиционной йогической линии, поэтому я сторонник разделения ортодоксального и неортодоксального подходов, правила неважны в том случае, если вы уже сиддха-пуруша.
Так вот, тексты, типа Гхеранда-самхиты, были написаны в виде получения учеником даршана от Гуру, когда ученик слушает Гуру предельно внимательно, и когда Гуру откровенен с учеником. Он передает сокровенное знание, где подразумевается, что ученик уже многое и сам знает. Поэтому не исключено, что именно так и могла передаваться Хатха-йога прадипика и другие знания. Если вы придете за знаниями к Гуру, то вы запишите только то, что считаете самым основным, но если потом кто-то возьмет почитать то, что вы написали, он может просто не разобраться. Следовательно, многие тексты нельзя понимать так, как они написаны, их должен читать и трактовать тот, кто является совершенным мастером в йоге. Тот, кто знает скрытый контекст, знает, что автор хотел донести. Правильно истолковать, это означает досказать то, что полностью не описал автор текста, но для этого с ним нужно быть на одной «духовной волне», быть в одной реальности. Конечно, местами могут быть перестановки последовательностей техник, когда в тексте описываются разные мудры в определенной последовательности, но если вы представите чисто логически их выполнение, зная суть практики, то описанное может оказаться нелепостью. Например, маха-ведха идет в одном ряду с ваджроли. Представляете себе такую картину, йог, сделав маха-мудру и маха-ведху, сразу приступит к ваджроли практикуя её с женщиной, втягивая бинду из йони? Т.е. он должен сначала в маха-ведхе «ударяться об пол»
, а потом сразу приступить к практике ваджроли
Это полный абсурд. Каждая из техник может вообще выполняться отдельно или в какой-то последовательности, например, маха-мудра, маха-бандха и маха-ведха могут составлять одну отдельную садхану. Но, в любом случае, это может нормально объяснить только ваш Гуру. Для большинства же людей все эти тексты несут только общее представление о практиках натхов, а вот что-либо адекватно самостоятельно по ним практиковать будет крайне сложно. Если вы в прошлых воплощениях практиковали в данной традиции или произошло чудо, тогда у вас без Гуру все будет работать, потому что вы интуитивно все в чистом виде способны понимать. Но такие явления очень редкие.
Что же касается восприятия практик йоги как исключительно духовных или как гимнастики, это, с точки зрения натхов, действительно крайности, потому что у натхов все духовные метафизические понятия соотносятся с совершенно конкретными составляющими физического тела. Кхечари может быть и как растягивание языка и как парение шакти в пустоте. Просто тантрики, в большинстве своем, только на уровне теории говорят о полной адвайте, но в реальной жизни им сложно материю видеть как нечто духовное. Они отрицают тело, т.к. на самом деле, даже в своей тантре остаются на уровне пашу, а то и ниже. Конечно, они могут формально иметь от разных доморощенных гуру каула-абхишеку, но по сути, что она у них есть - что её нет, это не имеет никакой существенной разницы . С точки зрения натхов, высокий духовный уровень обычно сопровождается и вполне физической реализацией. Необходимо глубже изучать традицию и её методы, как правило, на это уходит примерно 12 лет.