Конечно, самоубийство как у натхов, так и в других традициях не приветствуется, потому что такая душа не сможет обрести мокшу. Но смерть очень важна, и к ней надо подготовиться, потому что чем спокойней она пройдет, тем лучше будет следующая жизнь или же освобождение вообще от жизни и смерти. В Индии верят, что самоубийства, насильственная смерть, несчастные случаи, смерть в детстве – это все категория смерти, которую называют апракритика (неестественная смерть). Все неестественное и резкое создает тяжелую карму, и такая ситуация автоматически считается оскверненной, по этой причине в Индии даже не сжигают трупы тех, с кем это произошло, потому что их нельзя подносить после смерти священному огню. Йога же приводит к пограничным состояниям, которые называют самадхи; они могут быть разными по своей природе: через одни вы приближаетесь к тому, что все называют смертью, другие помогают ее осознанно пройти, третьи вообще освобождают от смерти и рождения. Йога, в принципе, – это аккуратный и постепенный подход к процессам смерти, но все это не рассчитано на людей, которые не понимают, зачем это все существует. По этой же причине, если вы спросите обычных хинду о практике йоги (обычных, не знакомых с йогой как формой фитнеса и т.п.), они, как правило, не хотят вообще ничего о йоге говорить, потому что знают, что это очень непростая вещь или даже самая непростая из всех, существующих в этом мире. Некоторые йоги, посредством контроля пран в теле, поднимают их в черепное отверстие, и при этом они могут оставить свое тело, они могут вернуться в тело, тогда это будет дживита-самадхи, а могут достичь видеха-мукти, уйдя вообще из этого мира. Мои учителя говорят, что у йогина есть два рождения и две смерти: одно рождение от физических родителей, второе – полученное от Гуру, одна – обычная физическая смерть и вторая – смерть в отношении всех привязанностей к Майе, т.е. обретение мокши и мукти. Йогам, которые не достигают мукти в этой жизни, но делали тьягу и были преданы своему Гуру и Традиции, натхи помогают после смерти ритуалом, который называется шанкха-дхал. Этих йоги просто при смерти закапывают в самадхи (место захоронения). Йоги, которые обрели мукти, могут сами себе подготовить самадхи в земле или в воде (джал-самадхи) и там оставить свое тело, остановив все праны в теле. Эти практики в Сампрадае называют Уттар-крия, они сложны для простых садхаков, но некоторые к ним стремятся и выходят на такой уровень.
Вот хинду не сжигают самоубийц, в православной традиции их не хоронят на общих кладбищах... И это направляет задуматься о связи между останками и дживой после смерти. Т.е. каким образом метод ухода в прошлом воплощении влияет на текущее? Известно, что в прахе сохраняется информация, т.е. может случиться так, что душа обретет новое тело, когда старые останки еще относительно сохранны.
В некоторых западных традициях предписано хоронить тело в земле. Официальное объяснение, что якобы тело должно дожидаться Судного Дня и после воскреснуть. Иные объяснения говорят о том, что процесс разложения на первоэлементы должен происходить постепенно. Тогда процесс перехода в новую инкарнацию будет более плавным.
Хинду же напротив ускоряют этот процесс, предавая тела огню. Не в этом ли причина, что в Индии очень много людей рождается с физическими отклонениями, больше, чем в иных европейских странах?
Здесь имеет место и извечный спор некоторых философов о том смертна ли душа или нет. Одни утверждают, что душа бессмертна сама по себе и все что нужно сделать для ее освобождения, это просто освободить ее от оков физического тела как можно скорее. Другие утверждают, что некие компоненты души тесно "слиты" с физическим телом и находятся как бы в аморфном состоянии. При этом при гибели тела гибнут и более тонкие тела, которые в течение жизни человек не смог отделить. При этом под наиболее важным компонентом души имеется ввиду память. Т.е. по данной теории, чтобы сохранить память в посмертии нужно произвести некую работу по разделению тел, т.е. отделить душу от кармического тела, разорвать привязки.
Но тогда не понятно каким образом некоторые обычные люди помнят свои прошлые жизни. Причем вспоминают их не сразу, а через некоторое время или при определенной практике гипноза и т.д. По данной теории получается, что память души все равно сохраняется в некоем пространстве вне зависимости от того практиковал человек что-то при жизни или нет?
Получается, что есть разные категории - джива (или Дух/Атман/Искра) которая безлична и тождественна своему источнику - костру и другим таким же искрам и душа, которая является некой "флешкой" дживы или хранилищем данных, но в аморфном и пассивном состоянии у обычного человека. Но при этом у духа(дживы) отсутствует понятие уникальной личности как таковой. Т.е. получается - снимая все "одежды" джива обнажается и становится Богом, но у Бога нет лиц. Он вездесущий и никто конкретно одновременно...
Вот тут и возникает дилемма - стремиться к слиянию с Богом, т.е. по сути - потерять самого себя, свою личность и стать никем и всем; либо стремиться сохранить память души, напротив, пестуя собственную индивидуальность и непрерывно сохраняя память из жизни в жизнь...