Шри Гуруджи Адеш!
То, что я знаю от Гуруджи, натхизм - это и есть каула-дхарма, но только скорее ее эссенция. Путь натха - это йога как сущность тантры, только натхи предпочитают не увязать во второстепенных элементах тантры и практикуют только то, что они понимают, чувствуют в следствии своей внутренней реализации. Что касается тантриков, они в основном делают акцент на бхоге и часто погрязают в дебрях самообмана, теряя контроль над своим сознанием и чувствами. Для натха такое неприемлемо, такое неприемлемо и для настоящего каула, но только настоящих каулов мало, в Индии полноценно каулизму никто не учился, так как ни один уважаемый Гуру не станет учить интимным вещам, тем более иностранцев, помешанных на иллюзиях и своих собственных представлениях о тантре. Но если это истинные индийские каулы, то это другое дело, и по сути каулические доктрины родственны натховским.
У каулов больше акцент ставится на внутреннем и умении слушать свою истинную природу, не путая ее с помрачениями, в каулических ритуалах многие условности не актуальны, как это в дакшиначарских садханах, не обязательно идеально читать санскритские мантры, у натхов то же самое - они используют мантры на хинди и других языках, так как для совершенной бхавы произношение и т.д. является второстепенным. Грамотный аскетизм свойственен любой духовной традиции, в том числе и каулической, и гупта-садханы, связанные с 5М, 7М (агхоры), шава-садхана и др. могут практиковать и натхи тоже, конечно, если практикующий их правильно понимает, и они полезны для садхаки. На самом деле, если внимательно изучить Абхинава Гупту и послушать, что говорят аутентичные индийские Каула-гуру (а не те, кто из них берет только то, что им нравится), то вы увидите, что речь идет об одном и том же - о чем говорят аутентичные натховские учителя. Все упаи (их уровни) весьма условны, можно анава-упаю практиковать как шамбхаву, а можно шамбхаву иммитировать, или анупаю, будучи махапашу, обманывая себя и других, оставаясь по развитию, на самом деле, на уровне анавы (в лучшем случае). И натховские Гуру и каулические это понимают, поэтому ни те, ни другие не допускают до практик высокого уровня тех, кто их не понимает, непонимание - показатель анадхикари. А метать бисер перед свиньями, думаю, все понимают - что это вредно отражается на личной связи с Божеством, Традицией, собственном мистическом уровне.
У натхов существует передача двух мантр, одна - Горакшанатха, потому что Горакшанатх учит контролировать чувства: "Го" - чувства, "ракша" - покровитель, владыка; вторая - мантра Йогамайя Баласундари. Последняя является формой дикши, которую в Натха-сампрадае называют упадеши-дикшой, это Божество очень похоже на Баласундари в Шривидье, вернее, это она и есть, разница только в мантре, другие биджи в основной мантре. Во второстепенных мантрах у натхов используется смесь хинди и санскрита. В каула-ритуале важны состояния, полученные от биджа-мантр и гупта-ритуалов, потом эта энергия может быть задействована для более низших целей (если вообще в этом есть нужда). По сути, эти практики - форма внутренней мистической йоги. В шабар-мантрах тоже самое: есть религиозные мантры на хинди в форме дхьяны, которые используются как вспомогательные элементы для бхаваны, а есть низшие формы шабар-мантр, которые используются для бытовых целей. Нельзя сказать, что все натховские мантры являются формой деревенского колдовства, как это могут подумать невежественные люди. Эти мантры бывают как религиозно-мистические, так и абхичарские. Собственно, так как и каула-садханы можно свести к выпиванию алкоголя, бестолковым посиделкам, "перипихону" с формальным чтением стотр (для придания антуража и значимости). Кстати, показателем того, что это антураж является то, что такие люди могут читать санскритские молитвы, но от них не идет никакой мощи, и это как раз то, что могут чувствовать фактически все, чистую шакти не сымитируешь, а на нее ориентируются все настоящие садхаки, будь то каулы, будь то натхи, вайшнавы, буддисты и т.д.
Некоторые натховские тексты содержат элементы каула-ритуалов, цитаты из каулических текстов, есть также ряд пантхов, где такие садханы поощряются, например, Капилани-пантх, но это опять же зависит от конкретного Гуру и ученика.