Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Система в традиции Натхов  (Прочитано 17540 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Antar Tyohar

  • *
  • Сообщений: 40
Re: Система в традиции Натхов
« Ответ #30 : Август 30, 2010, 22:57:38 »

Адеш!
Одно я знаю точно, что состояния, полученные от асан, должны "жертвоваться" в центральный канал, т.е. так, чтобы "все существующее в хатха-йоге было для раджа-йоги".
для этого надобно этот центральный канал ощущать (осозновать, отличать...),
следовательно, надобно его "пробудить" и осознать,
что и является одной из моих целей в хатха-йоге )
Записан

Yuri

  • *
  • Сообщений: 225
Re: Система в традиции Натхов
« Ответ #31 : Август 31, 2010, 01:12:55 »

Antar Tyohar.Попробуйте пранаяму ,,СО-ХАМ,,. ,,СО,,-вдох --тянем внимание и прану от темени по позвоночнику до копчика, ,,ХАМ,,--выдох проводим дыхание по  сушумне от копчика до темени .Сушумна прочищается ,прана становится более послушной. Это упражнение готовит к более важным токам енергии. И еще конечно в каждую чакру надо дышать и задерживать там дыхание поочередно.
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 554
    • Nathi.ru
Re: Система в традиции Натхов
« Ответ #32 : Август 31, 2010, 11:46:15 »

Шри Гуруджи Адеш!


Я хотел спросить о принципе отбора асан для практики, о руководстве в подборе асан для практики, о группировании одних асан и о исключении других, чем йогин руководствуется, в что пристушивается, какую цель преследует в отборе...?


Основной принцип следующий: гармонично проработать тело, так чтобы уравновесить праны, устранить блоки в теле. Т.е. если йогин чувствует в какой-то области блок, препятствие для нормального течения энергии, то он подбирает себе соответствующую асану или ряд асан и вставляет их в свою практику. Очень важно дыхание в асанах, с помощью ровного спокойного дыхания животом в асанах можно "продышать" многие проблемные места в теле. Полезно также наблюдать за тем, что происходит с вашей праной в той или иной асане (если можете) - это поможет безошибочно выбирать себе асаны в зависимости от состояния праны в конкретный момент. При подборе асан можно придерживаться основных здравых принципов, например, прогибы назад должны уравновешиваться наклонами вперед, скрутки выполняются с прямым позвоночником без использования рычагов, равномерная проработка всех основных частей тела в одном занятии. Полезно помнить о том, что если в занятие включать много асан стоя, то это добавит активности потом в течение дня, устранит инертность. С течением времени, когда сознание человека станет менее инертным, количество асан стоя можно уменьшить и далее вовсе свести к минимуму.
Можно также обратить внимание на энергетические аспекты асан. Например, при прогибе одна сторона тела раскрывается и там происходит набор праны, а в другой части тела - закрытие и высвобождение праны. Таким образом, посредством выполнения правильно подобранных асан в теле устраняются застои энергии (что по сути и есть блоки), она начинает циркулировать более свободно и ровно.
 После сета асан, как  делают многие, выполняется шавасана. Но в принципе даже ее можно заменить качественной сиддхасаной, если человек может в ней находится достаточно долго без дискомфорта. Далее могут идти пранаямы, я уже раньше писала какие. После пранаям также можно сделать небольшую шавасану, особенно на начальном уровне.
Мудры и бандхи на начальном уровне делать смысла особого нет. Потом, если практиковать регулярно, бандхи начнут "напрашиваться" или даже выполняться естественным образом и в асанах, и в пранаямах. То есть мудры и бандхи целесообразно включать в практику, когда тело, энергия и сознание человека уже в достаточной степени уравновешены и прана достигла определенного качества и количества.
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 554
    • Nathi.ru
Re: Система в традиции Натхов
« Ответ #33 : Август 31, 2010, 12:07:21 »

Также, Antar Tyohar, если Вы хотите чтобы Ваша практика различных элементов йоги была единой и гармоничной, то могу порекомендовать присмотреться к натховской диначаре (определенные ежедневные действия). Про нее вкратце тут - http://forum.dharmanathi.ru/index.php/topic,740.msg5436.html#msg5436 . Может, найдете для себя какие-то элементы приемлемыми (основные мантры выложены на nathi.ru). Чтение мантры Горакшанатха (джапа) также очень помогает сгармонизировать практику, в том числе асан и пранаям, и даже сгладить какие-то ошибки или перекосы, которые может допустить практикующий по незнанию. Горакшанатх - Гуру всех йогинов, покровитель йоги, поэтому его почитание (даже если Вы не имеете дикши) в любом случае будет благотворно сказываться на Вашей практике, поможет встретить своего учителя.
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Система в традиции Натхов
« Ответ #34 : Август 31, 2010, 13:48:23 »

Шри Гуруджи, Адеш!
По поводу распорядка, все строится по принципу от грубого к более тонкому, от тела к сознанию.  Утром мантры в кровати, потом, идя в туалет, омыть лицо, руки и ноги, Ганеша-гаятри - при очищении тела. После можно выполнять шат-кармы, асаны, мудры и пранаямы, дхьяны йогического типа (внутри тела). Потом натховская карма-канда в виде пуджи и ритуалов. Это тот вариант, который мне давал Гуру, если есть желание заниматься хатха-йогой (много). Но так как большинство садху в Индии практикуют из хатха-йоги более высокого уровня практики, пранаямы, мудры, наданусандхана и т.п.,  совмещая их с тантрическими, то обычно у них распорядок другой. У них сначала идет снана всего тела, потом основные элементы из хатха-йоги в виде нади-шуддхи, шамбхави-мудры иногда еще несколько мудр, а дальше пуджа.

Что касается последовательности асан. Настоящая хатха-йога не зависит от их количества, многие хотят, чтобы им дали убойную ядреную физуху из асан в количестве типо того, что у Дхарма Митры,  тогда они будут чувствовать что "это - йога". Но это как раз не йога, а бхога. Настоящая йога использует небольшое количество асан, типа сарвангасаны, матсьясаны, пашчимотанасаны, ардхаматсьендрасаны и т.п. Основные пранаямы: удджайи, бхастрика, сурьябхеда -это согревающие; щитали, ситкари - охлаждающие; остальные - медитативные пранаямы, типа бхрамари, мурчха, плавини - включаются на более высоких уровнях практики. Основное я уже писал тут, практика строится по принципу от грубого к тонкому, чем выше уровень практики, тем меньше используются элементы более низких по уровню практик.
Записан

Antar Tyohar

  • *
  • Сообщений: 40
Re: Система в традиции Натхов
« Ответ #35 : Август 31, 2010, 19:13:56 »

Antar Tyohar.Попробуйте пранаяму ,,СО-ХАМ,,. ,,СО,,-вдох --тянем внимание и прану от темени по позвоночнику до копчика, ,,ХАМ,,--выдох проводим дыхание по  сушумне от копчика до темени .Сушумна прочищается ,прана становится более послушной. Это упражнение готовит к более важным токам енергии. И еще конечно в каждую чакру надо дышать и задерживать там дыхание поочередно.
Спасибо, Yuri.
Вроде бы выглядит не очень сложно, я обязательно попробую.

Шри Гуруджи Адеш!


Я хотел спросить о принципе отбора асан для практики, о руководстве в подборе асан для практики, о группировании одних асан и о исключении других, чем йогин руководствуется, в что пристушивается, какую цель преследует в отборе...?


Основной принцип следующий: гармонично проработать тело, так чтобы уравновесить праны, устранить блоки в теле. Т.е. если йогин чувствует в какой-то области блок, препятствие для нормального течения энергии, то он подбирает себе соответствующую асану или ряд асан и вставляет их в свою практику. Очень важно дыхание в асанах, с помощью ровного спокойного дыхания животом в асанах можно "продышать" многие проблемные места в теле. Полезно также наблюдать за тем, что происходит с вашей праной в той или иной асане (если можете) - это поможет безошибочно выбирать себе асаны в зависимости от состояния праны в конкретный момент. При подборе асан можно придерживаться основных здравых принципов, например, прогибы назад должны уравновешиваться наклонами вперед, скрутки выполняются с прямым позвоночником без использования рычагов, равномерная проработка всех основных частей тела в одном занятии. Полезно помнить о том, что если в занятие включать много асан стоя, то это добавит активности потом в течение дня, устранит инертность. С течением времени, когда сознание человека станет менее инертным, количество асан стоя можно уменьшить и далее вовсе свести к минимуму.
Можно также обратить внимание на энергетические аспекты асан. Например, при прогибе одна сторона тела раскрывается и там происходит набор праны, а в другой части тела - закрытие и высвобождение праны. Таким образом, посредством выполнения правильно подобранных асан в теле устраняются застои энергии (что по сути и есть блоки), она начинает циркулировать более свободно и ровно.
 После сета асан, как  делают многие, выполняется шавасана. Но в принципе даже ее можно заменить качественной сиддхасаной, если человек может в ней находится достаточно долго без дискомфорта. Далее могут идти пранаямы, я уже раньше писала какие. После пранаям также можно сделать небольшую шавасану, особенно на начальном уровне.
Мудры и бандхи на начальном уровне делать смысла особого нет. Потом, если практиковать регулярно, бандхи начнут "напрашиваться" или даже выполняться естественным образом и в асанах, и в пранаямах. То есть мудры и бандхи целесообразно включать в практику, когда тело, энергия и сознание человека уже в достаточной степени уравновешены и прана достигла определенного качества и количества.

Также, Antar Tyohar, если Вы хотите чтобы Ваша практика различных элементов йоги была единой и гармоничной, то могу порекомендовать присмотреться к натховской диначаре (определенные ежедневные действия). Про нее вкратце тут - http://forum.dharmanathi.ru/index.php/topic,740.msg5436.html#msg5436 . Может, найдете для себя какие-то элементы приемлемыми (основные мантры выложены на nathi.ru). Чтение мантры Горакшанатха (джапа) также очень помогает сгармонизировать практику, в том числе асан и пранаям, и даже сгладить какие-то ошибки или перекосы, которые может допустить практикующий по незнанию. Горакшанатх - Гуру всех йогинов, покровитель йоги, поэтому его почитание (даже если Вы не имеете дикши) в любом случае будет благотворно сказываться на Вашей практике, поможет встретить своего учителя.
Спасибо Вам БОЛЬШОЕ, нет, ОГРОМНОЕ за такой развернутый и такой долгожданный мною ответ.
Это именно ТО, что я так хотел узнать), если позволите я обращусь еще к Вам за консультацией но уже по составленному мною комплексу.
Еще раз благодарю.

Шри Гуруджи, Адеш!
По поводу распорядка, все строится по принципу от грубого к более тонкому, от тела к сознанию.  Утром мантры в кровати, потом, идя в туалет, омыть лицо, руки и ноги, Ганеша-гаятри - при очищении тела. После можно выполнять шат-кармы, асаны, мудры и пранаямы, дхьяны йогического типа (внутри тела). Потом натховская карма-канда в виде пуджи и ритуалов. Это тот вариант, который мне давал Гуру, если есть желание заниматься хатха-йогой (много). Но так как большинство садху в Индии практикуют из хатха-йоги более высокого уровня практики, пранаямы, мудры, наданусандхана и т.п.,  совмещая их с тантрическими, то обычно у них распорядок другой. У них сначала идет снана всего тела, потом основные элементы из хатха-йоги в виде нади-шуддхи, шамбхави-мудры иногда еще несколько мудр, а дальше пуджа.

Что касается последовательности асан. Настоящая хатха-йога не зависит от их количества, многие хотят, чтобы им дали убойную ядреную физуху из асан в количестве типо того, что у Дхарма Митры,  тогда они будут чувствовать что "это - йога". Но это как раз не йога, а бхога. Настоящая йога использует небольшое количество асан, типа сарвангасаны, матсьясаны, пашчимотанасаны, ардхаматсьендрасаны и т.п. Основные пранаямы: удджайи, бхастрика, сурьябхеда -это согревающие; щитали, ситкари - охлаждающие; остальные - медитативные пранаямы, типа бхрамари, мурчха, плавини - включаются на более высоких уровнях практики. Основное я уже писал тут, практика строится по принципу от грубого к тонкому, чем выше уровень практики, тем меньше используются элементы более низких по уровню практик.
Сегодня у меня прям праздник какой-то)
Ответы именно ТЕ)
Знач не зря, не зря....))))
Благодарю Вас, Leta Baba. )

Ура, товарищи!!!)))     
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Система в традиции Натхов
« Ответ #36 : Сентябрь 01, 2010, 22:20:44 »

"лайя" и "раджа" йоги,это и не йоги вовсе :016:,это название состояний практикующего,которых он добивается своей практикой.в эом их отличие от мантра или бхакти йог.

Многие хатха-йогические мудры и пранаямы ведут к разным видам самадхи, также мудрами называются виды дхараны на элементах, что ведет к их равновесию. По сути, "хатха" - это то, что направлено на "раджу", и хатха в своем потенциале ее содержит, только многие от этого отклоняются, аргументируя неготовность простых людей. Не знаю, хорошо это или плохо, но судя по всему, это многих путает и уводит от полного вида практики, индийские садху - не в счет. Наверное, чтобы это все увязать на фоне ухода от традиции, западной йоги, нужно во истину быть гениями типа Абхинава Гупты и Горакшанатха с Матсьендранатхом. Впрочем, попыток много было: Бихарская Школа, Институт Кувалаянанды - но это такое дело, что кто-то сможет понять на фоне всего и использовать, а кто-то нет, оставшись недовольными. Угодить всем невозможно, кем бы ты ни был, я видел и тех, кто имеют претензии к Горакшанатху, хоть и без наличия сиддх ему свойственных  :05: .
Записан

Михаил M

  • *
  • Сообщений: 8
Re: Система в традиции Натхов
« Ответ #37 : Сентябрь 05, 2010, 20:14:54 »

Я согласен, что хатха-йога, может перейти в раджа-йогу. Но я хочу заметить, что хатха-йога, очень легко перестраивается в крийя-йогу, также можно заметить что хатха-йога это по-сути кундалини-йога.
Т.е. хатха это некий универсальный ключ. Она может открыть как путь к работе с сознанием, к Шиве, так и к работе с энергией, праной - Шакти. Конечно же это взаимосвязанные аспекты, но они могут по разному раскрыться.
Хотя очень многие замечают в хатха-йоге лишь гимнастику.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Система в традиции Натхов
« Ответ #38 : Сентябрь 08, 2010, 20:40:38 »

Шри Гуруджи Адеш!
Думаю, мы скоро выложим комплексы упражнений в сеть. Хотя все-таки практиковать хатха-йогу нужно, консультируясь у учителей йоги. В Москве есть ученики, которые преподают: Йоги Алламанатх, Шамбхунатх и др. Советую с ними лично пообщаться. Я подолгу бываю в Индии и не всегда могу всем быстро на e-mail ответить. Думаю, скоро будем интернет конференции делать, чтобы все могли пообщаться.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Antar Tyohar

  • *
  • Сообщений: 40
Re: Система в традиции Натхов
« Ответ #39 : Сентябрь 11, 2010, 22:45:00 »

Приветствую Вас, Yogi Matsyendranatha!

Комплексы и конференции - это замечательно,
но меня больше интересует сами принципы(!) следуя которым можно подобрать из такого разнообразия асан и пранаям, себе для проведения занятия.

Чем руководствоваться в подборе упражнений для практики, какого эффекта добиваться или хотя бы к чему стремиться?

Хотелось бы несколько таких базовых советов, следуя которым можно было бы начать полноценно практиковать Хатха-йогу вне зависимости от уровня подготовки тела.

Спасибо.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Система в традиции Натхов
« Ответ #40 : Сентябрь 14, 2010, 00:23:35 »

Приветствую Вас, Antar Tyohar!

Надеюсь, Вы не ждете от меня выкладывания громадного списка всего, иначе проще книгу написать. Впрочем, это уже не за горами.
Чем руководствоваться? Если в общих чертах, то:
* Знать, что цель йоги - обретение состояния Шивы (чистого и совершенного сознания, говоря иначе).
* Параллельно практике йоги знакомиться с тем, что о целях говорится в классических авторитетных текстах, и что говорят признанные великие Гуру в Традиции.
* Помнить, что, несмотря на высоту йогических мотиваций, состояние тела (здоровье) очень важно, и, как правило, все - взаимозависимо. Под болезнями у йогов подразумеваются и состояния души.  
* Практика асан и пранаям всегда сопровождается дхьяной.
* Опыт, полученный в дхьяне, открывает новые ресурсы сознания, которые могут быть использованы для совершенствования себя на материальном уровне, и наоборот.
* Если у вас есть какие-то заболевания, то нужно ознакомиться с тем, насколько вам могут помочь вьяямы или шаткармы. Если же болезни такие, что использование многих техник йоги противопоказаны, то можно использовать рецепты аюрведы.  Постепенно поднимая свое общее состояния от более грубых уровней к более тонким.

Но еще раз подчеркну, всегда нужно помнить о том, что все проблемы имеют причины в сознании, и поэтому использование тела как упаи для трансформации сознания - это фундаментальный принцип.

Можно все разобрать детально, если есть в этом потребность.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Система в традиции Натхов
« Ответ #41 : Сентябрь 18, 2010, 07:11:45 »

Адеш!
Здесь будут постепенно выкладываться комплексы асан и праням: http://nathi.ru/read/practice/asanas/84asanas.php
Думаю, ученики Гуруджи отформатируют, и выложат остальные изображения асан и остального.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Система в традиции Натхов
« Ответ #42 : Сентябрь 19, 2010, 15:57:21 »

Асаны и пранаямы скоро выложим. suns
Думаю, еще актуально разъяснить отличие йоги натхов от многих форм тантризма. У натхов многие практики йоги направлены на то, чтобы осознать пустотность тела и сознания. И внутри этой пустотности опорой служат те основные формы тантрических элементов, которые в тантре являются, пожалуй, самыми существенными (чакры, нада, бинду, Кундалини и т.д.). Несущественные (второстепенные элементы тантры) у натхов упрощены и рассматриваются как формы бхога-рупы, являющиеся излишними для большинства садхаков. Поэтому натхи не считают, например, важным использование санскрита вместо хинди в практиках второстепенного характера, актуальных для внешнего ритуализма, хотя, конечно, и в них есть своя определенная необходимость. 
« Последнее редактирование: Сентябрь 19, 2010, 16:04:32 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re: Система в традиции Натхов
« Ответ #43 : Сентябрь 19, 2010, 22:44:19 »

Шри Натхаджи Гуруджи ко Адеш!

Цитировать
Но еще раз подчеркну, всегда нужно помнить о том, что все проблемы имеют причины в сознании, и поэтому использование тела как упаи для трансформации сознания - это фундаментальный принцип.

Можно все разобрать детально, если есть в этом потребность.

Было бы очень интересно услышать Ваши подробные разъяснения по этому топику.
Хотя, возможно, это можно было бы сделать в статье или цикле статей в следующих номерах журнала http://adesh.ru

Примите мои поклоны, Гуруджи.
Записан

Трилокинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 398
Re: Система в традиции Натхов
« Ответ #44 : Сентябрь 21, 2010, 10:58:24 »

Адеш!
Здесь будут постепенно выкладываться комплексы асан и праням: http://nathi.ru/read/practice/asanas/84asanas.php
Думаю, ученики Гуруджи отформатируют, и выложат остальные изображения асан и остального.

Большое спасибо за выкладываемые комплексы.
Если не секрет, то кто настолько замечательно рисует?  :vishenka:
Записан