Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Практика пранаямы  (Прочитано 33029 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Махешваранатх

  • Гость
Практика пранаямы
« : Декабрь 28, 2006, 04:49:51 »

Джайа Шива Горакшанатх!

Приветствие Шри Матсьендранатху и всем участникам форума.

Очень много литературы по пранаяме. И возникает очень много вопросов. Описывается огромное количество практик и техник. Известная всем уже нади шодхана с биджами РАМ и ЙАМ. Восемь техник, описанные в доступных в и-нете самхитах. Множество других кумбхак в кашмирском шиваизме. В тантрах о пранаяме упоминается как о мистической практике поедания матсьи.
     Но это обилие информации действительно только создает путаницу в уме. Создается иллюзия будто все знаю и читал, но понимаю что это не так на самом деле. "Крутые" техники оказываются не эффективными, а простые наоборот хорошо работают. Почему это так, что такое пранаяма и как ее следует практиковать?

    Гуру говорил, что спрашивать надо о том, что как нам кажется, мы хорошо знаем. Вот я и спрашиваю...
Например в тех же герметических текстах сказано, что все вещи в этом мире находятся в состоянии роста или убывания. Соответственно, достигнув неизменного равновесия, мы освобождаемся от ограничений, накладываемых обусловленной реальностью. Это и есть пранаяма. В частном случае это соответствует переходу вдоха и выдоха в кевала кумбхаку. Например в кашмирском шиваизме есть техника где надо наблюдать как вдох становится выдохом, а выдох переходит во вдох. Это ведет к кевала кумбхаке.
Но это не снимает вопроса, что такое пранаяма.

В сиддха-сиддханте говорится о трех шакти в теле: средней, нисходящей и восходящей(кундалини), которая играет с йогином.
Если нисходящая шакти есть высшая милость, то как пранаяма связана двумя остальными?
Кундалини связана с индриями, и отвлечение праны от них это и есть выпрямление кундалини?
А что такое срединная шакти?

Тема очень большая и многим наверняка тоже будет интересно.

Заранее спасибо за ответы.

Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Практика пранаямы
« Ответ #1 : Январь 05, 2007, 21:40:48 »

Адеш!
Сапрема намаскара!
Как известно, натха-йогины использовали тантра-видью, как фундамент в составлении своих практик, соответственно многие элементы йогической садханы, например, использование мантр в пранаяме, взяты из тантры.  Приведу цитату из “Куларнaва-тантры”, где описывается пранаяма с упомянутыми биджами.

padmasvastikavIrAdiShvAsaneShUpavishya ca |
japArcchnAdikaM kUryAdanyathA niShphalaM bhavet ||34||

Сев в падмасану, cваcтикасану или вирасану, садхака должен прочесть джапу или выполнить пуджу; иначе его усилия не будут успешными.

dvAdashAvarttayan buddhyA praNavantu trimAvakam|
mu~nchet pi~NgalayA vAyumantaHsthaM rechako bhavet ||35||

Выполнив ментально 12 раз джапу, пранавy трех мантр, он должен выдохнуть через правую ноздрю (пингала) – это называется pечака ( выдoх).

ShoDashAvarttayan tAraM purayedvAhyamArutam|
shanakairiDayA vaddhvA pUrakaM parikIrttitam ||36||

Повторив 16 раз Тара (Аум, пранава) он должен вдохнуть через левую ноздрю (ида) – это называется пурака (вдoх).

dvadashAvarttayan tAraM vAyaM madhye ca kumbhayet|
shoShayedvAyubIjena dahashoShaNamIritam ||37||


После повторения пранавы (12 раз), дыхание следует задержать внутри – это кумбхака. Затем он должен очистить (дословно - иссушить) тело Вайя-биджeй “Йам”. Это очищение (иссушиваение) нечистот тела.

punashcha pUrvavadvAyuM virechyApUrya kumbhayet|
dahet  dahanabIjena dehadAhanamIritam ||38||
 
И снова, таким же образом, он должен выдыхать, вдыхать и делать кумбхаку; затем воспламенить тело  Агни-биджeй “Рам”. Это называется сжигание нечистот тела.

japadhyAnaM vinA.agarbhaH sagarbhastadviSharyayAt|
agarbhAd garbhasamyu ktaH prANAyAmaH shatAdhikaH ||40||

Пранайама  без  джапы или дхйаны называется aгарбха (бесплодная, безрезультатная), и она противопоставляется cагарбхе (с результатом). Посравнению с aгарбханой, cагарбхана в тысячу раз более эффективна.

tapAmsi tIrthayAtrAdyA makhadAnavratAdayaH|
prANAyAmasya tasmaite kalAM nArhanti ShoDashIM ||41||

Аскетизм, паломничество, жервоприношения, благотворительность, соблюдение законов, не стоят даже шестнадцатой части подобной пранайамы.

mAnasaM vachikaM pApaM kAyikaM vApi yat kritaM|
tat sarvaM nirddahecchIghraM prANAyAmatrayaM shive ||42||

О Шива! Все грехи, ментальные либо физические, очень скоро сжигаются только лишь тремя пранaямами.

dahyate dhmAryamAnAnAM dhAtUna~ncha yathA malaM|
tathendriyANAM dahyante doShaH prANasya samyamAt ||43||

Как только загрязнения ментала сжигаются , так сразу же они перестают как-либо привлекать внимание,таким же образом загрязнения чувств сжигаются посредством  контроля над Праной.

prANAyAmaivrishuddhAtmA yad yat karma karoti hi|
tattat phalatyasandehastvaprayatnena vA kritaM ||44||

Любые действия производимые тем, кто совершает очищение при помощи пранаямы, несомненно
принocят плоды, даже если выполняются без усилий и напряжения.
 
Несомненно, ида и пингала связаны с работой праны и апаны, Cолнцем и Луной, покрайней мере, так говорится в текстах хатха-йоги.  Что же касается Кундалини-шакти, то как я уже говорил в других постингах, Она может быть соотнесена с Крийя-шакти или Шуддха-видьей. Кундалини творит мироздание, сохраняет и разрушает, Кундалини может держать живое существо в покрове (аварана) невежества – Tиродхана-шакти, Она же может быть силой духовного раскрытия (ануграха). Несомненно, Вы правы, нисходящая и восходящая  шакти, связаны с идой и пингалой. Эти две силы действуют одновременно, если прана движется вниз, то апана, так же движется вверх. Если нисходит ануграха-шакти, то энергия сокрытия превращается в знание. Кундалини пробуждается в Вас при соединении праны с антахкараном, энергии с сознанием. С нисходящей и восходящей шакти, пранаяма связана посредством вдоха и выдоха, серединная шакти - это энергия равновесия двух полярностей. Что касается КШ и его практик, он с натхами связан больше, если его сравнивать со многими современными школами йоги, ориентированными исключительно на потребности материально настроенного человека.
« Последнее редактирование: Январь 06, 2007, 08:59:01 от Virati »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Махешваранатх

  • Гость
Re:Практика пранаямы
« Ответ #2 : Январь 07, 2007, 01:12:34 »

Джайа Шива Горакшанатх!

Намасте, Гуру джи!
Спасибо Вам за ответ. Не могли бы вы разъяснить этот текст?
Что такое "пранава трех мантр"?
Я читал, что пранава это Ом и тантрическая пранава - Хрим. Это как-то связано?
Еще здесь биджи элементом даются последовательно, а не в одном цикле дыхания, как в известных сейчас текстах.

И еще в тексте говорится о необходимости провести пуджу или выполнить джапу перед пранаямой.
Я так понимаю, что практика пранаямы не менее важна чем пуджа, это так?  Следует ли делать санкальпу, ньясы, как правильно понимать  символизм практики?

Хочется побольше узнать об этом.

Спасибо Вам за ответы.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Практика пранаямы
« Ответ #3 : Январь 09, 2007, 20:59:03 »

Сапрема намаскара!

Многие тантрические каулические тексты, такие как "Куларнава-тантра", "Каула-джняна нирная", "Кулананда-тантра", не дают полного описания практик, а скорее говорят об основных элементах и принципах, по которым строится садхана. В хатха-йогических текстах – то же самое. Можно много говорить о том, какие они все хорошие, это, конечно, так, но они хорошие только для тех, кто практически является мастером и их правильно понимает и способен грамотно применить. Писания, как правило, написаны в виде подсказок, и эти подсказки могут стать для мастера ключами к правильной практике. Тексты я выкладываю для того, чтобы появилось желание в них разобраться, но я не рекомендую всё делать так, как в них написано, если что-то в них неясно.

Биджа-мантры «Ом» и «Хрим», конечно, связаны, приведу один пример панчадаши-мантры: Ка Е И Ла ХРИМ Ха Са Ка Ха Ла ХРИМ Са Ка Ла ХРИМ. Слоги мантры соединяются три раза биджами ХРИМ, они в одно целое соединяют биджи, которые символизируют Огонь, Солнце и Луну. В той же Шри Видье мантры делятся на Кади, Сади и Хади-видьи; Хада считается объединяющей видьей (мишра). Звук ОМ тоже состоит из трех частей, последний звук – анусвара, или «бинду». Этот звук назализированный, он подобен эхо, которое образуется в нёбной области. Горакшанатх говорит о талу-чакре, это нёбная область, или пространство «Кха». На кончике языка находится Богиня речи Сарасвати. Практика «кхечари», или «поедание мамсы», есть перенесение сознания в «кха», или в «шуньяту» – то место, где находится «бинду». Заметьте, что все слоги матрики изображаются с анусварой. Матрика – это Кундалини-шакти, творящая всё проявленное, в ней отражена шуньята, или можно сказать, что она и есть «шуньясварупини». В каком-то смысле все мантры – это звуки, тождественные ОМ. Считается, что вишуддха-чакра связана с адхарами и практикой хатха-йоги, талу-чакра – с лайя-йогой и практикой «кхечари», раджа-йога – с аджной и др. чакрами, в раджа-йоге важен контроль «бинду». Собственно, пранаяма – это та анга, которая находится посередине, она – переходное звено между хатха- и раджа-йогой. Каждая из анг или йог может практиковаться на разных уровнях, в текстах говорится о пранаяме, в которой предпочтительно использовать биджа-мантры («сагарбха-пранаяма»), и что от такой пранаямы эффект значительно выше. Но это не значит, что все должны практиковать именно такие пранаямы. Для начала важно освоить сами техники выполнения, иметь общие представления о том, что такое прана и пранаяма. «Прана-Аяма», «Аяма» – означает расширение границ или безграничность. Йоги считают, что в природе существует симпатическая связь и все элементы тела, все феномены в той или иной степени родственны («Кула»). Если ты работаешь с одной функцией тела, то это обязательно отразится на других, контроль дыхательного рефлекса позволяет постепенно осознать и контролировать другие рефлексы и жизненную энергию, связанную с ними. Что происходит при правильной практике пранаямы, описано в текстах, но на самом деле всё описать невозможно хотя бы потому, что пранаяма связана с другими «ангами», например с асаной, ниямой и т.д. Вспомним, что говорит Патанджали: «При прекращении усилий и направленности на бесконечное – асана достигается», далее: «Благодаря ей (асане) исчезает обусловленность парными противоположностями», очевидно, речь идёт о теле, уме и даже мировоззрении, самоосознании. Далее он говорит: «При нахождении в ней происходит пранаяма, прекращение вдоха и выдоха». То есть объединение праны и апаны, праны и антахкарана, полная интеграция, равновесие, предельная осознанность, происходит полное осознание всех внешних и внутренних процессов. Много ли ты встречал людей, качественно осознающих мир и все процессы, которые в нём? Ты можешь встретить много людей, которые пытаются растягивать вдохи и выдохи, говоря, что это пранаяма. Йога, если на неё трезво посмотреть, независимо от того, какая она: Кундалини, Раджа, Хатха, Карма-йога – существует для людей, которые созрели для того, чтобы немного её понять. Существует немало интересующихся йогой, которые, может быть, её не совсем хорошо понимают, но подсознательно чувствуют, что это достаточно серьёзная и полезная система. Конечно, они могут извлекать из нее пользу, пусть примитивную, но всё-таки само стремление практиковать говорит о том, что человек подсознательно может видеть нечто большее. Контроль дыхания – это всего лишь инструмент, с помощью которого ты начинаешь осознавать прану и то, как она проявляется в различных внешних и внутренних процессах. Аналогично в пратьяхаре, ты понимаешь, что манас – это высшая индрия, от которой зависят остальные 5 органов чувств. Посредством «Аяма» – расширения, увеличения, утончения, перехода на новый уровень восприятия работы праны – ты аналогичным образом создаёшь изменения в манасе, который связан с праной. Таким образом, ты всё больше и больше утверждаешься в состоянии пратьяхары. Пратьяхара способствует дхаране, или направленности сознания на один объект. Что это такое? Смотри, если ты привязан к одному объекту, то ты не можешь двигаться к другому, охват же многих объектов сразу возможен при наличии некоего состояния внутренней свободы и пустоты, которую ты можешь воспринимать. Если ты наполнил свой манас чувственным опытом, то тебе сложно будет воспринимать всё в чистом виде, впрочем вообще воспринимать. Следовательно, важно оставление («вайрагья», или «тьяга»). Чем больше ты оставишь, тем больше ты сможешь воспринять нового. Но пока у тебя сознание ограничено иллюзорными представлениями о теле, твоё сознание схватывает только через телесный опыт и впечатления, ты можешь совершать работу двумя руками на уровне тела, но если сознание будет к нему привязано, то оно тоже будет работать ограниченно, как это ни называй – виденье «божественного в ограниченном», «любви и света в этом мире», всё это всегда было и остаётся иллюзией. В Индии богов изображают с несколькими руками, ногами, лицами, почему? Потому что их сознание функционирует более многогранно в другой мерности, а сознание человека ограничено телом. У него праны столько, сколько и осознанности, он слаб, так как он зависит от инстинктов, которые формируют его иллюзорные представления о том, кто он такой. Вся жизнь такого существа – это борьба за сохранение этих представлений. Тот, кто понял, что эта борьба бессмысленна, и тот, кто знает, что иллюзорное всё равно будёт рано или поздно разрушено, выбирает путь изменения себя, путь йоги. Пранаяма – это то, что производит эти изменения, но это происходит постепенно; если твоей праной будет управлять твое ограниченное мирское эго, то это, в лучшем случае, будет временной лечебной дыхательной гимнастикой, в худшем – саморазрушением, причём не тем, которое может быть полезно для духовного развития. Собственно, это не мои слова, все тексты по йоге только об этом и говорят. Только почему-то многие думают, что пранаяма – это то, чему можно научиться на курсах. Это звучит крайне нелепо. На курсах можно дать только самые общие представления, в то время как пранаяма – это контроль жизненной силы в соответствии с тем, как проходит твое духовное развитие в целом.

У натхов перед пранаямой не делаются ньясы. Перед пранаямой можно читать специальные прана-гаятри, прана-мантры, мантры для асаны, мантры в самой пранаяме т.е. биджи. Поскольку все процессы, которые происходят в теле и сознании йога при правильной практике, отражают те процессы, которые происходят в мироздании, то они, конечно, похожи. Но они все же разные, так как йоги их видит именно как внутренние. Тантра же – это отображение вселенских и божественных процессов в таких практиках, как пуджа, хома, янтра-пуджа и др. В тантре присутствует элемент йоги, но именно как элемент. Аналогичным образом, современные школы йоги в какой-то мере отражают йогу натхов. Вернее, все эти школы постарались взять то, что они считали у натхов основным, после чего наизобретали много самых различных систем, стилей и сочетаний асан. Пранаям может быть сколько угодно, но основа будет всё равно одна. Хотя и мои Гуру в традиции, и я сам считаем, что ученик должен разбираться во всех этих многочисленных системах, их стоит рассматривать как дополнение. Разумеется, считать чей-то стиль панацеей и средством на все случаи жизни – глупо, хотя некоторые имеют такую тенденцию. Самое лучшее – это изучать то, чему учили основатели хатха-йоги и те, кто развивал традицию йоги, а всё остальное воспринимать как подсказки для этой цели, тогда вы не ошибетесь в поиске. Что же касается техник, описанных в «Виджняна-Бхайраве» и др. текстах КШ, – да, они действительно схожи с натховскими, мне Гуру джи так и сказал, что пратьябхиджня – это тоже натховская линия. Это авторитетные источники, но сейчас найти Гуру в этой линии крайне сложно. Есть тексты и учёные, которые их могут объяснять, но нормальной развитой традиции, на данный момент времени, по сути нет. Хотя может быть, я не достаточно хорошо искал. Один из Гуру КШ – Шри Лакшман джу, но насколько я знаю, у него не осталось преемников. В традиции важен Гуру, который сможет правильно выстроить садхану ученика и развить его. Я выбрал натхов, потому что у нас это возможно, в этом плане всё хорошо поставлено у буддистов, крупных вайшнавских и шайвовских орденах.

А вообще, относительно практик и передач, прежде чем их кому-то передавать, мне всё-таки хотелось бы, чтобы мои ученики научились, в первую очередь, свободно думать, а не просто что-то слепо воспринимать от кого-то или, наоборот, погружаться в собственные мысли и ощущения. Поэтому детали разных практик нужно обсуждать, для чего важна сангха, ну, и по мере изучения – практиковать, одно будет дополнять другое.
« Последнее редактирование: Май 17, 2010, 23:03:14 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Shunyata

  • *
  • Сообщений: 183
Re:Практика пранаямы
« Ответ #4 : Апрель 24, 2007, 14:16:46 »

Сапрема намаскара!
У меня просьба к тем кто знает, опишите пожалуйста технику выполнения ситали и шитали пранаям, к сожалению о них в литературе очень мало написано.
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re:Практика пранаямы
« Ответ #5 : Апрель 26, 2007, 23:17:25 »

Сапрема Намаскара, Shunyata!

Вот как раз таки ситали и шитали  - это одна пранаяма, только названия немного отличные.
Существует ещё другая пранаяма - ситкари. Обе эти пранаямы - охлаждающего эффекта, успокаивают как тело так и ум.
Впрочем, я попытаюсь описать их более подробно:

СИТАЛИ (она же ШИТАЛИ):

Цитировать
56. Вот Шитали. Высунь язык немного изо рта, сделай вдох и выполни Кумбхаку. Медленно выдохни через нос.
57. Гулма, плихи, и другие недуги — лихорадка, разлитие желчи, голод, жажда, действие яда — разрушаются Кумбхакой, именуемой Шитали.
Хатха Йога Прадипика

Техника выполнения такая: нужно сесть в удобную позу, сделать выдох через нос,  высунуть язык и свернуть его в трубку (т.е. загнуть его боковые участки вверх, чтобы образовалась как-бы трубочка). Затем следует глубоко вдохнуть воздух через рот с шипящим звуком «с-с-с», после чего выдохнуть воздух через нос. Эту пранаяму можно выполнять от 10 и более раз, главное, чтобы не возникало напряжения.
Ситали также можно делать вместе с Джаландхара- , Мула- и Уддияна-бандхами, которые выполняются после вдоха.
Эффект же у неё такой:она расслабляет мышцы, очищает кровь и успокаивает ум. Также Ситали пранаяма помогает подавлять чувство жажды, она является охлаждающей за счет того, что вдох делается через рот, где воздух охлаждается слюной, а попадая в легкие охлаждает и все тело. Поэтому йоги не рекомендуют выполнять её в холодный период и в загрязненной атмосфере.

Другая пранаяма СИТКАРИ (которую также называют как ШИТКАРИ, используя неверное произношение):

Цитировать
53. Вот Ситкари. Ситкари делается вдохом через рот. Язык находится между губами, чем издается шипящий звук. Выдох производится только через нос. Выполняя Шиткари, йогин становится прекрасен, словно второй Камадэва.
Хатха Йога Прадипика

Техника выполнения Ситкари: нужно сесть в удобную позу, плотно стиснуть зубы (но, не создавая себе неудобств) и при этом развести губы, так чтобы зубы стали полностью открыты. Язык можно оставить плоским, а можно загнуть назад так, чтобы нижняя его поверхность касалась нёба.
Вдыхать воздух следует через зубы со свистящим звуком «си-си-си», затем задержать дыхание насколько возможно (и также можно выполнить джаландхара- и мула-бандхи), а потом медленно выдохнуть воздух через нос. Эту пранаяму, также как и ситали-пранаяму, можно выполнять от 10 и более раз.
И эффект этой пранаямы такой же как и от Ситали ; но вдобавок, Ситкари пранаяма способствует поддержанию здоровья зубов. А также йогины утверждают, что практикующий эту пранаяму становится прекрасен как Камадэва , кто является богом любви и страсти.

Так что, Shunyata, удачной Вам практики  :wwink:
Адеш
Записан

Alakh

  • *
  • Сообщений: 203
Re:Практика пранаямы
« Ответ #6 : Апрель 29, 2007, 15:36:56 »

Адеш!
Мне нравится последовательность пранаям, которые описаны у Вишнудевананды:
Kapalabhati
Nadi-shoddhana
Ujjay
Surya-bheda
Shitali
Sitkari.
В принципе все пранаямы развивают праническое тело и они как бы друг друга дополняют. Шитали противоположна бхастрике и сурья-бхеде, нади-шоддхана по эффекту сочетает чандра и сурья-бхеду. А ещё Шитали влияет на нижние центры через шанкхини-нади. Мне кажется это и идеальный комплекс пранаям. Может быть недостаёт ещё бхрамари, но она может делаться как отдельная практика нада-анусандхана.
« Последнее редактирование: Май 01, 2007, 12:41:09 от Alakh »
Записан

локанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 28
Re:Практика пранаямы
« Ответ #7 : Апрель 30, 2007, 06:47:15 »

Сапрема намаскар!
И всё-таки, в этой последовательности после Шитали стоит Ситкари. Значит это разные пранаямы. Как же выполняется Ситкари? Подскажите пожалуйста, кто знает.
Адеш.
Записан

Alakh

  • *
  • Сообщений: 203
Re:Практика пранаямы
« Ответ #8 : Апрель 30, 2007, 21:28:54 »

Адеш!
Отличие техники в том, что в ситали (шитали) делается вдох через язык свернутый в трубочку, выдох через нос. В ситкари   -  вдох по другому, кончик языка упирается в верхнее нёбо, а зубы сомкнуты, при этом губы приоткрыты, в таком положении и делается вдох со свистом или шипением. Издается звук "Сит", потому и название такое.

Еще существует другая разновидность ситкари, когда зубы сомкнуты, губы в центре полу-сомкнуты, а кончики губ (по бокам) с  дух сторон образуют отверстия, и через эти два отверстия вдыхается воздух, затем задержка и выдох через нос.

В ситали воздух при вдохе движется по поверхности языка, а в ситкари вдоль слизистых оболочек щек. В ситали -один канал, а в ситкари - два.
« Последнее редактирование: Май 01, 2007, 07:57:42 от Alakh »
Записан

morning light

  • *
  • Сообщений: 119
Re:Практика пранаямы
« Ответ #9 : Август 22, 2008, 12:49:59 »

Leta Baba
Здравствуйте.
Скажите, а Вы практикуете пранаямы?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Практика пранаямы
« Ответ #10 : Август 22, 2008, 14:25:31 »

Адеш!
Похожих практик несколько. Анулома-вилома - это когда просто выполняется попеременное дыхание. Нади-шоддхана выполняется с задержкой дыхания, в ней используются биджа-мантры огня и воздуха, для того чтобы очистить ида и пингала нади. Сукха-пурвака пранаяма такая же как и нади-шоддхана, только во время ее выполнения повторяется мантра "Ом".
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 180
Re:Практика пранаямы
« Ответ #11 : Август 22, 2008, 16:59:12 »

Намасте!
Хотелось бы узнать примерный распорядок практики асан и пранаямы, что и по скольку практиковать в течении дня. Общий уровень для простого человека.
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re:Практика пранаямы
« Ответ #12 : Август 22, 2008, 17:01:27 »

И для не простого тоже, хотелось бы :05:
Записан

morning light

  • *
  • Сообщений: 119
Re:Практика пранаямы
« Ответ #13 : Август 22, 2008, 17:57:16 »

Leta Baba
Не могли бы Вы рассказать Вашу методику измерения отчета дыхания при пранаяме.

P.S.:Вы медитируете?
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re:Практика пранаямы
« Ответ #14 : Август 22, 2008, 20:23:17 »

Я делаю так, как научился у Гуру, плюс, вся информация по пранаяме из книг. В Капалабхати я ничего не отсчитываю, слежу за пропорцией 1/3. В других пранаямах отсчет делаю 1/4/2, постепенно обычное дыхание удлиняется и становится спокойными и плавными. Еще слежу за телом, когда начинается "оцепенение" и остановка мыслей, тогда плавно перехожу в медитацию. Иначе говоря, все виды сахита-кумбхак использую для того, чтобы сами вдохи и выдохи утончились, тогда созерцание наступает само. В принципе, с самого начала практики так и делаю, наблюдаю за телом, умом и дыханием, делаю сахиты и смотрю дальше что произошло с обычным дыханием и т.д. Обычно я просто слушаю тело, она само мне подсказывает насколько долго удерживать пропорции 1-4-2.
В общем, смолкающие вдохи и выдохи я использую как дополнение к сахита, а сахита для дополнения к естественному дыханию, которое с помощью них стараюсь перевести постепенно в кевали-кумбхаку.
   Что касается медитации, то тут тоже завязка с пранаямой, потому что когда успокаивается дыхание и ум, тогда я лучше чувствую как сконцентрировать его, выбрать точку для его удержания. В медитации напряжения нет, наоборот, постепенно погружаюсь в нужную мне сферу, которую выбираю тоже при помощи эффекта, полученного от пранаямы. Обычно я медитирую на то, что считаю высшим на данный момент времени. Получаю оттуда энергию, которая сказывается позитивно на всем мне. В общем - это то, чему меня научил Гуру, я беру схему его, а несущественные детали уже сами становятся на свои места. Надеюсь я не сложно излагаю о себе?
« Последнее редактирование: Август 22, 2008, 20:26:15 от Leta Baba »
Записан