Сапрема намаскара!
Многие тантрические каулические тексты, такие как "Куларнава-тантра", "Каула-джняна нирная", "Кулананда-тантра", не дают полного описания практик, а скорее говорят об основных элементах и принципах, по которым строится садхана. В хатха-йогических текстах – то же самое. Можно много говорить о том, какие они все хорошие, это, конечно, так, но они хорошие только для тех, кто практически является мастером и их правильно понимает и способен грамотно применить. Писания, как правило, написаны в виде подсказок, и эти подсказки могут стать для мастера ключами к правильной практике. Тексты я выкладываю для того, чтобы появилось желание в них разобраться, но я не рекомендую всё делать так, как в них написано, если что-то в них неясно.
Биджа-мантры «Ом» и «Хрим», конечно, связаны, приведу один пример панчадаши-мантры: Ка Е И Ла ХРИМ Ха Са Ка Ха Ла ХРИМ Са Ка Ла ХРИМ. Слоги мантры соединяются три раза биджами ХРИМ, они в одно целое соединяют биджи, которые символизируют Огонь, Солнце и Луну. В той же Шри Видье мантры делятся на Кади, Сади и Хади-видьи; Хада считается объединяющей видьей (мишра). Звук ОМ тоже состоит из трех частей, последний звук – анусвара, или «бинду». Этот звук назализированный, он подобен эхо, которое образуется в нёбной области. Горакшанатх говорит о талу-чакре, это нёбная область, или пространство «Кха». На кончике языка находится Богиня речи Сарасвати. Практика «кхечари», или «поедание мамсы», есть перенесение сознания в «кха», или в «шуньяту» – то место, где находится «бинду». Заметьте, что все слоги матрики изображаются с анусварой. Матрика – это Кундалини-шакти, творящая всё проявленное, в ней отражена шуньята, или можно сказать, что она и есть «шуньясварупини». В каком-то смысле все мантры – это звуки, тождественные ОМ. Считается, что вишуддха-чакра связана с адхарами и практикой хатха-йоги, талу-чакра – с лайя-йогой и практикой «кхечари», раджа-йога – с аджной и др. чакрами, в раджа-йоге важен контроль «бинду». Собственно, пранаяма – это та анга, которая находится посередине, она – переходное звено между хатха- и раджа-йогой. Каждая из анг или йог может практиковаться на разных уровнях, в текстах говорится о пранаяме, в которой предпочтительно использовать биджа-мантры («сагарбха-пранаяма»), и что от такой пранаямы эффект значительно выше. Но это не значит, что все должны практиковать именно такие пранаямы. Для начала важно освоить сами техники выполнения, иметь общие представления о том, что такое прана и пранаяма. «Прана-Аяма», «Аяма» – означает расширение границ или безграничность. Йоги считают, что в природе существует симпатическая связь и все элементы тела, все феномены в той или иной степени родственны («Кула»). Если ты работаешь с одной функцией тела, то это обязательно отразится на других, контроль дыхательного рефлекса позволяет постепенно осознать и контролировать другие рефлексы и жизненную энергию, связанную с ними. Что происходит при правильной практике пранаямы, описано в текстах, но на самом деле всё описать невозможно хотя бы потому, что пранаяма связана с другими «ангами», например с асаной, ниямой и т.д. Вспомним, что говорит Патанджали: «При прекращении усилий и направленности на бесконечное – асана достигается», далее: «Благодаря ей (асане) исчезает обусловленность парными противоположностями», очевидно, речь идёт о теле, уме и даже мировоззрении, самоосознании. Далее он говорит: «При нахождении в ней происходит пранаяма, прекращение вдоха и выдоха». То есть объединение праны и апаны, праны и антахкарана, полная интеграция, равновесие, предельная осознанность, происходит полное осознание всех внешних и внутренних процессов. Много ли ты встречал людей, качественно осознающих мир и все процессы, которые в нём? Ты можешь встретить много людей, которые пытаются растягивать вдохи и выдохи, говоря, что это пранаяма. Йога, если на неё трезво посмотреть, независимо от того, какая она: Кундалини, Раджа, Хатха, Карма-йога – существует для людей, которые созрели для того, чтобы немного её понять. Существует немало интересующихся йогой, которые, может быть, её не совсем хорошо понимают, но подсознательно чувствуют, что это достаточно серьёзная и полезная система. Конечно, они могут извлекать из нее пользу, пусть примитивную, но всё-таки само стремление практиковать говорит о том, что человек подсознательно может видеть нечто большее. Контроль дыхания – это всего лишь инструмент, с помощью которого ты начинаешь осознавать прану и то, как она проявляется в различных внешних и внутренних процессах. Аналогично в пратьяхаре, ты понимаешь, что манас – это высшая индрия, от которой зависят остальные 5 органов чувств. Посредством «Аяма» – расширения, увеличения, утончения, перехода на новый уровень восприятия работы праны – ты аналогичным образом создаёшь изменения в манасе, который связан с праной. Таким образом, ты всё больше и больше утверждаешься в состоянии пратьяхары. Пратьяхара способствует дхаране, или направленности сознания на один объект. Что это такое? Смотри, если ты привязан к одному объекту, то ты не можешь двигаться к другому, охват же многих объектов сразу возможен при наличии некоего состояния внутренней свободы и пустоты, которую ты можешь воспринимать. Если ты наполнил свой манас чувственным опытом, то тебе сложно будет воспринимать всё в чистом виде, впрочем вообще воспринимать. Следовательно, важно оставление («вайрагья», или «тьяга»). Чем больше ты оставишь, тем больше ты сможешь воспринять нового. Но пока у тебя сознание ограничено иллюзорными представлениями о теле, твоё сознание схватывает только через телесный опыт и впечатления, ты можешь совершать работу двумя руками на уровне тела, но если сознание будет к нему привязано, то оно тоже будет работать ограниченно, как это ни называй – виденье «божественного в ограниченном», «любви и света в этом мире», всё это всегда было и остаётся иллюзией. В Индии богов изображают с несколькими руками, ногами, лицами, почему? Потому что их сознание функционирует более многогранно в другой мерности, а сознание человека ограничено телом. У него праны столько, сколько и осознанности, он слаб, так как он зависит от инстинктов, которые формируют его иллюзорные представления о том, кто он такой. Вся жизнь такого существа – это борьба за сохранение этих представлений. Тот, кто понял, что эта борьба бессмысленна, и тот, кто знает, что иллюзорное всё равно будёт рано или поздно разрушено, выбирает путь изменения себя, путь йоги. Пранаяма – это то, что производит эти изменения, но это происходит постепенно; если твоей праной будет управлять твое ограниченное мирское эго, то это, в лучшем случае, будет временной лечебной дыхательной гимнастикой, в худшем – саморазрушением, причём не тем, которое может быть полезно для духовного развития. Собственно, это не мои слова, все тексты по йоге только об этом и говорят. Только почему-то многие думают, что пранаяма – это то, чему можно научиться на курсах. Это звучит крайне нелепо. На курсах можно дать только самые общие представления, в то время как пранаяма – это контроль жизненной силы в соответствии с тем, как проходит твое духовное развитие в целом.
У натхов перед пранаямой не делаются ньясы. Перед пранаямой можно читать специальные прана-гаятри, прана-мантры, мантры для асаны, мантры в самой пранаяме т.е. биджи. Поскольку все процессы, которые происходят в теле и сознании йога при правильной практике, отражают те процессы, которые происходят в мироздании, то они, конечно, похожи. Но они все же разные, так как йоги их видит именно как внутренние. Тантра же – это отображение вселенских и божественных процессов в таких практиках, как пуджа, хома, янтра-пуджа и др. В тантре присутствует элемент йоги, но именно как элемент. Аналогичным образом, современные школы йоги в какой-то мере отражают йогу натхов. Вернее, все эти школы постарались взять то, что они считали у натхов основным, после чего наизобретали много самых различных систем, стилей и сочетаний асан. Пранаям может быть сколько угодно, но основа будет всё равно одна. Хотя и мои Гуру в традиции, и я сам считаем, что ученик должен разбираться во всех этих многочисленных системах, их стоит рассматривать как дополнение. Разумеется, считать чей-то стиль панацеей и средством на все случаи жизни – глупо, хотя некоторые имеют такую тенденцию. Самое лучшее – это изучать то, чему учили основатели хатха-йоги и те, кто развивал традицию йоги, а всё остальное воспринимать как подсказки для этой цели, тогда вы не ошибетесь в поиске. Что же касается техник, описанных в «Виджняна-Бхайраве» и др. текстах КШ, – да, они действительно схожи с натховскими, мне Гуру джи так и сказал, что пратьябхиджня – это тоже натховская линия. Это авторитетные источники, но сейчас найти Гуру в этой линии крайне сложно. Есть тексты и учёные, которые их могут объяснять, но нормальной развитой традиции, на данный момент времени, по сути нет. Хотя может быть, я не достаточно хорошо искал. Один из Гуру КШ – Шри Лакшман джу, но насколько я знаю, у него не осталось преемников. В традиции важен Гуру, который сможет правильно выстроить садхану ученика и развить его. Я выбрал натхов, потому что у нас это возможно, в этом плане всё хорошо поставлено у буддистов, крупных вайшнавских и шайвовских орденах.
А вообще, относительно практик и передач, прежде чем их кому-то передавать, мне всё-таки хотелось бы, чтобы мои ученики научились, в первую очередь, свободно думать, а не просто что-то слепо воспринимать от кого-то или, наоборот, погружаться в собственные мысли и ощущения. Поэтому детали разных практик нужно обсуждать, для чего важна сангха, ну, и по мере изучения – практиковать, одно будет дополнять другое.