Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Практика пранаямы  (Прочитано 33184 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Рамашка

  • *
  • Сообщений: 49
Re:Практика пранаямы
« Ответ #30 : Апрель 23, 2014, 11:32:39 »

Адеш, Гуруджи!

Этот человек - его зовут Парамананда - говорил об этом же, что избыточный раджас не позволяет понять когда следует остановиться, по-сути спортивый подход, как вы и сказали... И привязанность к результату заставляет людей перебарщивать. На мой довод что для серьезных практик нужна помощь Гуру, он ответил что бывает и с Гуру люди с катушек слетают. А так как я по натуре раджастичен, это меня обеспокоило, такие дела...

С уважением!
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Практика пранаямы
« Ответ #31 : Апрель 23, 2014, 16:19:30 »

Я думаю, что с катушек слетают потому, что у учеников нет должного отношения к Гуру, также у Гуру нет должного отношения к ученикам, люди имитируют эти отношения. На земле единицы тех, кто на самом деле считает, что им Гуру нужны, и единицы тех, кому нужны ученики. Есть также много тех, кто говорит что им внешние Гуру не нужны, у них Гуру - сама жизнь, но при тщательном изучении этих людей выясняется, что они и у жизни ничему не учатся. Поэтому для большинства ценность Гуру - вещь формальная, и это не зависит от того, что человек публично декларирует, что он - сторонник системы Гуру-ученики или противник, это не важно. В основном реальность такова.

Что касается пранаямы, она регулирует психофизику и приводит к самадхи, соответственно, дело это крайне "ювелирное". В пранаяме у меня огромный опыт, я не боюсь быть нескромным, говоря это. Да, перекосы в раджасе и тамасе могут лишить пранаяму полноценности, формально какой-то, конечно, эффект будет, и будет видимость ее выполнения, но не самьяма. Эта разница многим кажется не важной, но она таки значительная. Изменение сознания в пранаяме и есть фактор, по которому ее и можно считать пранаямой.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Рамашка

  • *
  • Сообщений: 49
Re:Практика пранаямы
« Ответ #32 : Апрель 25, 2014, 07:49:29 »

Адеш!
Гуруджи, благодарю Вас!  suns
Записан

ISZWARANATH

  • *
  • Сообщений: 55
Re:Практика пранаямы
« Ответ #33 : Май 26, 2014, 11:10:24 »

Гуружи

вопрос по нади шудхи пранаяму и бандхах:

У обычного человека ситуация такая?:

-сушумна не открыта - правильно или нет?
-нади не очищены
-и потому - использование бандх которых цел это направлять энергию в шушумну - безполезен ?

Чтобы открыть шушумны - в начале надо очищать иду и пингалу?

какие мантры нужны для того чтобы помочь очищает иду и пингалу во время нади шудхи пранаямы?

вопрос - по каким признаком можно определить что сушумна открылась
и можно начать использовать бандхи чтобы помочь направлять энергию в шушумну?

Гуружи очень прошу откорректировать

С уважением,
Ишвара

Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Практика пранаямы
« Ответ #34 : Май 27, 2014, 17:31:36 »

Гуружи

вопрос по нади шудхи пранаяму и бандхах:

У обычного человека ситуация такая?:

-сушумна не открыта - правильно или нет?

Она приоткрывается фрагментарно, но в связи с тем, что каналы не очищены достаточно, не хватает праны, чтобы пробудить Кундалини и чакры. Сушумна может приоткрываться, когда уравновешивается дыхание в ноздрях, но это я бы не называл "открытием", это – приоткрытие.

Цитировать
-нади не очищены
-и потому - использование бандх которых цел это направлять энергию в шушумну - безполезен?

Их можно использовать, но не часто, бандхи направляют прану в сушумну, этой праны должно быть достаточно. Иначе вы просто будете сжимать анус и давить подбородок просто для тренировки мышц ануса и сокращения шеи, а энергетического эффекта (процесса в направлении пран) не будет. 

Цитировать
Чтобы открыть шушумны - в начале надо очищать иду и пингалу?

Да, их и все остальные периферийные нади.

Цитировать
какие мантры нужны для того чтобы помочь очищает иду и пингалу во время нади шудхи пранаямы?

Можно Омкару или можно Мула-мантру Божества, которое почитаете, например "Шива Горакша".  

Цитировать
вопрос - по каким признаком можно определить что сушумна открылась

Если это произойдет, у вас об этом уже точно вопросов не будет. В смысле, не возникнет вопроса: "Пробудилась она или нет?". Уверяю вас, это состояние не перепутаешь ни с чем. Если будут хоть малейшие сомнения, то это не оно.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 62
Re:Практика пранаямы
« Ответ #35 : Июнь 21, 2014, 14:01:22 »

Долгих лет, достопочтеннейшие!

Возможно у многих практикующих возникал вопрос о влиянии Свары на процесс Нади-Шодханы, а именно как правильно выбрать стартовый канал для Пураки в зависимости от степени открытости Иды и Пингалы. В различных источниках мнения по этому поводу разделяются, а кое-где так вообще обойдены стороной. Надеюсь с вашей милостивой помощью прояснить этот очень важный вопрос.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Практика пранаямы
« Ответ #36 : Июнь 23, 2014, 16:08:38 »

Мой Гуру джи советовал начинать нади-шуддхи с той ноздри, которая дышит более свободно. Я этот совет слышал и от многих других, собственно, сам так и делаю, и учу так же.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 62
Re:Практика пранаямы
« Ответ #37 : Июнь 23, 2014, 17:13:07 »

Спасибо!

Возможно у доктора Гхароте в переводе HTK ошибки.

yasmin pute marudvati tena vayum virecayet
putena vayusunyena purayedatha kumbhakam
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Практика пранаямы
« Ответ #38 : Август 28, 2014, 21:39:10 »

А могли бы ссылку дать на этот труд, желательно, чтобы можно было посмотреть его перевод и оценить, насколько он верный.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 62
Re:Практика пранаямы
« Ответ #39 : Август 28, 2014, 23:02:58 »

Ответил в личные сообщения.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Практика пранаямы
« Ответ #40 : Август 29, 2014, 15:01:50 »

Ааааа, доктор Гхароте, это институт Лонавла. Они молодцы, много перевели по нашей тематике, ошибочки я находил в их ССП и в ряде других текстов. А "Хатхататва каумуди" - громадный текст, вы же написали без диакритики, надо еще поискать номер шлоки.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 62
Re:Практика пранаямы
« Ответ #41 : Август 30, 2014, 11:12:33 »

 XXXVI:41 и XXXVI:42
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Практика пранаямы
« Ответ #42 : Август 30, 2014, 16:05:27 »

यस्मिन् पुते मरुद्वाति  तेन  वायुं विरेचयेत् |
पुटेन वायु शून्येन  पूरयेदथ  कुम्भकम् ||
रेचयेदन्यया नाड्या कुर्यादन्यं पुनः पुनः|
ब्रह्मोक्ता गदिता चेयं रुद्रयाऽत्र निगद्यते||  

yasmin putē marudvāti tēna vāyuṁ virēcayēt
puṭēna vāyu śūn'yēna pūrayēdatha kumbhakam
rēcayēdan'yayā nāḍyā kuryādan'yaṁ punaḥ punaḥ|
brahmōktā gaditā cēyaṁ rudrayā̕tra nigadyatē||

На англ:

One should exhale through the nostril through which one finds dominance of air flow. One should gently inhale through the nostril through which the air is not dominantly flowing and then retain (kumbhaka) followed by exhalation through the opposite nostril. Thus, repeat this through alternate nostrils, again and again. This is propagated by Brahmā. The one narrated by Rudra is being narrated.

Буквальный перевод с англ (кто не знает) на русский:

"Следует выдыхать через ту ноздрю, по которой свободно течет воздух. Далее нужно осторожно вдыхать через ту ноздрю, по которой воздух течет с затруднением, и затем сделать задержку (кумбхаку) с последующим выдохом через противоположную ноздрю. И так повторяйте это, чередуя ноздри снова и снова. Это знание передано Брахмой, полученное от Рудры, оно продолжает распространяться."

С переводом вроде бы все в порядке. Однако я хочу заметить, многое зависит от конкретного Гуру, кто как учит, я не общался лично с Сундардевом, средневековым мастером, кто написал этот текст, это нормально для индийских текстов давать противоречивые подходы. Я только могу сказать о том, как меня учили те или иные Гуру, более того, у меня самого уже достаточно опыта, чтобы обучать так, как я считаю правильным; кто мне лично доверяет, тех я и учу, глубина обучения - в соответствии с уровнем веры ученика. Если вы хотите мое мнение, почему он так это объясняет, то я могу его высказать. Вероятно, основная идея здесь состоит в том, чтобы что-то начать из дыхания, с той ноздри, которая дышит более свободно, это общий принцип для свара-видьи. А вот что это конкретно должно быть, речака или пурака, очевидно, это уже менее значимо и зависит от конкретной школы или даже, если сказать более реалистично, от конкретного Гуру.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

ISZWARANATH

  • *
  • Сообщений: 55
Re:Практика пранаямы
« Ответ #43 : Сентябрь 02, 2014, 16:24:24 »

Адеш Гуружи

правильно я понимаю?:

1. чтобы дыхательное техники йоги назвать пранаямой нужно много праны?
если праны нет в определенном объеме, тогда это только прана вьяяма/дыхателная гимнастика?

2. если праны много тогда очень быстро наступает естественная задержка дыхания после вдоха или после выдоха -
можно ли считать настоящей пранаямой именно этот период когда наступает естественная задержка дыхания?

3. как практиковать чтобы пранаяма стала длинной и перешла в дхарану или в пратяхару?

Hari OM
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Практика пранаямы
« Ответ #44 : Сентябрь 02, 2014, 17:56:44 »

правильно я понимаю?:

1. чтобы дыхательное техники йоги назвать пранаямой нужно много праны?
если праны нет в определенном объеме, тогда это только прана вьяяма/дыхателная гимнастика?

Не совсем. Сахита пранаяма – это тоже пранаяма, она может быть с мантрой, которая "приручает" ум к дхьяне. А кевали-кумбхака – это пранаяма, которая возможна только в глубокой дхьяне или самадхи.

Цитировать
3. как практиковать чтобы пранаяма стала длинной и перешла в дхарану или в пратяхару?

Ум сосредотачивается на дыхании и мантре; когда прана "растягивается", ум также успокаивается. Успокоенный ум автоматически активирует сушумну, тогда сознание и внимание вовлекаются в нее (так как они работают сообща), что отключает чувства (пратьяхара). Далее, когда в сознании умиротворение и тишина, оно способно сосредотачиваться, тогда возможны дхарана, дхьяна и самадхи.

Тело для этого должно быть подготовлено асанами, они при сбалансированной практике тоже очищают нади. Ахара и вихара при этом также крайне необходимы. Йога – это дисциплина, в первую очередь. Дисциплина, связанная со всеми уровнями человеческого существа, "тело, дыхание, сознание, сердце – все надо интегрировать в своей практике". Также важна бхакти, она очищает ум и прану; чем выше бхакти – тем выше чистота всех перечисленных частей дживы. Пранаяма сама по себе мало имеет смысла без остального.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.