В связи с этим есть весьма любопытная пранаяма, описанная в Рудра-ямале, думаю в тему. Я ее даже не поленился перевести.
Увеличением праны, как указано - при выполнении каждый день,
в темную и светлую половины месяца по три дня [обретается] большое вознаграждение.
shuklapakShe iDAyAstu kR^iShNapakShe.anyadeva hi |
kuryyAt sarvatra gamanaM suShumnA bahurUpiNI || 7 ||
Ибо в светлую половину месяца - один бог, в темную половину месяца - другой бог,
от действия постоянного движения сушумна многообразна.
К сожалению, не поняла, как данная пранаяма выполняется
Продолжение перевода из Рудра-ямалы (уттар-кханда):
tithitrayaM sitasyApi pratipadAdisambhavam |
tadayaM dakShanAsAyAM vAyorj~neyaM mahAprabho ! || 8 ||
На третьи титхи светлой половины лунного месяца, а также начиная со становления первого дня светлой или темной половины лунного месяца, - тогда правой ноздрей надо вдыхать.
caturthIM pa~ncamIM ShaShThIM vyApyodayati devatA |
vAmanAsApuTe dhyeyA vAyudhAraNakarmaNi || 9 ||
На четвертый, пятый и шестой день распространяется появление божественности (божественной силы), вдыхая левой ноздрей следует медитировать на выполнение задержки дыхания.
saptamImaShTamI~ncaiva navamIM vyApya tiShThati |
vAmanAsApuTe dhyeyA sAdhakaiH kulapaNDitaiH || 10 ||
На седьмой, восьмой и также девятый дни наполнением [сущее] становится.
Вдыхая левой ноздрей, следует медитировать на безупречных рода пандитов.
dashamyekAdashIM caiva dvAdashIM vyApya tiShThati |
vAyurdakShiNanAsAgre dhyeyo yogibhirIshvaraH || 11 ||
На десятый, одиннадцатый и также двенадцатый наполнением [сущее] становится.
Вдыхая правой ноздрей, следует медитировать на Внушающего страх Йоги Ишвару.
trayodashIM vyApya vAyuH paurNamAsIM catudaMshIm |
vAmanAsApuTe dyeyaH saMhAraharaNAya ca || 12 ||
В тринадцатый день, в полнолуние четырнадцатого дня воздухом наполняя,
вдыхая левой ноздрей, следует медитировать на собирание (соединение) и уничтожение (деление).
kR^iShNapakShaphalaM vakShye yajj~nAtvA amaro bhavet |
kAlaj~nAnI bhavet shIghraM nAtra kAryyA vicAraNA || 13 ||
Результат темной половины месяца должен быть назван как обретение знания собственного бессмертного бытия. Познание времени ускоряется, с тех пор нет никакого обдумывания действия (объекта).
pratipadaM dvitIyA~nca tR^itIyAmapi tasya ca |
pi~NgalAyAM samA vyAtya vAyurniHsarate sadA || 14 ||
Первый день светлой\темной луны, а также второй и третий,
пингалу равномерно наполняя, воздух выдыхается постоянно.
caturthI pa~ncamIM ShaShThIM vAme vyApya pratiShThati |
saptamImaShTamIM vAyurnavamIM dakShine tataH || 15 ||
На четвертый, пятый, шестой [дни] левая ноздря наполняется воздухом,
затем на седьмой, восьмой и девятый - правая.
dashamyekAdashIM vAyurvyApya bhramati sarvadA |
vAme ca dakShiNe.anyAni tithyAdIni sadAnisham || 16 ||
На десятый, одиннадцатый [дни] наполняющий воздух постоянно вращается (движется по кругу), слева и справа в различные дни всегда, день и ночь.
yadA etad vyastabhAvaM samApnoti narottamaH |
tadaiva maraNaM rAgaM bandhunAshaM tripakShake || 17 ||
Когда это разделение выполняет лучший из людей,
тогда в третью половину лунного месяца даже смерть, симпатия, привязанность [исчезают].
Здесь речь идет о свара-садхане, которая, очевидно, рассматривается как своеобразный вид пранаямы. Практика, когда, например, в три дня светлой луны дышит лунная ноздря, потом 4-5-6 - пингала и т.д., а в убывающую луну наоборот, - не подразумевает, что весь день дышит какая-то одна ноздря. Нет, речь идет о том, что при просыпании активизируется какая-то определенная ноздря (т.е. начало дня, а не весь день).
Вообще многие йоги говорят, что можно научиться регулировать свары сначала, переваливаясь на бок, или используя специальный костылик, воздействуя на определенные точки. Но вообще можно научиться просто одной концентрацией сознания менять активность свар, о такой пранаяме, очевидно, речь и идет.