Гуру Горакшанатх джи ко Адеш!
Во-первых, здесь надо четко отдавать себе отчет в том, что связи праны и апаны, в виде вдоха и выдоха, в разных текстах йоги и тантры по-разному определяются, потому данные энергии все же метафизичны. Метафизичность подразумевает нарушение каких-либо привычных схем, связанных с тонким телом, на то оно и тонкое, чтобы ему были свойственны разные трансформационные процессы, связанные с садханой.
Джая Дева Сингх дает пояснение «мадхья-даша»: там говорится, что в промежутках между вдохами и выдохами есть критический момент перехода, и в этой точке происходит даршан Бхайравы. Эти точки и есть «мадхья-даша». Если вы погружаетесь в них, то происходит погружение (самавеша) в недвойственную реальность Бхайравы.
Гуруджи ко адеш!
Уважаемый гуруджи, не могли бы Вы подробней рассказать про "мадхья-даша"? а что это за критический момент перехода? Связан ли этот момент с кумбхакой? Каким образом происходит даршан?
Уважаемый Тайлер. Термин "дашА", в комментарии Джайя Дева Сингха на "Виджнянабхайрава-тантру", выглядит следующим образом – daśā. В международной транслитерации санскритских слов ś будет означать акшару श с долгой гласной на конце, т.е. ā = आ, соответственно, это слово दशा. Переводится как "усиленное сосредоточение, период жизни, условие, случай, обстоятельство, установление" – это то, что из имеющихся обозначений может раскрывать главный смысл. Мадхья дашА – это промежуток между вдохом и выдохом, когда вся психофизика не вовлечена в процесс только вдоха или выдоха и вовлечена в переходное состояние между ними, которое сопровождается спонтанной физической остановкой дыхания (кумбхака) и является вратами для даршана Бхайрава-таттвы как принципа.
Почему происходит даршан? Потому что ум (наслаждение умом, умственностью) связан с эгоизмом человека, и когда человек пребывает в этом неосознаваемом состоянии, он находится в состоянии рассеянности विक्षेप "vikṣepa", в беспокойстве ума, что связано с неровным дыханием, часто интенсивным, в зависимости от того, насколько преобладает на данный момент сей конфьюз. И даже если Шива-таттва, Бхайрава, Парабрахман (как в ниргуна, так и сагуна) присутствуют в пространстве, где находится данный индивид (например, находясь рядом с реализованным Гуру Махасиддхом), индивид все равно ничего подобного не воспринимает, он видит только эго и его порождения, проекции. Поэтому получается парадокс (жизнь наполнена ими, и, видимо, потому некоторые авадхуты себе позволяют периодически подобный характер, внешне выглядящий как юродивый): Гуру – это тот, кто дает метод, но в тоже время, чтобы его получить, нужно на достаточном уровне воспринимать такого Гуру. А многие научены так, что восприятие дает именно метод. Но все методы, которым сейчас везде учат, и в области йоги, и в области нью-эйдж индуизма, обставленного антуражем "традиции", абсолютно низведены на ориентацию, почти полностью, а часто и полностью не связанную с видением Гуру как того, кто является чем-то высшим. Для многих Гуру – это что-то типа салфетки в кафе: пришел, сытно поел, вытер грязный рот – и выбросил в мусорку. Но, опять же, тема не простая, по той причине, что неблагодарная, и каждый ее может перевернуть, как хочет. А быть искренним с толпой пашу или закоренелых махапашу, которые мечтают тебе напакостить всеми возможными и невозможными путями, оскверняя твою чистоту и то, что священно, для тебя лично – совершенно пустая трата сил и даже вредная для твоего духовного мира затея. Есть и очень много недостойных гуру и не меньше недостойных учеников, хотя, куда ни пойди, везде все "практикуют". Поэтому большинство людей остается без учения, без настоящей практики, без настоящих Гуру и т.д., и так, очевидно, должно быть в этом мире, таким должен быть этот мир. Не знаю, понятно ли я высказал часть из того, что хотел сказать.
Хотелось бы высказать больше, но было бы неаккуратно с моей стороны отвечать больше на короткий вопрос, не видя хотя бы такой же (а правильнее, большей) отдачи со стороны вопрошающего. Все, что мне позволяет часто и много писать в публичном пространстве, так это то, что его читают все. Так что если спросите больше – отвечу больше на эту тему. Кстати, публичность мне во многом не мешает быть искренним, но, конечно, понятие закрытости садхан тоже требует понимания. Поэтому иногда я не все могу раскрывать, значительная часть человечества должна украшать разнообразную картину мира своими страданиями и невежеством, а кто-то мудростью и знанием. Каждому – свое.