Изначальным Гуру Традиции является само Божество, через Гуру, который передает дикшу, Божество и проявляется. Коли Виджняна-Бхайрава Тантра - текст Кашмирского Шиваизма, то Божество – Трика, или Каласанкаршини. Говоря о шиваизме, мы условно подразумеваем Шиву, хотя этот культ можно также считать и шактийским, так как Трика - это высшая таттва Традиции. Традиция почти исчезла как полноценная система передачи, и хотя известный американский популяризатор шиваизма Шивая Субрамуньясвами говорил, что Шайвасиддханта - самая крупная традиции в Индии, это далеко не так на самом деле. Самыми влиятельными можно было бы назвать две: одна на юге - вирашайвовская (лингаятская), другая на севере - Кашмирский Шиваизм (его философия тесно связана с натхизмом также). Как внутренние практики, КШ отчасти сохранился в Натха-сампрадае, а как ритуальные - пожалуй, в неварской Кубджике (но она труднодоступна для большинства) и в более-менее открытом виде в Шривидье. Вообще, надо сказать, Шривидья сейчас в Индии из всех шактийских культов в себе содержит почти все. Безусловно, нельзя сказать, что Шривидья - это та же самая Кали-крама Ватуланатхи, но сущностно, на уровне практик поклонения, она во многом соответствует, в Уттара-амнае в особенности.
Говоря об испытании, я имею в виду то, что всегда есть какие-то факторы, скрывающие полноценное знание, будь то "исчезнувшая" традиция или имеющаяся в доступе, например, натхизм и Шривидья, даже в них не все так просто в плане получения всей системы практик в полном объеме. А есть культы, типа неварского, в самих неварских кланах они неохотно приобщают "не своих", а те, кто там поклоняются пашчимамнае (которая дает доступ ко всем амнаям), таких Гуру вообще немного, и они в своем небольшом количестве были под покровительством короля. Эти брахманы вполне самодостаточны (варианты бакшишизма там точно отпадают). Но только попробуй так просто найди этих Гуру, и еще так, чтобы они тебя инициировали.
Одно могу сказать наверняка, это все - одно знание в высшей своей форме. Вряд ли оно доступно для всех, многое зависит от кармы человека или от проделанных им усилий. Ведь большинство и от Шривидьи возьмет минимум, достаточный для своего эго, или от натхов какие-то поверхностные практики (в лучшем случае, а то и просто "чилум-йогу").
Вообще, коли речь о ВБТ, то могу сказать, что ее многие практики соответствуют натховским, я даже от некоторых натховских Гуру слышал мнение, что текст можно вполне считать подходящим для практик натхов.