Читала у Сандерсена о близости образов Богини Пара в Трике, Трипурасундари/Трипурабхайрави и Кубджики.
Среди описания атрибутов он, в частности, приводит лук и 5 стрел как атрибут общий для некоторых визуализаций Пара и Трипурасундари, но не раскрывает его значение.
Расскажите, пожалуйста, что символизируют такие атрибуты как лук и стрелы и трезубец?
И что значит разное количество рук (4, 6, 12)?
Я не думаю, что в лук, символизирующий ум, и пять цветочных стрел - желания ума (манакамана), или в тришулу внутри тела, которое является символическим троном Бхайрав и соответствующих Богинь Трика, расположенных над тришулой, а также в прочие атрибуты стоит вписывать так просто всех упомянутых Деват. Не все так просто, как вы прочли у Сандерсона, чтобы ограничиваться только такими атрибутами Богини. Трика очень близка Трипуре, так как центральный треугольник Шриянтры содержит в себе тройственный аспект, а Кубджика имеет шесть аспектов в виде шат-коны или шат-пракара, что имеет прямое отношение к шести чакрам тонкого тела и соответствующим йогиням. Трику описывают в текстах в виде трех Богинь с разными атрибутами, и четвертой, Анакхья Кали. Кубджика в текстах также описана в четырех своих ипостасях, что ее роднит с Трикой (в виде Пара, Парапара, Апара и Ануттара); четвертая форма Кубджики известна как Рупатита (за пределами форм), остальные - Рупа, Пада и Пинда. С ними соотносятся четыре формы Кубджики, которые имеют три возраста: юный (как Кумари), средний возраст и пожилой, если так, то получается 12 ее форм. И, например, Рупа (Нагна-кубджи) имеет 12 рук, Махантари - 4 руки, Кханджи - тоже 4. Четвертый аспект - Рупатита - вне форм. Кстати интересная терминология, вы ее могли также встретить в выложенном «Вилакшан-авадхут», где эти шактийские понятия интегрированы в разные виды натховской практики дхьяны.
Мне удалось узнать благодаря моему Гуруджи, что изображения Кубджики встречаются только на стенах комнат, которые неварцы называют «агама», но эти места закрыты, и туда они не-дикшит не пускают. А в открытом месте Кубджику неварские тантрики призывают в стандартные формы Деват, в какие-то чаще, например, в такие формы Божеств как Камакхья, Трипура, Сиддхилакшми, Гухьякали, Матанги и др. Кубджика в своей тонкой форме находится также в питхах. Есть янтры Кубджики, но ее мурти вы вряд ли где-то встретите.