Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Виджняна Бхайрава Тантра  (Прочитано 65595 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Re:Виджняна Бхайрава Тантра
« Ответ #75 : Май 16, 2011, 16:18:39 »

Цитировать
Обычно, в Индии, к Двайте относят бхактийские культы, где «я» и «Бог» отдельны, т.е. вы себя ставите ниже Бога, а традиции «джняны»(знания) связаны с Адвайтой, потому что там познается единство себя и Брахмана (Атма-джняна, Брахма-джняна).

ОК, а Тантра в таком случае явл-ся двайтой, если внутри этой традиции основой явл-ся Дзогчен? Я не знаю пока аналогов Дзогчен в индийской тантре, безусловно уверен что там все тоже самое, но пока читаю материалы и как-то не попадалось такое описание, в основном ресь о йоге и тантре. Т.е. мы имеем сочетание "адвайты" с тантрой в Дзогчен; насколько я знаю там разные методы для людей с разными способностями вроде как, но в тоже время обычно все подается вместе, как бы одно в другом и нельзя сказать что одно выше другого, но все же основой явл-ся Дзогчен с практиками, подводящими к этому. Собственно почему я это спрашиваю? Просто интересно, если основой явл-ся состояние Дзогчен и все остальные формы вроде как считаются иллюзорными, то это значит что божества в тантре также иллюзорны и имеют сансарическую природу, т.е. божество почитается как что-то внешнее по отношению к человеку, хотя и выражает трансцендетную сущность, но все же оно почитается как объект; и следовательно есть вероятность что на самом деле это сущ-т внутри ума. Ум наделяет своей формой энергию или даже возможно создает какие-то внешние формы внутри себя. Во внутреннем христианстве и алхимическом даосизме, например, такие виды работы считаются опасными и уводящими в сторону; визуализация божества создается мыслеобразом, сами мысли и воображение имеют посленебесную природу. Откуда вообще уверенность что практики такого рода приводят к освобождению, а не скажем так "одержимости"?   Я понимаю что это традиционная форма практики, но откуда мы (вы, они) знаем что это приводит практиков к освобождению - выходу за пределы сансары?

Собственно относительно трики я пока много не читал, если честно нет времени на все. Там тоже я так понял есть работа с божествами или это полностью моноистическая традиция?
 
Цитировать
Смотря в каких и каких ям-ниям. Просто в йогических текстах описаны ямы и ниямы самые общие, нияма означает предписание, в классических школах, где ученик живет возле Гуру и выполняет буквально все что Гуру скажет, ниямы нужны только прикладные, а в остальном все исходит от конкретного Гуру.

Думаю это основное и самое важное. Я все задаюсь вопросом каким образом удается практиковать такие сложные формы практики на Западе в условиях социума. Другая культурная и ментальная среда, отсутствие времени на серьезную практику, отсутствие Гуру рядом. Думаю это основная проблема.  Тексты скорее уже дополняют практику под руководством Гуру, когда достигается определенный уровень, тексты просто подтверждают опыт и уже будут носить другое более глубокое понимание. А обычно у нас поступают наоборот, сначала тексты и практика, а потом ищут учителя.  :010: Мне нравится индийская традиция, но кажется очень сложным для восприятия. Особенно в наших условиях. Думаю там одно из главных - это создание особых условий для практики, что уже явл-ся частью ямы-ниямы. Видимо потому они там и одно из основных. Для успешной практики надо иметь сатвичность и тела, ума и окружения. 
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Виджняна Бхайрава Тантра
« Ответ #76 : Май 17, 2011, 12:12:39 »

Гуруджи ко адеш!

Цитировать
Обычно, в Индии, к Двайте относят бхактийские культы, где «я» и «Бог» отдельны, т.е. вы себя ставите ниже Бога, а традиции «джняны»(знания) связаны с Адвайтой, потому что там познается единство себя и Брахмана (Атма-джняна, Брахма-джняна).

Собственно почему я это спрашиваю? Просто интересно, если основой явл-ся состояние Дзогчен и все остальные формы вроде как считаются иллюзорными, то это значит что божества в тантре также иллюзорны и имеют сансарическую природу, т.е. божество почитается как что-то внешнее по отношению к человеку, хотя и выражает трансцендетную сущность, но все же оно почитается как объект; и следовательно есть вероятность что на самом деле это сущ-т внутри ума.

Насколько я знаю, в буддизме Божеств надо осознавать как "пустотных", а в индийской тантре — как сагуна-брахман внутри ниргуна-брахмана, кои нераздельны. Очевидно, что все хотят разными путями обозначить одно и то же. Относительно иллюзорности явлений, коими могут считаться и формы Божеств, вопрос неоднозначный, так как природа Майи двояка.    

Цитировать
Ум наделяет своей формой энергию или даже возможно создает какие-то внешние формы внутри себя. Во внутреннем христианстве и алхимическом даосизме, например, такие виды работы считаются опасными и уводящими в сторону; визуализация божества создается мыслеобразом, сами мысли и воображение имеют посленебесную природу.

Согласен, но многие люди уже обусловлены, и если им скажешь "пустота", вряд ли им это что-то даст, они обусловлены материальным и мирским, а потому тантра использует то, что для нас привычно и то, во что наш ум и чувства проще вовлекаются и через это они трансформируются. Я, может, и хотел бы со многими поговорить об анупае, но это мало кто поймет: то, что высокое, не всем дано ощутить. Потому и придуманы упаи, но у них есть высший ориентир, у каждой.

 
Цитировать
Откуда вообще уверенность что практики такого рода приводят к освобождению, а не скажем так "одержимости"?   Я понимаю что это традиционная форма практики, но откуда мы (вы, они) знаем что это приводит практиков к освобождению - выходу за пределы сансары?

Приводят к одержимости разные практики, как с Деватами, так и внутренние, например, практики Кундалини-йоги. Я как-то говорил, что есть не только восходящая Кундалини, но и нисходящая; так, некоторые спецы по КШ пишут, что если восходящая Кундалини не проходит через талу-чакру, а нисходящая преобладает, то это ведет к одержимости (пишачавеша).
А что касается поклонения индийским Божествам, я вам скажу так: вы можете не бояться, что русские тантрики получат одержимость от этих Божеств, потому что 95% в них не верят вообще, это они всем говорят, что они традиционные и т.д. Это просто попытки кем-то показаться, создать о себе ложные представления и скрыть свои истинные устремления. Они все бегают из индуизма в ислам, из ислама в христианство; когда им кто-то не нравится в индуизме, они говорят, что это бесовщина с точки зрения христианства, если кто-то не нравится в христианстве, то критикуют его подобными способами. На самом деле, они не привязаны ни к каким религиям, а просто хотят гибко их все поюзать в магических целях (как они сами в это хотят верить), впрочем, весь этот цирк всем здоровым и зрелым людям виден, и, кроме как с юмором, к этому никак относиться нельзя.
Что касается поклонения Богам самими индусами, то у них это — Дхарма, которой пронизан весь их социум, поэтому многочисленные Боги — это у них обычное дело. Т.е. сумасшедшие истерии на эти темы и рисовка перед всеми своей системой веры им не нужна. То, что у нас дефицит и экзотика, у них это — то, чего полным-полно. Потому "клиники", как в России, там не бывает, просто на Западе к ней сама среда располагает, особенно в России, на Западе они поцивилизованней, посоциальней, что ли.
А приводит ли меня лично это к чему-либо хорошему? Я об этом сужу по вполне конкретным результатам в проявленном в мире. Как правило, это не какая-то одна сиддха, а, скорее, в целом состояние тела, сознания, взаимодействие с миром.   

Цитировать
Собственно относительно трики я пока много не читал, если честно нет времени на все. Там тоже я так понял есть работа с божествами или это полностью моноистическая традиция?

Сам термин "ТрикА" означает Три Богини, одна связана с двайтой, другая сочетает двайту и адвайту и третья — только с адвайтой, вместе они представлены в одной Богине — АнуттарА. Ануттара и Трика нераздельны с Шивой как являющимся разными формами сознания, и все это соответствует четырем упаям. Даже само понятие "Кашмирский Шиваизм" очень относительное, так как там и Шакти уделяется большое внимание, т.е. Трика — это три формы Богини.
  
Цитировать
Цитировать
Смотря в каких и каких ям-ниям. Просто в йогических текстах описаны ямы и ниямы самые общие, нияма означает предписание, в классических школах, где ученик живет возле Гуру и выполняет буквально все что Гуру скажет, ниямы нужны только прикладные, а в остальном все исходит от конкретного Гуру.

Думаю это основное и самое важное. Я все задаюсь вопросом каким образом удается практиковать такие сложные формы практики на Западе в условиях социума. Другая культурная и ментальная среда, отсутствие времени на серьезную практику, отсутствие Гуру рядом. Думаю это основная проблема.

Ну, все возможные адаптации с восточными системами уже многие сделали, и Восток очень сильно повлиял на западное сознание, уже в английских словарях можно найти такие понятия как карма, все знают, что такое прана и др. Потому что многие "йогой" занимаются. Потому мне сейчас не кажется, что будет лишним говорить о более глубоких видах практики, которые раньше многие Гуру для западных людей вырезали, сейчас уже больше людей, имеющих представление о йоге, многие знают, что она — не просто гимнастика, и что тантра — не просто секс. Сейчас время информации, ее масса, и потому многие хотят ее не количества, а качества. Может быть, когда-то придет то время, когда люди начнут ценить уже даже не информацию и ее эксклюзив, а энергию, праны, быть выше ума, и делать выбор на основе своего сердца, своей интуиции и т.п. Тогда можно будет говорить об адекватном ученичестве и о том, что кому-то нужен Гуру в его подлинном виде. Но пока далеко не все к этому готовы: ни индийские Гуру, ни западные "ученики". В Индии есть очень чистые люди и развитые, но они изолированы от всей этой асурической среды, их немного, как и тех, кто их находит.

 
Цитировать
Тексты скорее уже дополняют практику под руководством Гуру, когда достигается определенный уровень, тексты просто подтверждают опыт и уже будут носить другое более глубокое понимание.

Ну, тексты нужно уметь еще и понимать.

Цитировать
А обычно у нас поступают наоборот, сначала тексты и практика, а потом ищут учителя.  :010:

Потом он им уже вряд ли понадобится. :05:  Я как раз про это раньше и говорил: есть много таких практиков, которые серьезно считают, что "традиция выродилась", а их желание, чтобы "стоящие йоги" для них летали через обруч в цирке, не есть форма вырождения просто человеческого, и что этим ребятам надо не к Учителям ехать, а в больницу.  :41:

Цитировать
Мне нравится индийская традиция, но кажется очень сложным для восприятия. Особенно в наших условиях.

Я думаю, это обусловлено тем, что некоторые эгоистические снобы, "знающие санскрит", "достойные уровней пандита" и т.д. нарочно использующие сложные научные термины и претендующие дополнительно на Гуру-таттву, отбили  у большинства людей тягу к индуизму. Просто прививают какие-то неправильные представления об индийской традиции, так как им наплевать на всех, кроме себя и своего счастья, поэтому это не Гуру, потому что Гуру должен собой жертвовать больше, чем кто-либо еще. Я же считаю, что индийская традиция может быть принята многими на Западе, просто ее надо адекватно доносить. Буддизм же приняли, так почему не могут принять индуизм? Потому что мало было его добросовестных носителей, особенно в России. Но это не простая тема, многое зависит от политической, экономической и прочих ситуаций, изменениях в государстве и т.д. Я считаю, что в России есть одна проблема, которую нужно решить: в ней есть люди, которые в 90-х смогли обмануть многих и продолжают даже сейчас претендовать на то, что все от индуизма в России — это именно они. Девяностые, все знают, что это были за времена и как многих в самых разных сферах облапошивали. Потому эта мелкая кучка товарищей — против того, чтобы появлялись представители разных индуистских направлений, которые не пляшут под их дудочку, они их стараются облить грязью, мол, непрофессионалы и т.д. С чем это связано? С дележкой паствы и денег от этой паствы и прочих материальных благ, потому что на меньшее количество людей блага делить выгодней. Что касается меня, я считаю, что пусть будут самые разные направления индуизма, и даже если те, кто о них говорят, где-то в чем-то не совсем профессиональны, но пытаются меняться, то этих людей надо не травить, пытаясь только себя как единственных тантриков и самых лучших позиционировать, а, наоборот, помогать этим людям привнести разнообразие. Пусть оно будет как в западных странах, сначала должно быть много направлений, а потом мы уже будем говорить об их качестве. А то в болоте и серости мы не сможем ничего сравнивать, и, следовательно, эволюционировать, болото просто выгодно кучке регрессоров, потому что так им проще нести любой бред и никто их не поставит на место. А сейчас вот если, например, какой-нибудь неуч скажет, что у натхов нет почитания Шакти и нет каула-садхан, то я укажу всем на то, что этот чел не знает про упадеши-дикшу у натхов и т.д. А если бы меня не было, то об этом никто бы и не сказал. В Индии полно традиций, например, санкхья, другие формы вайшнавизма, кроме ИССКОНа много течений, о которых у людей очень смутные представления, так пусть народ едет, посвящается и продвигает их здесь.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Виджняна Бхайрава Тантра
« Ответ #77 : Май 17, 2011, 12:17:09 »

Представляете, если, допустим, на территории России, был бы один Гелук из всего буддизма и один Лама, который бы говорил, что все остальные буддисты, приезжающие в Россию, неграмотные, что бы мы знали о буддизме? Вот не хотелось бы, чтобы с индуизмом ситуация была такой.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Re:Виджняна Бхайрава Тантра
« Ответ #78 : Май 17, 2011, 16:50:24 »

Цитировать
Я думаю, это обусловлено тем, что некоторые эгоистические снобы, "знающие санскрит", "достойные уровней пандита" и т.д. нарочно использующие сложные научные термины и претендующие дополнительно на Гуру-таттву, отбили  у большинства людей тягу к индуизму. Просто прививают какие-то неправильные представления об индийской традиции, так как им наплевать на всех, кроме себя и своего счастья, поэтому это не Гуру, потому что Гуру должен собой жертвовать больше, чем кто-либо еще. Я же считаю, что индийская традиция может быть принята многими на Западе, просто ее надо адекватно доносить. :27:

Адеш!
Дело не столько в этих "учителях".
Это просто может мне так кажется, читая форум и материалы в сети. Если бы все это соотносилось непосредственно с практикой у Гуру, т.е. это когда дается практика и краткое необходимое пояснение теории, то может оно и проще воспринималось бы. А так пока для меня много терминов, которые сложно адеквтано осмыслить, довольно обширный пантеон божеств, много практических аспектов; так что даже не совсем ясно с чего начинать и что практиковать. Просто видимо люди, которые это читают и общаются уже давно знакомы со всем этим и для них это обладает логичностью; для меня же много непонятных терминов. Тот же Буддизм и Бон для меня обладают большей логичностью что-ли, все элементы как-то логично связаны друг с другом, ну, тибетцы больше практики, а индусы любят философию. Вообще это конечно грубое обобщение. В индуизме много разных инструментов в практике, чего нет у тибетцев. Но тибетцы сохранили лучшее и видимо им этого достаточно. Но и там, и там думаю большой акцент на культурном аспекте, т.е. это как бы создано для своих и для передачи в своей среде и условиях. Потому не так много европейцев и постигают эти традиции глубоко, потому что воспринять способен не каждый и не каждый способен найти адекватного учителя и посвятить все время этому. Ведь европейцы просто заняты чем-то все время и традиция для многих лишь способ разукрасить свою жизнь чем-то экзотичным в перерывах между работой. Потому и не просто воспринимать это все, что надо бы быть рядом с учителем, а это значит и язык надо учить, а то и целых два, хинди и санскрит. Буддисты как-то хитрее и быстрее адаптировали для Запада свое Учение.
Я лично настраиваю себя на частое общение с мастером и на то чтобы посвящать на это много времени.

Впрочем вчера вечером посмотрел немного видео Вашего семинара. С практикой это конечно проще воспринимать, там уже довольно логично: асаны, пранаямы, пуджа, но теорию надо все равно изучать, а лично я люблю покороче с краткой необходимой теорией для практики с общими моментами вроде ямы - ниямы.

Так что все нормально.  :05: Просто есть пока сомнения что в условиях социума это можно реализовать. Уж слишком много всего чего надо вместить в свой западный рациональный ум. Это не столько упрек в адрес индуизма, сколько просто положение вещей.

КШ сначала показался довольно логичным и выстроенным в какую-то четкую систему. Но раз учиться там все равно не у кого, то нет и вопросов. Пробую практиковть по ВБТ ну и йогу как и обычно. В принципе все тоже самое в индуизме наверное, только подходы немного разнятся.       
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Виджняна Бхайрава Тантра
« Ответ #79 : Май 18, 2011, 11:03:06 »

Просто видимо люди, которые это читают и общаются уже давно знакомы со всем этим и для них это обладает логичностью; для меня же много непонятных терминов. Тот же Буддизм и Бон для меня обладают большей логичностью что-ли, все элементы как-то логично связаны друг с другом, ну, тибетцы больше практики, а индусы любят философию.

Про философию у индусов и практику у буддистов, кажется, говорил товарищ Гурджиев. Может, это и так отчасти, неслучайно буддизм часто соотносят с атеизмом (хотя это тоже спорно). Он ориентирован на просветление ума. А индуизм – это не просто теизм, это еще и великое множество взглядов на то, как душа связана с Богом, и в нем, в связи с этим, масса представлений: двайта, вишишта-адвайта, адвайта, пурнадвайта, шуддха-адвайта, двайта-адвата вилакшана и т.д. и т.д. В Индии это древняя традиция, и нереально сказать, когда возник там тантризм, возможно, еще в дравидской цивилизации, так как, судя по археологическим артефактам, у них преобладали поклонения женским Божествам. В Индии развивалось множество религиозных систем, я даже не вижу смысла их все перечислять, и буддизм – одна из них. Потому в таком обилии представлены целеполагания разных религий и мистических культов. И возникла тенденция прохладно относиться к практикам, которые сами по себе в это не встроены. Соответственно, они о практиках заботились и заботятся только в контексте каких-то целей, а целей там много. Вот мы и получаем то, в чем разобраться очень непросто. А в буддизме, если брать конкретно тибетский буддизм, все более конкретно. В Тибете до буддизма был Бон и, собственно, все. Потом Падмасамбхава принес тантрический буддизм в Тибет, и только после него он был принят там и оказал влияние на Бон.

Кашмирский Шиваизм вобрал в себя три основные представления: двайту, вишишта-адвайту и адвайту, все основные практики на них и построены. В анава-упае это пуджи, работа с праной, мантрами, чакрами и т.п. В шакта-упае вы, посредством силы сознания, позволяете себе себя воспринять как Шиву. В Шамбхава-упае вы запоминаете состояние Шивохам (Я есть Шива) и удерживаете его с помощью воли (иччхопая). А в анупае вы даже не делаете никаких усилий, чтобы себя воспринимать как Шиву, потому четвертую практику называют нирупая (отсутствие методов).

Цитировать
В индуизме много разных инструментов в практике, чего нет у тибетцев. Но тибетцы сохранили лучшее и видимо им этого достаточно. Но и там, и там думаю большой акцент на культурном аспекте, т.е. это как бы создано для своих и для передачи в своей среде и условиях. Потому не так много европейцев и постигают эти традиции глубоко, потому что воспринять способен не каждый и не каждый способен найти адекватного учителя и посвятить все время этому. Ведь европейцы просто заняты чем-то все время и традиция для многих лишь способ разукрасить свою жизнь чем-то экзотичным в перерывах между работой. Потому и не просто воспринимать это все, что надо бы быть рядом с учителем, а это значит и язык надо учить, а то и целых два, хинди и санскрит. Буддисты как-то хитрее и быстрее адаптировали для Запада свое Учение.

Просто буддизм заинтересовал многих своей гуманностью, принципом каруны (сострадания), которые доминируют в Махаяне и Ваджраяне, т.е. это неэгоистическая концепция и вера в то, что это может человека сделать чище. А вот Тхеравада на Западе прижилась очень слабо, им нет дела до мира. Система – монашеская, а у Запада другие приоритеты. Им нужна концепция востребованная. Правда, я не беру в счет випасану Гоенки, там идеи Тхеравады мягко оставлены и дается прикладной материал, на основе которого делаются ретриты, тоже способные привести к изменению сознания человека. Но випасана Гоенки, как я уже сказал, это не совсем Тхеравада в ее полном виде.

Я в связи с этим думаю, что натхизм можно подавать в самом разном виде. Большинство не могут себе позволить монашескую жизнь, пусть живут и практикуют, как натхи в Непале, Раджастане и т.д. Если есть те, кто хочет монашество – тоже не проблема. Я делаю акцент на тантре, потому что большинство людей – миряне, а для них тантра более эффективна. Можно просто учить гимнастике, не ожидая от нее сиддхи, связанные с йогой, в принципе, этого и так много кругом.

Цитировать
Впрочем вчера вечером посмотрел немного видео Вашего семинара. С практикой это конечно проще воспринимать, там уже довольно логично: асаны, пранаямы, пуджа, но теорию надо все равно изучать, а лично я люблю покороче с краткой необходимой теорией для практики с общими моментами вроде ямы - ниямы.

Форум – это место, где народ общается на самые разные темы, полноценно обсуждать все практики тут сложно. Во-первых, многое надо показывать и объяснять, видя людей лично. Во-вторых, чтобы знать, что я могу передавать, а что нет, надо знать, что за человек воспринимает меня. Форум читать могут все кто угодно. А некоторые практики вообще не рассчитаны на широкое распространение, так в любой аутентичной традиции, в том же буддизме это так. И даже в буддизме не все практики так просто передают, например, Трекчо, Тогал, Карма-мудру, Дзогрим в Калачакре и т.п.

Цитировать
Просто есть пока сомнения что в условиях социума это можно реализовать. Уж слишком много всего чего надо вместить в свой западный рациональный ум. Это не столько упрек в адрес индуизма, сколько просто положение вещей.

Нет смысла искать виноватых, я думаю, лучше искать способы себя развить, все же мы живем не в 80-х годах, сейчас многое доступно, и если есть интерес, то все можно найти при желании.

Цитировать
КШ сначала показался довольно логичным и выстроенным в какую-то четкую систему. Но раз учиться там все равно не у кого, то нет и вопросов.

Учиться–то можно, вопрос только – чему и у кого. В сети очень много новодела по КШ, а к адекватным людям, коих единицы, надо ехать, и, чтобы они тебя начали регулярно чему-то учить, нужно, чтобы был смысл им посвящать этому время. Я думаю, так во всем, в буддизме тоже Ламы приезжают и уезжают, а жизнь и люди в ней остаются теми же самыми.

Цитировать
Пробую практиковть по ВБТ ну и йогу как и обычно. В принципе все тоже самое в индуизме наверное, только подходы немного разнятся.

Поищите ВБТ в подаче не Раджниша, а Джаядева Сингха и Свами Лакшманджу, они разбивают практики ВБТ по трем упаям и разъясняют лучше значение практик в соответствии с КШ. Ошо, конечно, очень душевно все разъясняет, но это полезно только для тех, кто про КШ не знает вообще ничего, и то, мастера, перечисленные кроме него, думаю, понятны будут всем. Ознакомьтесь с системой 36 таттв, с упаями и можете начинать что-то брать из ВБТ, параллельно изучая эту систему. Все просто. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Трилокинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 398
Re:Виджняна Бхайрава Тантра
« Ответ #80 : Май 18, 2011, 14:31:02 »

Адеш, Гуру Джи!

многие люди уже обусловлены, и если им скажешь "пустота", вряд ли им это что-то даст

Интересно получается: как раз вчера возник вопрос о той пустоте, о которой говорится в ВБТ, и тут разговор её в этой теме касается  :05:

Во многих стихах ВБТ рекомендуется созерцать пустотность (предметов, собственного тела под кожей и т.п.) - как это правильно делать, чтобы вместо Пустоты ум не начал концентрироваться на ментальном представлении о пустоте? На что ориентироваться? Как понять правильность выполнения практики (состояние сознания в процессе практики меняется) ?

Цитировать
Я как-то говорил, что есть не только восходящая Кундалини, но и нисходящая; так, некоторые спецы по КШ пишут, что если восходящая Кундалини не проходит через талу-чакру, а нисходящая преобладает, то это ведет к одержимости (пишачавеша).

Что с человеком при этом происходит и как эта одержимость проявляется в его поведении, ощущении себя и мира, картине мира?

Цитировать
Может быть, когда-то придет то время, когда люди начнут ценить уже даже не информацию и ее эксклюзив, а энергию, праны, быть выше ума, и делать выбор на основе своего сердца, своей интуиции и т.п.

Как мне кажется, для этого люди должны научиться ценить "своё" подлинное, своё Я, а не привлекательный имидж в глазах других, нуждаться в контакте со своей сущностью и подлинной Реальностью больше чем во внешних "кайфушках". Т.е. должна перестроиться вся система целей, мотиваций и ценностей.

Цитировать
Потому в таком обилии представлены целеполагания разных религий и мистических культов. И возникла тенденция прохладно относится к практикам, которые сами по себе в это не встроены. Соответственно, они о практиках заботились и заботятся только в контексте каких-то целей, а целей там много.

Мне именно такой подход ощущается очень близким и логичным - когда есть и теоретическая, и практические части, вытекающие одна из другой. Понятно и куда двигаться, и как, какие есть варианты. А если какие-то практики "сами по себе" ,вне радиции, - то какой их смысл и цель?

Цитировать
Нет смысла искать виноватых, я думаю, лучше искать способы себя развить, все же, мы живем не в 80-х годах, сейчас многое доступно, если есть интерес, то все можно найти при желании.

Полностью согласна с Вами. Можно до бесконечности искать причины "почему нельзя это сделать", тратя по факту время на самооправдание и самоуспокоение, а можно направить внимание на поиск/притягивание вариантов того, как это можно сделать и проработку их воплощения.
Ну, или честно признаться себе, что сейчас этим заниматься не хочется, жалко времени и сил, и заняться чем-нибудь другим, возможность развития чего в условиях социума не вызывает "сомнений".  :27:

Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Виджняна Бхайрава Тантра
« Ответ #81 : Май 19, 2011, 21:54:06 »

Во многих стихах ВБТ рекомендуется созерцать пустотность (предметов, собственного тела под кожей и т.п.) - как это правильно делать, чтобы вместо Пустоты ум не начал концентрироваться на ментальном представлении о пустоте? На что ориентироваться? Как понять правильность выполнения практики (состояние сознания в процессе практики меняется) ?

Я от некоторых Гуру слышал относительно пустотности, что она осознается спонтанно, через Лайю (растворение), а Лайя осознается через трансформацию или переход. Трансформация – это качество Шакти, поэтому только через нее возможен неконцептуальный опыт пустоты. Все просто.
 
Цитировать
Что с человеком при этом происходит и как эта одержимость проявляется в его поведении, ощущении себя и мира, картине мира?

Это что-то вроде того, что христиане называют «впадением в прелести». То же самое может быть и с преобладанием нисходящей силы без должного самоконтроля посредством восходящей Кундалини.
 
Цитировать
Мне именно такой подход ощущается очень близким и логичным - когда есть и теоретическая, и практические части, вытекающие одна из другой. Понятно и куда двигаться, и как, какие есть варианты. А если какие-то практики "сами по себе" ,вне радиции, - то какой их смысл и цель?

Практики «сами по себе» – это ньюэйдж. Однако это не относится к упомянутому буддизму, хоть он и акцентируется много на технических детализациях практик, чакрах, визуализациях и т.д., там все-таки тоже есть ориентир – это просветленное сознание (ригпа). Кстати, мастера их традиции как раз и дают понять, что секретные методы Дзогрима, Махамудры, Дзогчена без общих ориентиров боддхичитты, очищения ума и вообще понимания, зачем они нужны (как накопление техник, потому что это круто, модно и уникально), – это показатель незрелости человека.
Я думаю, что именно по этой причине, несмотря на то, что многие Гуру этой традиции, приезжающие с циклами передач, так легко и многим передают все эти методы, а большинство все равно остается теми же, кем и были. Именно потому, что люди не понимают или принимают чисто формально основные идеалы учения. Это называется торговля: приходит человек, складывает руки в намасте, простирается перед Гуру или Ламой, только бы он дал секретных крутых методик, чтобы у него было то, что есть не у всех. Но внутренне человек может вообще не уважать весь этот этикет. Конечно, это лучше, чем дерзко приходить и вести себя неподобающим образом, но все-таки это попытка через формальное соблюдение правил и кажущейся видимости выцыганить "крутизну". Надо честно смотреть на себя, нужна ли она на данный момент времени? Кстати, многие внутренне не принимают и всевозможные навороченные техники. Они их начинают делать, потому что им уже не один человек сказал, что это самое высокое, что только может быть. А большинство людей не оспаривают это сами для себя и не слушают себя: "Раз толпа говорит, что это великое, так оно и есть, толпа не может ошибиться". Но ведь история знает массу примеров, когда заблуждались миллионы. Например, в идеи Гитлера поверили миллионы. Умение верить себе, слушать себя, быть отрешенным от наносной шелухи – это очень непростое качество. Многие говорят о свободе, но говорить, казаться и быть – это не всегда одно и то же.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Трилокинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 398
Re:Виджняна Бхайрава Тантра
« Ответ #82 : Май 27, 2011, 15:28:55 »

Адеш, Гуру Джи!

Я от некоторых Гуру слышал относительно пустотности, что она осознается спонтанно, через Лайю (растворение), а Лайя осознается через трансформацию или переход. Трансформация – это качество Шакти, поэтому только через нее возможен неконцептуальный опыт пустоты. Все просто.

Т.е. до тех пор, пока опыт пустоты не был получен, то и делать те практики ВБТ, в которые входит то или иное созерцание Пустоты, не стоит?
 
Цитировать
Что с человеком при этом происходит и как эта одержимость проявляется в его поведении, ощущении себя и мира, картине мира?

Это что-то вроде того, что христиане называют «впадением в прелести». То же самое может быть и с преобладанием нисходящей силы без должного самоконтроля посредством восходящей Кундалини.
 
Цитировать

Кстати, мастера их традиции как раз и дают понять, что секретные методы Дзогрима, Махамудры, Дзогчена без общих ориентиров боддхичитты, очищения ума и вообще понимания, зачем они нужны (как накопление техник, потому что это круто, модно и уникально), – это показатель незрелости человека.

Абсолютно согласна. И мне кажется, что вряд ли они в принципе будут правильно работать у незрелого человека.

Цитировать
Я думаю, что именно по этой причине, несмотря на то, что многие Гуру этой традиции, приезжающие с циклами передач, так легко и многим передают все эти методы, а большинство все равно остается теми же, кем и были. Именно потому, что люди не понимают или принимают чисто формально основные идеалы учения.

Я с Вами полностью согласна. Дикша (передача в буддизме, наверное, тоже? Мне говорили буддисты, что это не более, чем введение в определенное состояние для ознакомления с ним) – это только «зерно» (как Вы говорили), и для него, ИМХО, должна быть подготовлена почва, которую создает жизнь в соответствии с принципами Традиции. Тогда человек начинает «слышать» на этих вибрациях. Если же он будет по-прежнему ориентироваться на мирские уровни, жить идеалами социума, цепляться за них, то как же он изменится?

Цитировать
Это называется торговля: приходит человек, складывает руки в намасте, простирается перед Гуру или Ламой, только бы он дал секретных крутых методик, чтобы у него было то, что есть не у всех. Но внутренне человек может вообще не уважать весь этот этикет. Конечно, это лучше, чем дерзко приходить и вести себя неподобающим образом, но все-таки это попытка через формальное соблюдение правил и кажущейся видимости выцыганить "крутизну".

Мне странны такие люди. Интеллектом я, конечно, могу разобрать их систему взглядов на мир и мотивации. Всё-таки психологическое образование мимо не прошло  :016:, равно как и жизненный опыт.
Но если цель стоит как «крутые практики» - то зачем так напрягаться и заниматься тем, что не уважаешь и что чуждо? Сейчас уже есть в свободном доступе огромное количество книг и записей семинаров и лекций – по буддизму, йоге, дзогчену, Тантре, кашмирскому шиваизму (благодаря западным ученым, которые учились у Свами Лакшмана Джу), христианству, даосизму, цигуну, боевым искусствам, и в этом всём столько «техник» и «практик», что даже ознакомиться с их описанием может жизни не хватить. Это только при знании русского и английского языков. Если человек выучил ещё какие-то языки – то количество доступных источников информации возрастает во много раз.
Сейчас наиболее актуальной, ИМХО, является возможность различать – что нужно, а что – нет. На что стОит тратить время, деньги, силы, а что – пустое (вообще или на данный период времени). И для этого нужно, действительно, развивать то, что «есть не у всех» - бхакти к Гуру и Традиции, спокойное отношение к изобилию информации и к окружающему вообще, стремление к культивации внутренней чистоты

Цитировать
Они их начинают делать, потому что им уже не один человек сказал, что это самое высокое, что только может быть. А большинство людей не оспаривают это сами для себя и не слушают себя: "Раз толпа говорит, что это великое, так оно и есть, толпа не может ошибиться". Но ведь история знает массу примеров, когда заблуждались миллионы. Например, в идеи Гитлера поверили миллионы. Умение верить себе, слушать себя, быть отрешенным от наносной шелухи – это очень непростое качество. Многие говорят о свободе, но говорить, казаться и быть – это не всегда одно и то же.

Ещё миллионы искренне верили в Сталина, практически как в божество и в то, что живут лучше, чем весь мир. Самое страшное, что это было не наигранно, а искренне.
А сейчас верят в то, что всё можно купить (соответственно, наверное, считают, что и продать можно всё и всех, включая себя), что всё измеряется деньгами, что секс и сексуальность – самое важное в жизни, что нужно «делать карьеру» и т.п.
Миф о «безошибочности толпы», ИМХО, опасная иллюзия.
В социальной психологии уже около века исследуют феномен толпы, и никаких лестных характеристик нет:

Из книги о психологии толпы авторства Мокшанцева Р.И.(кандидат философских наук, доцент, практикующий психолог-консультант, доктор экономических наук)

Цитировать

В когнитивной сфере толпа высказывает разнообразные странности своей психологии.

Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Если даже один человек довольно слабо поддается посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым, импульсам, то людская толпа живет исключительно чувством, логика противна ей. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд. Разнородное в каждом из индивидов — частице толпы — утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества. Общие качества характера, управляемые бессознательным, соединяются вместе в толпе. Изолированный индивид обладает способностью подавлять бессознательные рефлексы, в то время как толпа этой способности не имеет.

Особенности воображения.
У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам. Не факты сами по себе поражают воображение толпы, а то, как они предъявляются ей.
 Еще один очень важный эффект толпы — коллективные галлюцинации. В воображении людей, собравшихся в толпе, события претерпевают искажения.

Особенности мышления. Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам.
 Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Рассуждения толпы основываются на ассоциациях, но они связаны между собою лишь кажущейся аналогией и последовательностью. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения.
 Толпа никогда не стремится к правде. Она отворачивается от очевидности, которая не нравится ей, и предпочитает поклоняться заблуждениям и иллюзиям, если только они прельщают ее.
 Для толпы, не способной ни к размышлению, ни к рассуждению, не существует ничего невероятного, однако невероятное-то и поражает всего сильнее.

Толпа постоянно подпадает под влияние иллюзий.

Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению.
 Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям.
 Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.
 Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются толпе путем заражения.

Какими бы ни были чувства толпы, хорошими или дурными, характерной их чертой является односторонность. Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний.

На мой личный взгляд, при принятии решения, что практиковать, а что – нет, опираться можно только на мнение своего Гуру (в смысле - действовать в соответсвтии с ним). В крайнем случае (при отсутствии информации о мнении Гуру) – на своё собственное, тщательно продуманное и основанное на анализе своих возможностей и целей и того, что может дать данная практика не «вообще», а в конкретных условиях.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Виджняна Бхайрава Тантра
« Ответ #83 : Июнь 16, 2011, 18:57:50 »

Цитировать
Т.е. до тех пор, пока опыт пустоты не был получен, то и делать те практики ВБТ, в которые входит то или иное созерцание Пустоты, не стоит?

В ВБТ они разбиты по упаям, и во многих из них можно такой опыт получать, другие практики не из этой традиции тоже ее опыт открывают, и условно их тоже можно отнести к таким упаям.
 
Цитировать
Я с Вами полностью согласна. Дикша (передача в буддизме, наверное, тоже? Мне говорили буддисты, что это не более, чем введение в определенное состояние для ознакомления с ним) – это только «зерно» (как Вы говорили), и для него, ИМХО, должна быть подготовлена почва, которую создает жизнь в соответствии с принципами Традиции. Тогда человек начинает «слышать» на этих вибрациях. Если же он будет по-прежнему ориентироваться на мирские уровни, жить идеалами социума, цепляться за них, то как же он изменится?
Думаю, что это все связано с темой, насколько полноценно, священно то, что он принял. Весь тантризм, по сути, и построен на том, что «зерно» формирует будущий плод. Воспринимать все явления немирским сознанием можно только в полной приверженности Гуру и традиции.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Orient

  • *
  • Сообщений: 1
Re:Виджняна Бхайрава Тантра
« Ответ #84 : Август 01, 2011, 22:33:22 »

Уважаемый Гуру Джи, не могли бы вы дать комментарий на Стих 55(дхарана 32) из Виджняна-Бхайрава-Тантры?

Что за практика описана здесь?
Я прочитал комментарии Свами Лакшман Джу и Джайдева Синха, но у меня нет понимания этой практики.
Больше открытых аутентичных источников по этой информации я не нашел.
Оба пишут про дыхание медленное и слышимое. Имеется ввиду уджая?
Также не понятно значение двадашанты в данном контексте. Это три точки(между бровями, в горле и сердце)?
Я практиковал уджаю перед сном держа осознание в этих точках, потом лег и продолжил практику.
Определенно изменения были заметны, но у меня нет уверенности что делаю правильно.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Виджняна Бхайрава Тантра
« Ответ #85 : Август 03, 2011, 04:44:20 »

Цитировать
Уважаемый Гуру Джи, не могли бы вы дать комментарий на Стих 55(дхарана 32) из Виджняна-Бхайрава-Тантры?

Что за практика описана здесь?
Я прочитал комментарии Свами Лакшман Джу и Джайдева Синха, но у меня нет понимания этой практики.
Больше открытых аутентичных источников по этой информации я не нашел.
Оба пишут про дыхание медленное и слышимое. Имеется ввиду уджая?
Также не понятно значение двадашанты в данном контексте. Это три точки(между бровями, в горле и сердце)?
Я практиковал уджаю перед сном держа осознание в этих точках, потом лег и продолжил практику.
Определенно изменения были заметны, но у меня нет уверенности что делаю правильно.

 

Согласно Свами Лакшманджу и Джаядев Синху, эта практика является комбинацией Анава-упаи ("ограниченного" метода) и шамбхава-упаи (метода, ориентированного на ваше намерение, где вы нераздельны с Шивой).

Там говорится о том, что дыхание и звук «уччарана» связаны: например, если вы медленно произносите какую-либо мантру с полной осознанностью и отождествлением с этой мантрой, то это состояние проникает из бодрствования в сон также. По сути, это высшие уровни практики мантры, где просто повторение мантры переходит в то, что называют постоянным ее повторением – "аджапа-джапа", или "антар-джапа" (отождествление себя с мантрой). Это настолько сильное и тонкое отождествление, что оно преодолевает даже состояние глубокого сна «сушупти». На начальном этапе практикующий учится это делать перед сном, чтобы получить какой-то опыт, а далее он может научиться вообще непрерывно пребывать в таком состоянии. Чтобы вам было немного понятней, я рекомендую ознакомиться с моими материалами по двадашанте или в инете, или в последнем номере журнала "Адеш". Я писал о двадашанте и немного рассказывал про нее на семинарах, информация эта есть. Смотрите: цель практики пранаямы – привести в равновесие прану и сознание, цель мантр – постичь ту силу, которая проявляется через мантру, и то, и другое сопровождается вибрацией (спандана). Спанда – это почти то же самое, что называется "анахата-нада" или неударный звук, который является сущностью любой мантры, и, согласно Горакшанатху, практика пранаямы также ведет к такому опыту, вспомним авамбха-авастха, гхата и др. Это то, что в текстах йоги также называют "йога-нидрой". Правда, в Бихарской школе понятие практики йога-нидры дано более урезано, потому что в мантра-садхане мы делаем ньясы, повторяем джапу и это более сильно вызывает спанду во всем теле. И также к практике мантр нужно относиться очень серьезно и трепетно, просто потому что через мантру вы проникаете даже за пределы состояний сновидений, бодрствования и глубокого сна. Мантра должна стать вашей душой – не меньше, прежде чем вы сможете ее воспринять, как то, что за пределами всех трех состояний сознания. Это те самые состояния, которые с нами на протяжении ВСЕЙ жизни и ДАЖЕ НЕ ОДНОЙ. Именно поэтому невозможно в школу и к Гуру прийти на какое-то время, и не может подлинная йога быть просто временным хобби, в Индии мантру и практику получают НАВСЕГДА. Поэтому в Индии есть такое понятие, как "дикша-санскара" – то, что ориентирует человека в определенном направлении, то, что ориентирует его на путь йоги, на то, что там называют "нитья-садхАной" (непрерывной, или постоянной, практикой). Может, это как-то звучит вычурно и крайне непривычно по сравнению с тем, что в йоге видят на Западе, я просто пересказываю то, чему учили меня Гуру.

Эти техники, которые описаны в текстах, подобных ВБТ, дают сильный эффект тогда, когда они рассматриваются в традиционном духе, но из КШ, Шривидьи и Натхизма, в принципе, можно сделать и просто интеллектуальный продукт или систему тренировки. В принципе, чаще всего это везде и происходит, потому изменения у адептов в Индии и на Западе от всех этих практик очень разные. Я в принципе и так стараюсь писать по мере возможности мягко об этих различиях, но кому надо, те, думаю, меня поймут.

В ВБТ дано много техник, у которых одна основа, это все разные дополнения к тому, что в данной традиции называется "Пратьябхиджня" (вспоминание себя как Шиву). У всех этих практик есть цель. Чтобы их лучше понять, нужно все лучше и лучше ознакомиться с задачами данной традиции, метафизическими аспектами учения, строением тонкого тела, согласно этому воззрению, и как с этим связана сама практика.

Можно, конечно, подумать, а зачем все это, когда техники даны, просто бери и делай? Текст есть, да, его читали миллионы людей, и все что-то типа уже пробовали, но многие ли в результате проб научились управлять свапной, сушупти? Значит, что-то недостает всем ориентированным просто на технику.

Насчет удджаи, это может быть и удджаи. Просто практика удджаи может быть просто терапевтической, а может быть, например, практикой "Сохам". Если речь идет о двадашанте, то это, скорее, сочетание дыхания, которое начинается с грубого "швас", переходящее в очень тонкое вверху головы, а звук – это грубое пропевание мантры, переходящий в звук "Мммм" и более тонкий над головой.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Коркутх

  • *
  • Сообщений: 84
Re:Виджняна Бхайрава Тантра
« Ответ #86 : Май 21, 2012, 16:48:10 »

Гуруджи ко Адеш!

Мне кажется,  было бы просто грехом  в данном топике не дать ссылку на видео
лекции Марка Дичковски (Mark Dyczkowski), посвящённой Виджняна-бхайрава-тантре.
_______________________________________________________
http://www.yogaglo.com/blog/tag/dr-mark-dyczkowski/ 
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Виджняна Бхайрава Тантра
« Ответ #87 : Май 22, 2012, 20:22:58 »

Спасибо за ссылки. Вот и Марк решил дать объяснение двадашанты. Надо сказать, весьма экспрессивный человек, очень доходчиво.  :05:
« Последнее редактирование: Май 22, 2012, 20:24:52 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Коркутх

  • *
  • Сообщений: 84
Re:Виджняна Бхайрава Тантра
« Ответ #88 : Май 22, 2012, 21:25:29 »

Спасибо за ссылки. Вот и Марк решил дать объяснение двадашанты. Надо сказать, весьма экспрессивный человек, очень доходчиво.  :05:
Адеш!

Гуруджи, признаться я очень плохо владею английским, но удивительным образом слова Марка-джи
доходят до сознания, действительно поразительный человек! Кстати, читал здесь на форуме о том, что ваши ученики переводят одну из его книг -  "The Doctrine of Vibration", если не ошибаюсь - это было бы бесценным подарком :05:. Не мешает сказать спасибо, что есть объяснение двадашанты и на русском тоже.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Виджняна Бхайрава Тантра
« Ответ #89 : Май 22, 2012, 22:33:07 »

Гуруджи, признаться я очень плохо владею английским, но удивительным образом слова Марка-джи
доходят до сознания, действительно поразительный человек!

Мне там история понравилась о том, как он пришел к одному садху, который практиковал молчание, и спросил его, что он практикует. Тот письменно ему отвечает, что повторяет "Ом", он удивился, типа, что такого особенного в мантре "Ом". А садху написал ему: "Ом – это моя мать, Ом - это мой отец". Вот что такое отношение к мантрам. А меня тут расспрашивали все про биджи, а что будет, если туда добавить, а оттуда убавить, а что бы еще такого покруче поискать..., вот так пролетают жизни.

Цитировать
Кстати, читал здесь на форуме о том, что ваши ученики переводят одну из его книг -  "The Doctrine of Vibration", если не ошибаюсь - это было бы бесценным подарком :05:.

Да, ученики из Испании собирались перевести, дай Бог.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.