Кстати, тема "переноса Шивы" – актуальна
. Кришнаиты в связи с этим даже разработали
ярлык определение для сахаджиев — материалисты-имитаторы
. Впрочем, сахаджа как практика есть не только у бенгальских вайшнавов. Отчасти это верно – "имитация", но к этому не стоит относиться грубо, как, например, в постсоветской России к термину "секта", или как у Свами Прабхупады: "Вся миссия Будды заключена лишь в том, чтобы отменить жертвоприношения животных". Да, имитация где-то есть, но на разных уровнях для нашего восприятия она может менять свой духовный статус. Например, упая переводится как "уловка, ухищрение", хотя и как "метод", а если углубиться, то упая, согласно Кашмирскому Шиваизму, – не что иное, как сама Шакти (через которую также проявляется Шива), и упая по своей природе, коли она Шакти, может быть майей. Майей, как Шуддха-видьей (чистым знанием) и авидьей (невежеством), или той самой майей, которая заигрывает дживу; она может заигрывать теми же самыми "методами", и вы это можете очень легко пронаблюдать во всем том, что нас окружает. Вамачара технически делает все для того, чтобы методы каких-то искусственных ухищрений – в виде надевания на себя малы из человеческих костей, покрытия себя пеплом (если женщина - наряженная в Кали) и т.д. – сделали нас в нашем сознании Шивой или Шакти. Мы можем себя визуализировать Шивой, вспомнив его таким, каким видели на картинке, но нам и это может показаться скучным, и из подсознания начнут вылезать сомнения в том, что это так. Потому тантрики все, что только могут, разрабатывают для облечения сознания (самавеша) в Божественную форму. Кого-то привлекают интоксикации – придумали опьяненного Шиву (Бхоланатха, Акашбхайраву и др.), кому-то привлекателен секс (часто он больше всего и привлекает) – вообразили Бхайраву и Бхайрави как ямалу, ябюм и т.п. Через сильные удовольствия или страдания сознание искренне и самопроизвольно вовлекается и способно глубоко и долго удерживаться. Но в любом случае мы пытаемся поверить в то, что мы – Шива и есть, свое сознание (его свет) сделать бесконечным светом Шивы (Пракаша).
Появление сомнений тоже двояко, усомнившийся даже в вамачаре (если искренне, конечно) может свои сомнения перевернуть в опыт йогический и менее зависимый даже от нестандартных тантрических техник. То, что ты – Шива и в тебе все миры с энергиями, настолько очевидно, что и никаких панчамакар не нужно. Мы вот всегда друг другу говорим "Адеш", это особенно интересно слышать, когда живешь в Индии в натха-садховской среде, тебя увидели и говорят: "Адеш". Ты других натхов встретил: "Адеш". А что же это за слово такое "адеш", для кого-то бессмысленное, а для кого-то волшебное? Очень сложно найти внятные объяснения в Индии. Кто-то говорит, что адеш - это "приказ", кто-то дословно цитирует "Сиддха-сидханта паддхати" и говорит, что это единство Атмана (вечной души), Дживатмы (воплощенной души) и Параматмы (сверхдуши). Много разрозненных трактовок, но для большинства ясности от них не прибавляется. Причем и в словарях хинди могут даваться очень примитивные переводы слова. Если взять словарь санскрита МВ, то там дан перевод на английский с несколькими значениями, особенно если учесть и неоднозначность некоторых английских слов. Итак, смотрим значение слова आदेश ("Адеша"): advice - совет, рекомендация (в западных странах часто говорят piece of advice "немного посоветовать"), order - заказ (в кафе вы заказываете блюдо, используя это слово), приказ, порядок, расположение в определенной последовательности, substitute - замещение, смена, то, что переводит одно в другое, precept - правило поведения, следование закону, заповедь, принцип, указание и т.д. Это слово имеет много значений, если их суммировать, то получится весьма интересная смысловая категория, которая раскрывает смысл многих трактовок, которые уже мы находим в натховских текстах, там речь идет о сахадже. Человек – это психофизическая копия Вселенной, у человека есть физическое тело и душа, и у Вселенной тоже, по крайней мере, согласно "Сиддха-сиддханта паддхати". Душа как вездесущая Параматма есть сознание, так и воплощенная в телесную оболочку-структуру – часть этого высшего сознания. Мы можем сказать, что мы живем по законам Дхармы (тоже, кстати, весьма интересное слово), мы всей своей психофизической системой стараемся соответствовать макрокосмическим ритмам. А макрокосмическая система – это и есть тот самый мировой порядок, матрица, где все находится на своих местах, все взаимозависимо, все структурировано, причем так, что это не жестко фиксированная система, а меняющаяся, не утрачивая принципа гармонии и упорядоченности. Такое можно воспринять только в йогических состояниях сознания, в разных категориях самадхи. Это знание настолько необычно, что не может быть полноценно изложено ни в каких текстах, поэтому йоги нашей традиции ориентируются на получение знания напрямую, через дхьяну. Но мы также являемся структурой в наших телах, в наших сознаниях происходят разные формы трансформаций и обменов, но мы все-таки являемся структурой. Нет ничего, что не существовало бы по такому принципу. У Бога есть воля (иччха) на постижение себя как раскрываемой Вселенной и великого сознания, воплощенного в разных существах, обретаемого всегда разные характеристики. И у нас тоже есть воля на возвращение себя к такому источнику, которым мы всегда были, чем мы являемся и чем всегда будем. То, что разные учения называют мокшей, или мукти – по сути, смена игры Бога от одного своего статуса к другому.
Мне часто в последнее время доводилось получать письма и звонки от моих учеников, которые посещают в Индии натхов и разных Гуру, я их отправляю к другим Учителям, дабы мне стало легче, а они мне пишут в ответ, что хотят учиться у меня. Не подумайте, это не нахваливание себя и не форма интриги с моей стороны, я действительно искренне хочу, чтобы много людей училось у разных индийских Гуру (единственное, конечно, чем бы я не хотел быть, так это причиной каких-то непониманий, конфликтов, апарадх и т.д.). Я понимаю, что много аферистов и невежд везде, но в традиции много действительно духовных садху. Все, что я вам даю, все, что пишу даже о негативных историях и фактах, преподнося все как есть, – все для того, чтобы вы научились думать действительно самостоятельно и без крайностей, а не только делать вид, что такими уже стали. Вот когда вы в Индии бываете, все-таки слушайте себя и верьте не тому, что кто-то там в России говорит об Индии, а тому, что вы сами видите и чувствуете. Многие говорят мне: "Нифига они нас учить не хотят. Ни чакр, ни двадашанты, ни асан с пранаямами, мудрами и бандхами, ничего не объясняют, а если и говорят что-то, то еще меньше, чем нам рассказали в России, так, клочки от того, что написано было в журнале "Адеш"
". Только говорят "Адеш" и все
". "Я хочу, чтобы меня учили алхимии, как Аджайпалнатха, хочу сидеть в Гималайской гуфе, как Дхарманатх, на берегу святой реки, как Маликнатх и потом так же как он управлять царями мира сего и т.д." Но при этом все говорят: "Вообще, несмотря на то, что они просто говорят "Адеш" как попугаи, как-то "вставляет" от их садховской атмосферы. Почему, понять не могу. Асан вроде не делал и "пальцы не нюхал" в анулома-виломе, и что-то как-то само нахождение в этой среде шактит". Вот потому и шактит, что они там ЖИВУТ в Традиции, и "упаи", из всего, что перечислял я в плане техник, - вспомогательный элемент к состоянию, которое надо для себя сделать нормальным. Знаете, даже нет слов, чтобы объяснить, что надо сделать, сделать - тоже не подходит, потому что ассоциации у многих возникают: делать - это что-то мучительное и против своей природы. А в реальности это "против" – скорее, возврат к себе. Я не вижу никаких противоречий с пратьябхиджней (вспоминания Шивой себя как Шивы). Знаете, натхи – во многом сахаджийский культ, хотя и технический арсенал у них также достаточно многозначный и многообразный.