Адеш!
Дас переводится как слуга или раб, что аналогично понятию раба Божьего в христианстве. Однако это требует объяснения. Возьмем простой пример из жизни: у Вас есть машина и личный шофер, он является Вашим слугой, но что будет, если водитель на полпути откажется везти Вас? Вы не сможете добраться до места назначения. Следовательно, Вы зависите от своего слуги. Так кто же в таком случае слуга (дас) и кто господин (натх)? Вы являетесь и господином и слугой по отношению к водителю, водитель, по отношению к Вам также - слуга и господин, одновременно. Отец, который заботится о своем ребенке, также зависит от того, что с его чадом происходит. Кому-то он кажется более значимым, но по сути он слуга своего ребёнка, хотя может повелевать какими-то его действиями. Бог является слугой своих слуг, потому что он сам является ими. Люди с мирским восприятием неправильно рассматривают понятие «даса» и «натха», вследствие ограниченных представлений. Им кажется, что «натх» и «дас» это не одна и та же сущность. Если Вы внимательно изучите сиддханту традиций ориентированных на бхакти, то можете встретить идеи о том, что для того, кто служит Богу и стал его преданным слугой, Бог начинает служить сам. Даже если Вы обратитесь к христианству или исламу, Вы непременно обнаружите, что они верят в очень милостивого Бога, что Бог любит всех Абсолютно и заботится о всех. Существует такой афоризм, что Богом быть сложно, т.е. сложно быть натхом. Бог - это самый великий из всех Дасов и самый великий из всех Натхов. Иисус Христос говорил о том, что мы должны быть подобны Богу, то же самое говорил Абхинава Гупта, Горакхнатх, Шанкарачарья и др. Натхом можно быть только в том случае, если вы так же являетесь дасом.
Что важнее: бхакти или джняна? Всё-таки, для большинства людей я советую бхакти. Потому что человеку через сердце и бхакти проще обрести джняну, но тот, кто ориентирован на интеллект и не расположен к бхакти, тому сложнее обрести бхакти. Люди, ориентированные на чувственный ум, часто путают настоящую джняну, которая является брахма и атма-джняной, с обычными концептуальным умом. Ученик должен развиваться, а развитие не возможно без чистой веры. Когда есть вера - есть стремление, когда нет веры - нет инициативы. В этом мире каждый во что-то верит или не верит, мы не верим в одно, потому что верим в другое, но Гуру - тот, кто может очистить веру и сделать её сильной, сильная вера может творить чудо. Сильная вера спокойна, она устойчива как Гималайские горы, она основа практики, она и есть практика. Когда Ты утвердился в вере, ты утвердился и в настоящим знании, тогда знание становится по-настоящему духовным. Только духовное знание можно назвать джняной, этим джняна отличается от информации. В целом же, натха-сампрадайя является йога-сампрадаей и поэтому мы практикуем все виды йоги: бхакти-йогу, карма-йогу, джняна-йогу, мантра-йогу, хатха-йогу, тантра-йогу, лайя-йогу и т.п. Йога-садхана не является какой-то отдельной разновидностью йоги, это не ступень, не остановка. Йога - это путь с целостным и широким мировоззрением.