Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Йога и творчество  (Прочитано 8831 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Vikram

  • *
  • Сообщений: 317
Йога и творчество
« : Январь 27, 2011, 01:51:05 »

Адеш! Джей Шри Сарасвати!
Вот, вопрос, который частенько меня посещает. Как творчество сделать духовной практикой? Есть ли какие-то рекомендации йогов по этому поводу?
Записан

Дхарманатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 369
Re:Йога и творчество
« Ответ #1 : Январь 27, 2011, 08:47:40 »

Адеш! Джей Шри Сарасвати!
Вот, вопрос, который частенько меня посещает. Как творчество сделать духовной практикой? Есть ли какие-то рекомендации йогов по этому поводу?

В православных ресурсах видел хорошую статью о том, чем отличаются друг от друга художники и иконописцы. Если найду, то выложу ссылку. Иконопись - это один из творческих элементов духовной практики. ИМХО как пример иконописное творчество поможет найти аналогии.

upd: пение религиозных гимнов, написание стихов соотвествующего содержания, перепись духовных книг, перевод духовной литературы с языка-оригинала - это творчество в духовной практике.
« Последнее редактирование: Январь 27, 2011, 08:51:16 от Дхарманатх »
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re:Йога и творчество
« Ответ #2 : Январь 27, 2011, 10:38:22 »

Адеш!

Полагаю, для этого следует процесс и результаты (своего) творческого труда - посвящать Всевышнему, или (своей) Ишта-дэвате. Вероятно, хорошо так же просить Всевышнего (свою Ишта-дэвату) о вдохновении и результативности своего творческого труда - перед его началом.

С уважением, Виктор.
Записан

amala

  • *
  • Сообщений: 79
Re:Йога и творчество
« Ответ #3 : Январь 27, 2011, 11:01:36 »

Приветствую всех участников форума!

Интересная тема. Для меня тоже всегда стоял вопрос "духовности" творчества. В частности, например, музыка. И стоит некая дилемма - почему одно мы называем духовной музыкой (бхаджаны, молитвенные песнопения), а другое - отнюдь нет (ну, все остальное, в общем  :05:). Например, мне не нравится исполнять бхаджаны (есть, конечно, исключения), потому что я не могу за ними ощутить именно той самой духовности. Но когда я исполняю, или слушаю другую музыку (не бхаджаны), то наоборот ощущаю некую благодать, красоту мира. Так почему же нужно делить на духовное и не духовное, тем более, учитывая еще и концепцию, что во всем есть Бог, и что Он наслаждается и познает свое творение через все, и для Него, наверняка  :wwink:, нет понятий "плохое-хорошее" "духовное-недуховное".
Хочу всем этим сказать, что нельзя, наверное, выделить стандарты под то, что будет вот всем хорошо, духовно и полезно, а что - зло и какой кошмар.

И второй момент, который тоже не менее спорный и заставляющий постоянно сомневаться. Йог практикует пратьяхару, следовательно само по себе наслаждение творчеством (предвижу ответ - что если наслаждаться бхаджанами, то ничего плохого. Но размышление об этом я привела уже выше) - своего рода бхога?

Интересно обсудить и послушать другие мнения.
« Последнее редактирование: Январь 27, 2011, 11:05:31 от amala »
Записан

Vikram

  • *
  • Сообщений: 317
Re:Йога и творчество
« Ответ #4 : Январь 27, 2011, 12:21:04 »

          Кстати да, ведь от творчества идёт и бхога по идее - ведь это наслаждение в принципе. Но у меня есть предположение, что в данном случае всё немного получше, чем с другими бхогами - творчество это процесс отдавания и эту самую бхогу, которая получена в результате можно отдать. Это тоже даст наслаждение (уже следующее), но более высокое и альтруистическое. Так получается уже каббалистическая модель "получаю, чтобы отдавать", а при включении этой модели человек просто всё пропускает через себя и не привязывается. Однако тут, как и везде могут вкрасться всякие тонкие подвохи.
       На счёт не баджанов и не икон тоже интересно. Я не знаю, что по этому поводу считается, но предполагаю следующее. У творчества и его результатов есть форма в которую можно что-то вложить. Допустим, писатель пишет книжку не имеющую отношения к религии и даже не на молитвенную и йогическую тему, но находясь во вдохновении помнит о Боге и старается выразить Божественное в виде художественного текста. Правильны ли мои суждения я не знаю точно.
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268
Re:Йога и творчество
« Ответ #5 : Февраль 05, 2011, 18:09:23 »

Adesh!
Меня этот вопрос то же очень интересует.Очевидно что процесс творчества влияет на сознание,значит посредством творчества можно управлять сознанием!Получается йога.Только текстов по этому поводу ещё не нашёл.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Йога и творчество
« Ответ #6 : Февраль 05, 2011, 18:40:26 »

Творчество – это состояние Шакти. Йога в целом, конечно, направлена на отстранение, к пустотности (Алакх Ниранджан). Но чем больше мы уходим в пустотность, тем больше мы открываем для себя творчество. Многие люди пугаются традиционной йоги, мол, она направлена на уход от мира и потому в ней нет радости и творчества, но на самом деле это не так. Просто открывается творчество более высокого масштаба и глубины. Так же нетрадиционная йога – она просто маленькая часть традиционной. Йога – это внутренняя сущность всего, в том числе и любой дхармы, она стирает все противоречия, но их не отрицает, скорее, не рассматривает их дифференцированно.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Vikram

  • *
  • Сообщений: 317
Re:Йога и творчество
« Ответ #7 : Февраль 07, 2011, 19:18:47 »

Вспомнилась мне японская практика суйдзен в которой используется флейта сякухати. Там нужно играть музыку, но в ней наиболее важна даже не та, чать, где есть звук, а моменты тишины и паузы. Как я понимаю эту практику, там играющий сначала слушает звук, потом всё больше ориентируется на тишину, а затем различает тишину в звуке и звук в тишине. Я не знаю прав я или нет, но есть какое-то ощущение, что пустота и заполненость это как бы два состояние одного и того же, что это вообще одно и тоже в своей сути. И коли оно так, тогда вопрос - что это третье, которое и пустое и заполненое? Словно бы есть какая-то непрерывная основа за счёт которой и выходит ,что: "она стирает все противоречия, но их не отрицает, скорее, не рассматривает их дифференцированно". Когда читал Паратришика виварану (обажаю эту книгу), обратил внимание, что Парам Шива и Маха Майа полностью парны. У него пять могуществ, а у неё парные к ним пять ограничений. А выше удивительная вещь - Ануттара. Не это ли та самая основа, которая глубже пустого и полного?
Записан

Anandamurti

  • *
  • Сообщений: 7
Re:Йога и творчество
« Ответ #8 : Февраль 08, 2011, 12:59:54 »

кстати насчет творчества, поздравляю всех с Васант Панчами!
Сарасвати - не только богиня искусств и наук но она также является самим языком с помощью которого мы способны понять друг друга

 Она – это та сила, которая превращает набор звуков в слова, а слова в речь. Она – это та магия, которая делает из черного квадрата мировое произведение искусства. Она способна даже звуки скрежета, хруста и бульканья превратить в прекрасную музыку!

творчество - это язык с помощью которого мы можем выразить некоторые аспекты невыразимого

Jaya Sarasvati Maa!
Om Aim Sarasvatyai Namah!

Записан

Rohini

  • *
  • Сообщений: 217
    • Атмавиль: мастерская самоосознания
Re:Йога и творчество
« Ответ #9 : Февраль 18, 2011, 07:15:45 »

Вспомнилась мне японская практика суйдзен в которой используется флейта сякухати. Там нужно играть музыку, но в ней наиболее важна даже не та, чать, где есть звук, а моменты тишины и паузы. Как я понимаю эту практику, там играющий сначала слушает звук, потом всё больше ориентируется на тишину, а затем различает тишину в звуке и звук в тишине. Я не знаю прав я или нет, но есть какое-то ощущение, что пустота и заполненость это как бы два состояние одного и того же, что это вообще одно и тоже в своей сути.
Угу, есть такое и в искусстве в тантре. Например, в традиционном индийском танце большое значение имеет не столько движения тела, сколько окружающее пространство. И в живописи, рисунках и архитектуре играют роль не только формы и линии, а то, как "искажается" пространство вокруг. На тишину и "пустое" пространство в обычной жизни мы не обращаем никакого внимания, для нас это нечто, что совершенно вне поля нашего внимания. Благодаря грамотному искусству (не важно, музыка или визуальные искусства) мы начинаем замечать полноту в "пустоте", музыку в тишине. Это тонкий момент, который так "на пальцах", вернее вербально сложно объяснить, хотя почувствовать это намного легче, чем описать.
Записан
Сарвамангалам

Vikram

  • *
  • Сообщений: 317
Re:Йога и творчество
« Ответ #10 : Февраль 18, 2011, 09:12:51 »

Видимо, что мой дуалистичный мозг пока ещё видит разделение между Пурной и Шуньей. Между растворением и сотворением. А ведь Шива и Шакти - одно. И в Паратришике говорится, что нет различий на уровне Ануттарам. Возможно во вселенной всё не так угловато ,как в человеческом уме, особенно европейском.
Записан

даша сура

  • *
  • Сообщений: 33
  • даша сура
Re:Йога и творчество
« Ответ #11 : Февраль 18, 2011, 11:23:50 »

АУМ ! Вдохновенные произведения художника Василия Кандинского  воплощались из внутреннего света .В : "О Духовном в Искусстве"  "Точка и линия в пространстве" и др.  - художник говорит на языке йоги.  www.philologos.narod.ru/kandinsky/kandmain.htm  :115:
Записан

даша сура

  • *
  • Сообщений: 33
  • даша сура
Re:Йога и творчество
« Ответ #12 : Февраль 19, 2011, 13:21:54 »

Видимо, что мой дуалистичный мозг пока ещё видит разделение между Пурной и Шуньей. Между растворением и сотворением. А ведь Шива и Шакти - одно. И в Паратришике говорится, что нет различий на уровне Ануттарам. Возможно во вселенной всё не так угловато ,как в человеческом уме, особенно европейском.

АУМ ! М.К.Чюрленис был музыкантом , художником , поэтом . Его произведения редчайшие сокровища европейской культуры. " Я полечу в далекие миры , в край вечной красоты , солнца и фантазии ..."    suns     visaginart.nm.ru/DR/ciu.htm                           
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268
Re:Йога и творчество
« Ответ #13 : Февраль 23, 2011, 18:00:18 »

Adesh!Джай Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Благодарю  Вас за интерес к этой теме!Индийское искусство принципиально отличается от современного европейского тем,что там сохранилась традиция,в агамах существует специальный радел посвщённый изобразительному искусству.Хочу обратить Ваше внимание на современного художника Bhanwar lal Girdhari lal Sharma. Говорят ,что он перед работой медитирует на дхьяна-шлоку,и только получив даршан божества,приступает к живописи.
Записан

даша сура

  • *
  • Сообщений: 33
  • даша сура
Re:Йога и творчество
« Ответ #14 : Февраль 24, 2011, 16:53:38 »

Adesh!Джай Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Благодарю  Вас за интерес к этой теме!Индийское искусство принципиально отличается от современного европейского тем,что там сохранилась традиция,в агамах существует специальный радел посвщённый изобразительному искусству.Хочу обратить Ваше внимание на современного художника Bhanwar lal Girdhari lal Sharma. Говорят ,что он перед работой медитирует на дхьяна-шлоку,и только получив даршан божества,приступает к живописи.
АУМ ! ГАНЕША   :115:  Думаю , вы заблуждаетесь . На Западе  существует глубокая Традиция . Когда будет вдохновение постараюсь рассказать . Традиция эта исходит из Света Божественной Любви . :17:
Записан