Наверное в соответствии с учением натхов такое состояние ума так и называется.
Веданта очень разная, но, как бы там ни было, то, чему учат в тех или иных ее Сампрадаях, можно понять не со слов представителей других школ или ученых, а только когда сам глубоко погрузишься в их практику.
Цель натхов – это абсолютная пустота, которая является корнем всего бытия. Натхи оставляют все цепляния за все относительное, но перед этим есть подготовка, по принципу: прежде чем оставить все, нужно научиться пользоваться наиболее эффективными инструментами в виде различных упай, которые рассматриваются как священные.
Что касается использования мантр, то они являются тонким телом Божества; в конечном счете, мантры все ведут к опыту анахата-нады (звука, не порожденного двойственностью). Через анахата-наду раскрывается Атман и пустота, обретается Паравайрагья (полное оставление всего относительного). В данном случае мантра выводит сознание на такой уровень. Что касается сна в его физическом и тонком состоянии, а также других инстинктов, то мантра, переходя в ее йогический уровень практики, помогает развить такой уровень контроля. Все инстинкты, такие как сон (свапна), питание, секс, дыхание, работа всех индрий, все связаны друг с другом, и часто полноценный контроль одного приводит к контролю другого. Но натхи это делают с иной трактовкой, они входят в причину всех этих элементов человеческой сущности, т.е. Атман, и как бы «сверху» манипулируют элементами. Правда, большинство людей натхизм воспринимают наоборот. Я прямо скажу, большинство людей тянется именно к форме и относительному, хотят все форменное «упрочнить» в своем сознании, в том числе и все то, что как-то связано с йогической практикой. В результате этого цепляния часто происходит окунание во многие иллюзии. Поэтому натхизм идет, скорее, через отрицание, отрицание – хорошая уловка, как предохраняющий элемент. Конечно, мы не считаем, что мир – полностью иллюзия, но и верить в то, что иллюзий нет и что все мы «совершенные, недвойственные авадхуты», – тоже опасная формулировка. С ней можно обмануть людей или себя, но только не Бога и не природу. Я видел реализованных Садгуру в Шривидье и неварском тантризме, и хотя это каулические линии, ориентированные на недвойственность, даже эти Гуру мне говорили, что адвайта зачастую просто теоретический ориентир. В реальной же жизни, мы имеем много самых разных явлений, к которым не может быть слишком простого отношения. Мы можем иметь много невидимых друзей и врагов, в том плане, что Вселенная наполнена самыми разными силами. И конечно, мы можем сказать, что все для нас добро, что все божественно, потому что так говорят Агамы, поэтому надо быть открытыми для всего, но это все теория. Что мы будем чувствовать, если нас на самом деле посетят какие-нибудь пишачи и начнут нас разрушать, мы не можем сказать, пока этого не произошло. Может, на тот момент такой человек и не вспомнит про то, что он раньше читал в Агамах о недвойственности, или того, что обещал публично, или то, что учил других этому. По этой причине, неслучайно в стольких садханах существуют методы подготовки в виде разных шоддхан, ракшака-мантр, кавач и т.д. Теория – это теория, а жизнь и практика – это уже другое.