Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Основы Натха Сампрадаи  (Прочитано 17048 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

xvegankedx

  • *
  • Сообщений: 2
Основы Натха Сампрадаи
« : Январь 20, 2007, 05:37:09 »

Намасте!
Многое известно , многое неизвестно в части конкретной тантрической практики  . Хотелось бы узнать основные различия между теми тантрическими школами, бытующими в данное время и тем , что "предлагает " школа Шри Матсьендранатха , к которому отношусь с большим уважением и почитанием . Очень интересно мнение Учителя "Натха-Сампрадайи" к "АТС" - Ананда Трика Самарасья .
С уважением.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Основы Натха Сампрадаи
« Ответ #1 : Январь 24, 2007, 12:41:19 »

Сапрема намаскара!
Это большой вопрос, потому что он связан с историей этих традиций. Основное различие в том, что все Каула-сампрадайи ориентируются на тантру, а натхи - на йогу, первые ориентированы на пурнату, а  вторые на шуньяту, Алакх ниранджан и т.п. Если внимательно изучить историю натха-сампрадайи, мы можем увидеть, что многие нынешние крупные религиозные традиции на раннем этапе своего существования так или иначе были связаны с натхами, но постепенно, они подверглись реформации, какие-то линии преемственности были прерваны по тем или иным причинам, чего не скажешь про натхов. Имена многих известных натховских Гуру встречаются в буддизме,  джайнизме, а некоторые имена тиртханкаров полностью соответствуют именам натховских Учителей, что собственно так и было до Гуру Махавиры. Аналогичным образом дело обстоит с шайва-сиддхантой: эта школа попала в Тамилнаду из Кашмира, раньше она была связана с натхами, после чего в ней произошло множество трансформаций, традиция Крамы, восходящая к махасиддхе Ватуланатхе, идет от Матсьендранатха, который являлся Гуру известного Абхинава Гупты. Время меняет многое и натхи это прекрасно понимали ещё в те времена. Учителя нашей  традиции стали растворяться в разных религиозных течениях. Например, если упомянуть имя Джнянешвара, многие не соотнесут его с натхами, а скорее с основателем вайшнавской секты варкхари и подобных историй можно найти немало. В начале второго тысячелетия, в натха сампрадайе появились 12 пантхов, которые, несмотря на разные акценты в садхане, объединяет приверженность йогическому пути. В натха-сампрадайе до сих пор существует передача двух основных дикш, при этом оба дикша-гуру могут быть из разных пантхов. Соответственно, между этими независимыми на вид пантхами создаётся некая родственная взаимосвязь. Кстати, нынешние многочисленные преподаватели «йоги» не знают этих значимых тонкостей,  поэтому от них можно услышать такое: «какой смысл в этих свисточках на нитках и кундалах»? Что собственно демонстрирует их полное невежество и непонимание пути йоги, в их понимании йогой является “завязывание в бараний рог” и счёт дыхания во время “нюхания пальцев”.  Это заблуждение, они стали назвать йогой. Но йога не заключается  в практиках, которых может быть великое множество, по крайней мере они не являются её основной частью. Сначала необходимо четко понимать цели, которые ставит перед собой йога как духовная система, а уже далее происходит подбор практик для достижения этих целей. Однако многие нынешние популяризаторы йоги думают, что вся йога заключается в техниках, но техники - это вспомогательные средства. Вы берёте спичку и зажигаете свечу, цель - горящая свеча, но огонь одинаков и в горящей спичке и в свече, так и Высшая Реальность - присутствует везде, то, насколько мы её воспринимаем, зависит от того, каким является состояние нашего сознания, при этом неважно, какую ты делаешь практику, важно то, что происходит с тобой.

Совсем недавно похожий вопрос моему Гуру джи задавал мой ученик, одна ли это традиция Пратьябхиджня и Натха? Гуру Дев сказал что одна, путь натха ближе к распознаванию, а не к трансформации. Можно привести такой пример: Вам нужно из Дели прилететь в Москву, Вы можете купить дорогой билет на прямой рейс или с пересадкой, но дешевый. Более того, Вы можете лететь таким маршрутом – сначала в Арабские Эмираты, оттуда в Турцию, из Турции в Грецию, из Греции в Москву. Если Вы любите разнообразие и чувствуете, что Вам это интересно, то это путешествие также можно назвать путешествием из Дели в Москву, несмотря на то, что оно более длительное. Йога - это прямой путь к цели, цель - достижение состояния духовного освобождения в этой жизни, самарасья. Цель одинакова как в КШ, так и у Натхов, но практики разные. Ещё одно радикальное и достаточно весомое отличие этих двух систем в том, что традиция натхов представляет собой большой религиозный орден, который существовал на протяжении многих веков, соответственно, принципы садханы в традиции постоянно совершенствовались. Они являются квинтесенцией практически всех духовных систем, существующих в Индии. У натхов большое значение имеет Гуру-йога, а также почитание основных мастеров в ордене, которыми являются Нава-натхи. Каждый из этих великих Натха-йоги считается ключом к той или иной духовной энергии, сварупой того или иного Божества, они связаны с наваграхами, сторонами света и т.д. У натхов существуют храмы и четко выстроенная ритуальная практика. Ритуалы натхов объединяют в себе тантрические и вайдика. С КШ ситуация иная, осталась тексты традиции, которые могут понять на уровне глубокой философии только определённый круг ученых и всё. Если брать мировоззренческую и прикладную часть КШ, о которых мы сейчас можем судить по текстам, то можно смело сказать, что она в своё время сыграла существенную роль в формировании натха-сампрадайи, но весьма глупо полагать, что линия Горакшанатха является некоей упадхармой от Каулов, как это преподносят некоторые доморощенные каулы. Подобные суждения о натхах - несостоятельны, хотя бы по той причине, что  по сей день существует немало натхов садху, которые практикуют тантру, сразу напрашивается вопрос: «Неужели за такой период времени натхи не смогли взять самое лучшее из тантры, если они на неё опирались?» Если традиция не прерывалась и совершенствовала то лучшее, что в ней изначально было, следовательно это лучшее станет более совершенным. Не подумайте, что я стремлюсь преувеличивать положительные и скрыть отрицательные стороны натха-сампрадайи, каждый в ней может найти то, что соответствует его духовному уровню, не больше и не меньше. Кашмирская кула на данный момент сохранилась на уровне философской системы, причём именно системы, а что касается натхов, они не выстраивали рафинированной, эстетической философской системы. Любая философская теория, какой бы она ни была на вид прекрасной, может стать как помощью так и препятствием на пути  к Богу. Нужно учитывать ещё и то, что каулизм далеко не ограничен КШ, некоторые каула-сампрадайи с парампарической преемственностью существуют и по сей день, например Шри Кула, так что не всё так запущено как кажется.   

В Трике, Абхинава Гупта подвергает критике практики ведизма. Что касается линии Горакшанатха, она в себе сочетает и тантрическую и вайдика-садхану. В Трике или в Куле явный перевес в сторону тантры, ведизм, йога, вайшнавизм и др. рассматриваются как более низшие учения, по отношению к КШ. Если Вы возьмете сиддха-сиддханта-паддхати Горакшанатха, то увидите, что перечисляя возможные религиозные направления, он говорит о том, что является их истинной сущностью «сварупой», он  рассматривает  эти школы как соответствующие пути йоги, в самой их основе. Он эти традиции связывает со своим учением и говорит о том как правильно использовать их методы в его линии. Он не предлагает игнорировать их, а скорее их правильное применение. В Индии можно встретить натхов, практикующих садхану шайвов, шактов, вайшнавов, агхори и т.д. Традиция натхов в отличие от КШ, плотно прижилась во всех штатах Индии, в самых разных видах, но при этом она придерживается основной части доктрины натхов. Что же касается КШ, то он похож на воздушный шар, привязанный веревкой к земле, высоко парящий где-то над землей, он вроде бы виден, но до него сложно дотянуться. КШ слабо проявлен в среде индийских садху. По крайней мере, мне не довелось встретить ни одного парампарического Гуру КШ в Индии. Может быть я плохо искал и у кого-то поиск будет результативным, я буду только рад этому. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Основы Натха Сампрадаи
« Ответ #2 : Февраль 19, 2007, 14:14:05 »

Аим Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Скажите, пожалуйста, правильно ли было сказать, что любое внешнее проявление проявленного мира содержит в себе непроявленную противоположность? Если исходить из того, что Пустота всеобъемлюща, что он включает в себя Полноту с ее противоположностями, то как постигается состояние Пустоты? Через Полноту? Или это зависит от задатков, опыта, практик, Милости Гуру? Можно ли прикоснуться к этому состоянию хотя бы частично? Чтобы знать направление? Возможно ли это? Или сначала реализуется Это, а затем То? Возможно ли соприкоснуться посредством размышления об этом и т.д.?
Адеш!
С ув. Алламанатх
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Основы Натха Сампрадаи
« Ответ #3 : Февраль 26, 2007, 10:42:26 »

Адеш!
Спасибо за вопрос, Алламанатха!
Да, всё проявленное содержит в себе непроявленное, и наоборот. Через практику отстраненности «тьяги», разотождествления, вайрагьи мы приходим к состоянию единства пустоты «шуньята» и полноты «пурната». Пустота содержит в себе всё, поэтому для натха она является основной категорией. Шуньята - это бинду, из которой развивается любая форма, любое проявление есть кула и все объекты взаимоотражают друг друга, они все в состоянии взаимосвязи или йоги. Это естественно для любого феномена, поэтому одухотворённость изначально свойственна всему проявленному. Такое состояние естественно, поэтому его называют «пракрита» или «сахаджа». Простая джива, будучи «пашу», не осознавая своего тождества со сверхдушой, не может быть «пати» или натхом. Даже правильнее сказать, что может, но только в какой-то степени, т.е ты являешься натхом относительно того, от чего ты отрешен. Кто такой натх? Тот кто вышел на более запредельное состояние, поэтому, он способен видеть все таттвы, и таттванусандхана происходит естественным образом, он получает чистое знание и силу. Путь достижения этого трансцендентного состояния есть йога-садхана, и, в зависимости от состояния ученика, Гуру выбирает соответствующий метод йоги.  В разных религиях и духовных традициях Индии существует разное объяснение таттв и методов, которые с ними связаны. Если просмотреть тексты натхов, то можно заметить много внешних противоречий, но таковые существуют только для людей, которые не понимают само мировоззрение натхов. Цель и мировоззрение играют для практики основную роль. Так как видов йоги, йога-садхан, «анг» может быть сколько угодно, то в них можно просто напросто запутаться, не зная того, что в них является самым основным. Поэтому первое, что необходимо, это Гуру, садху-сангха и следование упадешам которые даёт Гуру.
« Последнее редактирование: Февраль 26, 2007, 12:46:55 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Основы Натха Сампрадаи
« Ответ #4 : Февраль 26, 2007, 23:48:23 »

Джая Шива Горакшайоги! Джая Гуру джи!
Спасибо за ответ.
Часть его пришла почти сразу после вопроса в рамках моего понимания. Адеш! Ваш ответ - это больше благословение!
Адеш.
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Основы Натха Сампрадаи
« Ответ #5 : Февраль 28, 2007, 14:32:35 »

Джая Шива Горакшайоги! Джая Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж! Скажите, пожалуйста, если можно
это объяснить, в чем заключаются принципы достижения Атма джняны, если они есть? Вы, кажется упоминали, что Натхи стремятся сочетать  путь Правритти и Нивритти. Возможно ли  вкратце описать этот принцип? Возможно ли такое движение для начинаюших практиков?
Заранее спасибо.
Адеш!
Записан

Авинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 95
Re: Основы Натха Сампрадаи
« Ответ #6 : Октябрь 10, 2010, 18:20:43 »

Адеш!

Комментарий от меня - в проповедях гаудия-вайшнавов звучало, что они рассматривают Грихастха-ашрам тоже как ашрам, предназначенный для достижения Высшей цели - мокши. Т.е. садхаки, которые не могут по каким-либо причинам полностью встать на путь полного отречения, становятся грихастхами, и их задача в этот период жизни - постепенное развитие вайрагьи, изживание имеющихся привязанностей, "программ", такая постепенная подготовка к санньясе. Т.е. они подчеркивают, что семейная жизнь - не для удовлетворения разгула инстинктов, а часть садханы с конкретными предписаниями.

Было бы интересно узнать как практически это (совмещение пути Правритти и Нивритти) осуществляется у натхов. Может не только в контексте семейной жизни, а шире. Хотя такое совмещение - как вид отсрочки по "инвалидности", вряд ли на него стоит ориентироваться.

Интересно мнение Гуруджи на этот счет.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Основы Натха Сампрадаи
« Ответ #7 : Октябрь 12, 2010, 15:25:27 »

Было бы интересно узнать как практически это (совмещение пути Правритти и Нивритти)осуществляется у натхов. Может не только в контексте семейной жизни а шире. Хотя такое совмещение - как вид отсрочки по "инвалидности", вряд ли на него стоит ориентироваться.

Натхи - вне Правритти и Нивритти, они больше придерживаются их равновесия. Обычная стандартная санньяса - это Нивритти, как, например, Дандины из Дашанами (линии Шанкарачарьи). Пример Правритти - традиционный Ведизм. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Основы Натха Сампрадаи
« Ответ #8 : Декабрь 20, 2010, 10:37:27 »

    Адеш,Гуру джи!
 Сакральный смысл действий и методов йогической садханы в значительной степени формирует и определяет богосознание и  устраняет ограничения.Если возможно ,хотелось бы получить развёрнутый ответ по ангам йоги в контексте сакрализации.
     Спасибо.
« Последнее редактирование: Декабрь 20, 2010, 13:09:31 от крипанатх »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Основы Натха Сампрадаи
« Ответ #9 : Декабрь 21, 2010, 10:18:08 »

Адеш!
Если коротко, то анги - это разделы, содержащие в себе определенные наборы методик йоги, но анги (как части) вряд ли можно рассматривать как нечто раздельное, они все важны. Правда, относительно анг бытует и другое мнение, что основной контекст йоги подразумевает, что они - ступени. Просто натхи не ориентируются только на доктрину двайты или только адвайты, если одним выгодней йогу воспринимать как ступени, а другим именно как анги, то каждый может следовать тому, что у него работает на его нынешнем уровне.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Основы Натха Сампрадаи
« Ответ #10 : Январь 02, 2011, 14:40:35 »

Гуруджи ко Адеш!

Надо сказать, что Натха-сампрадая имеет достаточно большой арсенал садхан. "Натха-сампрадая" (Традиция Натхов) - очень обобщенное понятие; в реальности очень много Гуру и садху, много паддхати с описанием разных методов, которые можно использовать. У нас нет ограничений в методах; главное, чтобы они в совершенном виде применялись. В Традиции есть два основных Божества, вернее, они - ямала: Горакшанатх и Баласундари, все остальные Божества - их аспекты. Аспекты мы почитаем, когда в этом есть необходимость, как камья-садхану, все зависит от того, кому и что нужно. По сути, из шиваитских наиболее влиятельных школ, как говорили мои Гуру, можно выделить две: северная (пратьябхиджня) и южная (вирашайва). Натхи больше связаны с северной, в текстах натхов часто используются те или иные понятия КШ, такие как пракаша, вимарша, спанда, акула, кула, кулакула и т.д. Но, как и любая мистическая традиция, натхизм содержит в себе как экзотерическую часть, так и эзотерическую.

О многом открыто узнать очень сложно, простой человек с улицы вряд ли что-то поймет в индийской натховской среде. Все, что дает сиддхи, те, кто их реализовал, будут держать это в секрете. Они прекрасно понимают, что чаще всего за таким оружием охотятся недостаточно этически и мировоззренчески чистые люди; поэтому, если какие-то мастера реализованные в садхане и есть, то они умело все скрывают. Таким образом, вопрос о том, что могут натхи предоставить, очень непрост. Любой реализованный Гуру предоставить может столько, что этого хватит вполне, другое дело - кому. В Индии, когда ученик приходит к Гуру, он прекрасно понимает, что понятие "мои принципы" надо задвинуть, потому там Гуру может сразу многое открыть. А на Западе это маловероятно, люди нестабильные. Раз "ученики" такие, почему же и Гуру не учить их соответствующим образом. То, что в Индии при наличии нормальных отношений и взаимопонимании может даваться в течение месяца, на Западе это раздается в течение года или нескольких лет, если вообще до этого дело доходит в каких-то немногочисленных случаях. Вся эта ситуация породила много групп людей и много разных потребностей. Это легко только сказать (что многие и делают): внутренняя йога, сушумна, чакры, Кундалини, мудры, бандхи и т.д., - но так или иначе, нет гарантии, что человек не сползет или в физкультуру, или в колдовство, или в состояния "не от мира сего" так, что будет лбом считать все попадающиеся на пути столбы. Т.е. много систем, новые потребности порождают много видов йоги и методик, при этом они какими-то элементами похожи на традиционные, и кто-то во все второстепенное может сильно верить, потому возможности обучения (в традиционном стиле) весьма замедленные. Есть много людей, любителей интеллектуального продукта типа КШ, но у большинства человеческий характер "обезображен интеллектом", и их априорный, нецелостный опыт узурпирует виджняну (постижение). Т.е. существенной трансформации нет, но ограниченное мирское "я" обставляет себя все более и более разными прекрасными теориями. Поэтому вопрос о сравнении учений, с учетом всей атмосферы (а ее нельзя не учитывать), не совсем простой.

И еще, чтобы сравнивать КШ с натхизмом, нужно, чтобы оба направления хорошо были изучены, чтобы на достаточно хорошем уровне темой владели оба собеседника, тогда можно многое разобрать в этих учениях и сделать высоко-практичным. Но дело в том, что и КШ не всегда освещается со всеми основными тонкостями, и натхизм также, по указанным выше и другим причинам. Трика, натхизм, Кали- и Шривидья - это традиции, которые надо глубоко изучать и к этим вещам подходить достаточно глубоко. Мы тут еще многое не обсуждали: таттвы, упаи, виды йоги и т.д. Сложно общаться с дебёлостью сознания, вызванной или мертвым теоретизированием, или, наоборот, "практиками". А те темы, которые мы предполагаем рассмотреть, рассчитаны на людей, гармонично осознающих себя и мир.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Anandabhairavi

  • *
  • Сообщений: 61
Re: Основы Натха Сампрадаи
« Ответ #11 : Январь 02, 2011, 18:33:59 »

Адеш!
Гуруджи, как понять стабильность-нестабильность? Сегодня хочу мокшу, завтра - на гитаре научиться играть, послезавтра опять мокшу, но уже не так сильно и т.д.? Стабильность намерения? Стабильность в эмоциях?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Основы Натха Сампрадаи
« Ответ #12 : Январь 02, 2011, 19:34:48 »

Гуруджи, как понять стабильность-нестабильность? Сегодня хочу мокшу, завтра - на гитаре научиться играть, послезавтра опять мокшу, но уже не так сильно и т.д.? Стабильность намерения? Стабильность в эмоциях?

Cтабильность - это не отсутствие "желания поиграть на гитаре" :05:, а, скорее, когда такое желание приводит к длительному невосприятию всего остального, кроме "желания поиграть на гитаре", приковывает, как наркотик после его долгого употребления. Стабильность - это когда ты всегда можешь отличить главное судьбоносное от "приложения" к нему. Т.е. йоги не ввязываются во второстепенное, именно поэтому второстепенное им помогает постигать вечное, и вечное дает огромный смысл тому, что его делает вечным.   
« Последнее редактирование: Январь 02, 2011, 19:41:05 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Anandabhairavi

  • *
  • Сообщений: 61
Re: Основы Натха Сампрадаи
« Ответ #13 : Январь 03, 2011, 01:00:33 »

Получается, что повседневное нужно мерять вечностью? Каждый шаг? Но для этого нужно чувствовать вечность каждое мгновение в буквальном смысле, без пафоса и поэтизации. Это и есть йога?
Записан

Anandabhairavi

  • *
  • Сообщений: 61
Re: Основы Натха Сампрадаи
« Ответ #14 : Январь 03, 2011, 01:05:33 »

Если так, то "проще" некуда :38:
Записан