Сапрема намаскара!
Это большой вопрос, потому что он связан с историей этих традиций. Основное различие в том, что все Каула-сампрадайи ориентируются на тантру, а натхи - на йогу, первые ориентированы на пурнату, а вторые на шуньяту, Алакх ниранджан и т.п. Если внимательно изучить историю натха-сампрадайи, мы можем увидеть, что многие нынешние крупные религиозные традиции на раннем этапе своего существования так или иначе были связаны с натхами, но постепенно, они подверглись реформации, какие-то линии преемственности были прерваны по тем или иным причинам, чего не скажешь про натхов. Имена многих известных натховских Гуру встречаются в буддизме, джайнизме, а некоторые имена тиртханкаров полностью соответствуют именам натховских Учителей, что собственно так и было до Гуру Махавиры. Аналогичным образом дело обстоит с шайва-сиддхантой: эта школа попала в Тамилнаду из Кашмира, раньше она была связана с натхами, после чего в ней произошло множество трансформаций, традиция Крамы, восходящая к махасиддхе Ватуланатхе, идет от Матсьендранатха, который являлся Гуру известного Абхинава Гупты. Время меняет многое и натхи это прекрасно понимали ещё в те времена. Учителя нашей традиции стали растворяться в разных религиозных течениях. Например, если упомянуть имя Джнянешвара, многие не соотнесут его с натхами, а скорее с основателем вайшнавской секты варкхари и подобных историй можно найти немало. В начале второго тысячелетия, в натха сампрадайе появились 12 пантхов, которые, несмотря на разные акценты в садхане, объединяет приверженность йогическому пути. В натха-сампрадайе до сих пор существует передача двух основных дикш, при этом оба дикша-гуру могут быть из разных пантхов. Соответственно, между этими независимыми на вид пантхами создаётся некая родственная взаимосвязь. Кстати, нынешние многочисленные преподаватели «йоги» не знают этих значимых тонкостей, поэтому от них можно услышать такое: «какой смысл в этих свисточках на нитках и кундалах»? Что собственно демонстрирует их полное невежество и непонимание пути йоги, в их понимании йогой является “завязывание в бараний рог” и счёт дыхания во время “нюхания пальцев”. Это заблуждение, они стали назвать йогой. Но йога не заключается в практиках, которых может быть великое множество, по крайней мере они не являются её основной частью. Сначала необходимо четко понимать цели, которые ставит перед собой йога как духовная система, а уже далее происходит подбор практик для достижения этих целей. Однако многие нынешние популяризаторы йоги думают, что вся йога заключается в техниках, но техники - это вспомогательные средства. Вы берёте спичку и зажигаете свечу, цель - горящая свеча, но огонь одинаков и в горящей спичке и в свече, так и Высшая Реальность - присутствует везде, то, насколько мы её воспринимаем, зависит от того, каким является состояние нашего сознания, при этом неважно, какую ты делаешь практику, важно то, что происходит с тобой.
Совсем недавно похожий вопрос моему Гуру джи задавал мой ученик, одна ли это традиция Пратьябхиджня и Натха? Гуру Дев сказал что одна, путь натха ближе к распознаванию, а не к трансформации. Можно привести такой пример: Вам нужно из Дели прилететь в Москву, Вы можете купить дорогой билет на прямой рейс или с пересадкой, но дешевый. Более того, Вы можете лететь таким маршрутом – сначала в Арабские Эмираты, оттуда в Турцию, из Турции в Грецию, из Греции в Москву. Если Вы любите разнообразие и чувствуете, что Вам это интересно, то это путешествие также можно назвать путешествием из Дели в Москву, несмотря на то, что оно более длительное. Йога - это прямой путь к цели, цель - достижение состояния духовного освобождения в этой жизни, самарасья. Цель одинакова как в КШ, так и у Натхов, но практики разные. Ещё одно радикальное и достаточно весомое отличие этих двух систем в том, что традиция натхов представляет собой большой религиозный орден, который существовал на протяжении многих веков, соответственно, принципы садханы в традиции постоянно совершенствовались. Они являются квинтесенцией практически всех духовных систем, существующих в Индии. У натхов большое значение имеет Гуру-йога, а также почитание основных мастеров в ордене, которыми являются Нава-натхи. Каждый из этих великих Натха-йоги считается ключом к той или иной духовной энергии, сварупой того или иного Божества, они связаны с наваграхами, сторонами света и т.д. У натхов существуют храмы и четко выстроенная ритуальная практика. Ритуалы натхов объединяют в себе тантрические и вайдика. С КШ ситуация иная, осталась тексты традиции, которые могут понять на уровне глубокой философии только определённый круг ученых и всё. Если брать мировоззренческую и прикладную часть КШ, о которых мы сейчас можем судить по текстам, то можно смело сказать, что она в своё время сыграла существенную роль в формировании натха-сампрадайи, но весьма глупо полагать, что линия Горакшанатха является некоей упадхармой от Каулов, как это преподносят некоторые доморощенные каулы. Подобные суждения о натхах - несостоятельны, хотя бы по той причине, что по сей день существует немало натхов садху, которые практикуют тантру, сразу напрашивается вопрос: «Неужели за такой период времени натхи не смогли взять самое лучшее из тантры, если они на неё опирались?» Если традиция не прерывалась и совершенствовала то лучшее, что в ней изначально было, следовательно это лучшее станет более совершенным. Не подумайте, что я стремлюсь преувеличивать положительные и скрыть отрицательные стороны натха-сампрадайи, каждый в ней может найти то, что соответствует его духовному уровню, не больше и не меньше. Кашмирская кула на данный момент сохранилась на уровне философской системы, причём именно системы, а что касается натхов, они не выстраивали рафинированной, эстетической философской системы. Любая философская теория, какой бы она ни была на вид прекрасной, может стать как помощью так и препятствием на пути к Богу. Нужно учитывать ещё и то, что каулизм далеко не ограничен КШ, некоторые каула-сампрадайи с парампарической преемственностью существуют и по сей день, например Шри Кула, так что не всё так запущено как кажется.
В Трике, Абхинава Гупта подвергает критике практики ведизма. Что касается линии Горакшанатха, она в себе сочетает и тантрическую и вайдика-садхану. В Трике или в Куле явный перевес в сторону тантры, ведизм, йога, вайшнавизм и др. рассматриваются как более низшие учения, по отношению к КШ. Если Вы возьмете сиддха-сиддханта-паддхати Горакшанатха, то увидите, что перечисляя возможные религиозные направления, он говорит о том, что является их истинной сущностью «сварупой», он рассматривает эти школы как соответствующие пути йоги, в самой их основе. Он эти традиции связывает со своим учением и говорит о том как правильно использовать их методы в его линии. Он не предлагает игнорировать их, а скорее их правильное применение. В Индии можно встретить натхов, практикующих садхану шайвов, шактов, вайшнавов, агхори и т.д. Традиция натхов в отличие от КШ, плотно прижилась во всех штатах Индии, в самых разных видах, но при этом она придерживается основной части доктрины натхов. Что же касается КШ, то он похож на воздушный шар, привязанный веревкой к земле, высоко парящий где-то над землей, он вроде бы виден, но до него сложно дотянуться. КШ слабо проявлен в среде индийских садху. По крайней мере, мне не довелось встретить ни одного парампарического Гуру КШ в Индии. Может быть я плохо искал и у кого-то поиск будет результативным, я буду только рад этому.