Тема действительно весьма не простая. Нужна новая традиция, но вот вопрос, должна ли быть эта традиция самобытной или перенесенной из другого пусть и родственного социума? Самобытных неоязыческих мы уже имеем, инглинги например, правда они себя заявляют как аутентичную исконную традицию Руси, но суть не в том как они себя позиционируют, а в том как воспринимает их социум. А социум пока весьма скептичен. И не без оснований.
Сам я давно знаком с версией о связи русского язычества и индуистского ведизма. Еще до поездок в Индию об этом слышал от Г. Стаценко и его учеников, что "вся йога вышла из России"
, "где была самая древняя цивилизация ариев – Гиперборея" и т.д., когда-то ориентированная на шаманоподобные культы. Его много тогда критиковали самозваные новоявленные тантрические "гуру" (сами понимаете, 90-е годы в России были непростыми). А потом, как выяснилось, они и сами от него не особо далеко ушли со своими метаниями от одной придуманной ими правде к другой, только непонятно, зачем же надо было себя позиционировать истиной в последней инстанции, а других (по большому счету, таких же, как ты сам) в связи с этим обливать грязью. Видимо, это такая форма героизма и эксклюзива, свойственная России. В общем-то, мне не хочется быть подобным этим людям, поэтому не берусь жестко судить о том, связано ли было славянское язычество с индийским ариями или нет, и насколько сильна была эта связь. То, что она в каком-то виде была, вполне вероятно, но насколько – это тема больших и серьезных исследований. Разве что появятся какие-нибудь махасиддхи с дивья-дришти и смогут заглянуть в прошлое и своими способностями что-то восстановить, если только так
. Но среди русских «махасиддхов», в основном, во многих отношениях неадекватные люди. Так что я не знаю, как и кто собирается это все реставрировать, может, я ошибаюсь и у вас есть иные соображения, тогда поделитесь ими.
Примеров успешного переноса чужой традиции на русскую почву что-то на ум не приходит, даже христианство претерпело серьезные метаморфозы ассимилировав славянское язычество.
Я лично знаю на Западе такие примеры, у меня есть такие коллеги, которые смогли удачно двигать индийские традиции. Пусть внешне где-то что-то и поверхностно выглядит, поверхностности полно и в самой Индии, а мистическая часть любой традиции всегда была прерогативой тех, кто глубоко в теме. Я думаю, что высокий уровень традиций простым людям (коих большинство) сложно понять, потому в мире все закономерно – как в Индии, так и у нас. Все скрытые аспекты практики на виду, а общие – они везде общие.
Все-таки социальные устои имеют огромную инерцию и самозащиту, склонность отторгать все чужеродное.
Я думаю, что СНГ еще сохраняет влияние атмосферы, которой народ жил 70 лет, потом, криминальный бардак, обилие фальсификаций в преподнесении восточных традиций и т.п. Именно это, на мой взгляд, больше всего и отторгает. Раньше коммунисты всех «строили», потом всех стали «строить» христианские политиканы (конечно, речь не про всех христиан), занося в «секты» даже те религии, которые по масштабу крупнее или же древнее их, пытаясь просто-напросто информационно и психически людей сделать "тупым стадом". Сделать людей стадом очень просто, им нужны условия, где они не смогут видеть и знать большее, завязать их сферу интересов только на выживание и материалку. Но сейчас это делать стало уже тяжелее, потому что есть интернет и уже больше людей могут, не выезжая, иметь представления о других традициях в той подаче, которая свойственна самим традициям, а не их искаженным или очерненным формам. Так что шансы сейчас есть.
В пример можно привести ИСККОН который уже более тридцати лет в СНГ, но ни у власти ни у народа особой популярности не снискал, даже несмотря на то что эта традиция специально адаптирована для европейцев.
На Западе меня часто многие путали с кришнаитом, когда видели шафрановую одежду. Я НИ РАЗУ не слышал каких-то хамств, издевок и т.п., хотя и не исключаю, что где-то такое может быть, но в целом мне выражали респект. А в Индии вообще... С Россией не сравнится все это, хотя и в России есть какой-то процент людей, понимающих правила индийской традиции, но их немного. Про СНГ я уже говорил, мое мнение: йог, не способный выйти за пределы влияния местной среды, – не йог, а пашу и т. п. Я за то, чтобы всегда было обилие традиций и школ, уважение ко всем формам традиционных культов, я за такую среду, потому что считаю ее созидательной. Причем никто не говорит, что в СССР или СНГ было все плохо, – и такой опыт надо уважать, но брать из него только в широком смысле эффективное и то, что не препятствует многостороннему развитию человека.
Мне кажется виной тому излишняя привязанность к внешней атрибутике, наши люди ещё боятся тех кто сильно на них не похож.
Если бы эти люди пожили немного в среде, далекой от того, что они считают самым совершенным, то они поняли бы, что они ничем не лучше кришнаитов и прочей экзотики, что это просто форма ограниченности у них, когда надо с кришнаитами бороться, со "страшными сектами", а не со своим тупизмом и зашоренностью. Русские тоже могут где-то казаться экстравагантными: водка, шапка-ушанка, гармошка…..своей беспорядочностью и хаосом, многие даже на эти темы за рубежом придумывают шутки. Русский там может восприниматься не менее забавно, чем, допустим, кришнаит. Или другой пример: недавно беседовал с одним другом брахманом, спрашиваю относительно христианства, так как видел в Индии много храмов христианских. Так он мне отвечает: «А у нас все считают, что если индиец христианин, то, скорее всего, шудрянского происхождения». Хотя сам лично я так не думаю, может быть, частично это так, но христианство в Индии появилось не вчера, и многие там христиане по рождению.
В любом обществе бывают люди невежественные и поверхностные, но, тем не менее, крайне высокого мнения о себе, как следствие их непонимания, они не уважают другие формы традиции. Явные дикости бывают все же чаще там, где люди более затюканные теми, кто всем заправляет. Поэтому мы говорим о духовной практике, а косвенно имеем дело с очень многим, с теми силами, что управляют разными социальными структурами. Вот и получается, что не так легко оно все.
Поэтому на мой взгляд если переносить чужую традицию, то её нужно очень грамотно интегрировать в существующий социум, не пугая народ чрезмерной экстравагантностью, но и не допуская излишнего популизма.
Да, но можно и просто хорошо объяснять, большинство людей умеют свободно и логично мыслить. Если не умеют, жизнь меняется – она научит.
Т.е. перенести суть учения и практики избавившись от бесполезной мишуры, которая в чужеродной среде скорее мешает практике чем способствует.
В общем-то, я тоже так это дело вижу, единственное, относительно «мишуры», надо посмотреть, значит ли она что-то в другой культуре и что именно. Ведь могут быть случаи, когда мишура – вовсе и не мишура, а может что-то серьезное значить, просто нам никто раньше об этом ничего не говорил. Если она что-то значит, но у нас она где-то, как-то экстравагантна, то просто отнестись с пониманием и ознакомиться хотя бы для своего кругозора, что это может означать в другой традиции. А потом, спокойно все изучив, можно подумать, приемлемо ли это где-то и как-то у нас или нет. А не так, чтобы сразу "рубить с плеча". У нас часто любят ну очень-очень, а потом так же очень сильно готовы убить, такая эта простая и широкая русская душа.
В общем есть масса нюансов которые нужно учитывать, если конечно ставить целью полную интеграцию в социум, а не создание изолированной общины, на которую обыватели будут косо поглядывать, а власти пристально приглядывать.
Да, могут быть просто экзотерическая и эзотерическая части системы, как и в любой полноценной традиции. В православии ведь тоже есть свои таинства, то же самое и в йоге, и в любой форме индуизма.