Гуруджи ко Адеш!
Никита, ситуация такова, что о традиционной йоге, в действительности, люди знают очень мало, или не знают ничего вообще, причем те, кто «йогой» занимаются или преподают ее. Я стараюсь убирать эти пробелы, и, конечно, убирать массу налета, который образовывался годами как следствие попыток, пусть где-то и позитивных, например, адаптировать индийский культ под Запад, или же коммерческих тенденций. Чтобы понять, что натхи делают на самом деле, для этого недостаточно просто изучать натхов как таковых. Они ведь, со всей своей традиционностью, живут в традиционной для них и прочих хинду среде, потому нужно и индийскую среду изучать в целом. А это не так и просто.
Почему сложно их продвигать в их полном виде? Я вам приведу всего два самых элементарных примера. Натхи в большинстве своем без особой охоты инициируют женщин. А кто на Западе больше всего ходит на йогу, как не женщины? Это многими вещами обусловлено, в Индии к женщинам отношение очень близкое к тому, как это в мусульманских странах. Хотя в России и на Западе любят поговорить о шактизме, и что женщина там выше мужчины, так это говорят просто, чтобы женщин успокоить или на теме тантры затащить в койку. Я не говорю, что секс – это плохо или хорошо, ради Бога, пусть занимаются, чем хотят. Но об Индии незачем выдумывать мифы или раздувать то, что там существует процентов на пять, вместо пятидесяти. Посмотрите, кто в Индии в основном Гуру в тех же самых шактийских линиях, женщины или мужчины. И вы увидите, что женщины если и есть, то их по сравнению с мужчинами очень мало. Это патриархальная страна, что бы там кто ни говорил. Похоже на миф о том, что там брахманы предпочитают говорить на санскрите вместо хинди. Это все понты русских балаболов, выдающих свои предпочтения на все за 100% объективные. Так вот, если эту патриархальную йогу двигать на Запад, у нее, поверьте, будет много недоброжелателей, как среди женщин, так и среди преподавателей, которые от таких идей могут потерять посещаемость и, следовательно, деньги.
Второе, большинство йогов в аутентичном виде – это садху, и они – та самая категория, которая от понятия "семья", как часть государства, отрекаются. Потому что надо зарабатывать деньги и ишачить на то, чтобы прокормить детей и выполнять прочие обязанности. Садху обычно не приветствуют принцип семьи. А для Запада семья и бизнес – это чуть ли не самое святое, что есть у человека.
Уже только этого достаточно для того, чтобы в аутентичном виде было традицию очень нелегко двигать на Западе. Что касается меня, я считаю полезным честно все описать, как оно есть, и пусть у каждого будет шанс выбрать то, к чему он готов и к чему лежит душа.
На самом деле, Запад и семейную-то жизнь в ее индийском виде не сможет копировать. Я помню, у меня при первой встрече с моим неварским Гуруджи была очень долгая беседа, в течение месяца по несколько часов каждый день. У них заведено, чтобы была жена, был сын и чтобы ему можно было передать все знания и Традицию по родовой линии. Но благо, Гурудев жил достаточно долго в Америке и Англии и он понимает, что на Западе невозможно воспитывать детей так же, как и в Непале, в неварском обществе. Потому я его смог убедить, в конечном счете, что сыном может быть и просто преемник, ученик, и не обязательно это сын по родословной линии. Там Раджападхьяя может посвящать представителей других кланов, в общем, есть обходные пути. Хотя, знаете, в Индии у моего шривидьевского Гуру – два сына, он известный Гуру во всей Индии, и его книгам нет цены, знания, на мой взгляд, лучшие из всех, что я по Шривидье видел. Но при всем том, что он посвятил немало учеников, не посвятил своих сыновей, говорит, что они не тянут на то, чтобы быть учениками. Что, кстати, только подтверждает тот факт, что физическая близость и родственная – не всегда означают близость духовную и близость на уровне реализации. Такая вот интересная штука жизнь. Так что у нас есть много примеров и пищи для ума о том, как нам двигать традицию в русской, европейской, американской и прочих средах. Первое, что надо делать, на мой взгляд, это устранять застои в представлениях о йоге, как на Западе, так и в Индии, тогда больше людей смогут глубже понимать сущностные ориентиры и настоящую практику йоги. Без этого люди просто погрязнут в спорах второстепенной важности на тему йоги. Не то чтобы не нужно обсуждать, например, физиологическую сторону йоги, гимнастическую, просто надо как следует отдавать себе отчет в том, что она – ДАЛЕКО не все, и что является остальным в йоге, вот об этом надо иметь также немалые представления. Если вы придете к стандартным садху и спросите у них: "А не практикуется ли тут парная йога, йога для женщин, йога для детей, йога для стариков, йога для беременных или для беременности, йога в офисе, йога на велосипеде и т.д.", - то очень велик шанс того, что они просто не поймут, о чем вы говорите. Настоящие садху далеки от всего этого, равно как и все перечисленные не поймут, нафига йогу надо посыпаться бхабхутом и при этом спать только на земле, не пользоваться горячей водой, не принимать пищу с огня и т.д. Впрочем, они постепенно идут к такого рода образу жизни в форме тапасьи. И конечно, это тема громадная, тем, кто хочет понять йогу и выбрать, каким путем ему двигаться, как минимум нужно о йоге иметь самые разные представления, даже такие, которые с первого взгляда кому-то могут показаться совершенно ненужными. Все нужно в этом мире.