Джанеу переводится как «священная нить». Нить, которая соединяет ваш духовный план с Гуру, с Божеством (Божествами) Традиции. Джанеу, или яджнопавита в брахманизме – это инструмент, который вы всегда на себе носите и не снимаете его до тех пор, пока нить не порвется, джанеу становится частью вашего тонкого тела. Джанеу при разных ритуалах в разных традициях может менять свое расположение на уровне тела. В некоторых традициях его можно снимать, а в некоторых нет. Собственно говоря, наша жизнь – это действия (карма), когда мы проявляемся как-то вовне; раздел индуистской религиозной практики, связанный с действиями на уровне ритуала, называется карма-канда. Но есть также и внутренние практики, дхьяны, в самых разных вариациях. Так как внешняя активность и внутренняя, духовная, связаны между собой, то джанеу – это своего рода символ, и также реальный проводник такого обмена внутренними и внешними реалиями. Для джанеу есть свои мантры, свои мудры и положения тела, когда оно используется в ритуалах, в практиках мантр.
Но есть еще такая джанеу, как бхайрава-матанга, или мекхала. Она обматывается вокруг пояса, для этой джанеу есть своя мантра. Когда вы качественно практикуете мантру, то ваше сознание может выйти за пределы вашего привычно осознаваемого физического пространства, и вы в самадхи можете войти даже от совершенной джапы. Чтобы тело могло расслабиться и сознание не отвлекалось, йоги иногда используют разные приспособления, типа кубари (подставочка для руки), например, при джапе или пранаяме, мекхала – для поддержания тела в прямом положении и т.д. Конечно, в этом есть и другой уровень, тонкий, так как физическое тело связано с тонким. Но обычно эти вещи мало кто объясняет, потому что их передают только адептам с серьезными намерениями.
У натхов вообще много всего такого, что понимаешь только по прошествии многих лет пребывания в Сампрадае. Например, обряд прорезания ушей: те, кто имеют в традиции, например, аугхарское посвящение, просто знают, что это – йоги с респектом в Сампрадае, по сравнению с другими уровнями посвященных. Те, кто получили просто дикшу такую, знают, какой она дает эффект, разумеется, если Гуру им все передавал по правилам, а не формально. Те, кому дали право передавать эту дикшу вместе со специальным ножом для ритуала и объяснили значение всех действий, уже понимают все тонкие процессы намного больше (вернее, полностью), по сравнению с остальными. Для простых же людей вне Сампрадаи ношение кундал ничего не значит, процессы прорезания (Чира) для них – то же самое, что пирсинг в салоне красоты, и не более того. Они, как ни странно, скорее, увидят более глобальный смысл в какой-нибудь бикрам-йоге или виньясе, чем в Чира-дикше. С джанеу – то же самое.
Нам вообще сложно это все понять, потому что родились в другой среде, не кастовой, не знаем ничего про их уклад жизни, от рождения до самой смерти. Для хинду все их практики не расходятся со всем тем, в чем они реально живут, потому для них и идея о полном предании себя пути, Гуру и т.п. - это нормальное естественное явление. С учетом того, чем они живут в их обычной общерелигиозной среде, практики вамачары, агхоры, йоги, носят очень широкий и глубокий смысл, они многозначительны для них, играют какую-то свою уникальную роль в общей гамме всех аспектов духовной и социальной жизни.
Надеюсь, я не очень сложно изложил то, как я увидел индуизм, исходя их своего опыта.