Адеш!
Книги Говиндана не стоит понимать слишком буквально, я точно знаю, что кое-где в своих историях про бессмертного Бабаджи и др., он не мало сочинил. Один из моих хороших друзей, который неплохо разбирается в индуизме, встречался с учителем Говиндана Йоги Рамайяхом, так вот он ему рассказал совершенно противоположные вещи о даршанах связанных с «Бессмертным аватаром бабаджи», это на все 100% не соответствует тому, о чем пишет Говиндан. Думаю его версия о том, что сиддха Боганатар был Лао-цзы - так же является не достаточно обоснованной. Даже если тамильские сиддхи или буддисты могли каким-то образом оказать своё влияние на психофизические и религиозные системы Китая, то они явно это был не ци-гун. Йогические практики туда могли попасть вместе с буддизмом. Если же рассматривать относительно цигун традицию йоги сиддхов и натхов, то нам необходимо сначало разобратся в том, что же такое йога на самом деле. Я уверен, что многие, кто занимается в различных «йога-школах» ориентированных на оздоровление тела, считают что пранаяма это глубокое полное дыхание, которое начинается с дыхания животом. Для йога-терапии это может быть и так, но для йога-садху - нет. Йог садху качество пранаямы определяет по совсем другим критериям, например по длинне потока вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, тоже касается и асан, далеко не все, из того что преподается в массовых школах, является асаной как таковой. В йоге не малую роль играет упасана, она собственно начинается уже в Нияме, если рассматривать популярную аштанга-йогу. Я думаю, что и цигун можно по-разному рассматривать, относительно тех духовных традиций, в которых он существует в Китае. В своё время, я так же пробовал практиковать китайские системы, а сейчас есть возможность соприкаснутся с корейскими системами, в которых есть очень схожие элементы с ци-гун и йогой. Я пришел к такому выводу, что если йогу рассматривать как традиционую школу натхов и сиддхов, то она очень близка к даосским практикам. Почему? Потому что обе системы, рассматривают человека не только как социальное явление, но и как существо тождественное с природой, макрокосмом. Здесь мировоззрение даосов и натха сиддха-йоги, в основе схожи. Было бы не плохо, если бы здесь писали люди, которые так же относятся не только к индуистским, но и другим традиционым системам, тогда можно больше получить адекватной информации. Собственно, на форуме существуют соответствующие для этого разделы. Здесь могут общаться все те, кто глубоко изучает и практикует традиционные системы. Мне, от одного моего знакомого, долго практиковавшего цигун и йогу, изучавшего восточные системы, было интересно узнать о том, что джайны практикуют дыхание животом и что Будда, до своего просветления учился в одной из джайнских школ. Соответственно, эта дыхательная техника вместе с буддизмом могла мигрировать в Китай. Конечно хотелось бы подробней рассмотреть какого рода дыхательные практики есть в буддизме, для подтверждения истинности такого предположения. Когда есть адекватная информация от экспертов в той или иной системе, то многие вещи начинают лучше проясняться, соответственно легче понять, как один вид традиционной практики может быть связан с другой системой.
Нужно учитывать и то, что стать мастером во всём сложно или вовсе невозможно, поэтому лучше всё-таки выбрать что-то одно основное.