Шри Горакшанатхджи ко Адеш!
Срошу ка я лучше что то дельное. Вот недавно прочитал книгу в переводе Махараджа Матсиендранатха, Сиддха Сидханта пдхати вроде как. Там опублекованны тексты натхов ранее не переводившиеся на Русский язык. Очень многое понятно, вот только у меня вопрос, об асане есть только упоминание и несколько конкретных практик, но в целом тишина, также дела обстоят с ямой и ниямой, как будто практики секретные. Во и у Патанджали та же история. То ли дело прадипика Сватмарамы, там все вроде описано, но тоже чего то не хватает. Сватмарама к какой традиции относился?
Сватмарама относился к нашей Традиции Натхов, как и Гхеранда. Что касается "секретности" практик, они все могут рассматриваться таковыми, потому что любой аспект йогической садханы – это система, в которой каждый элемент зависит друг от друга, независимо от того, на какой уровень его ставит тот или иной Учитель. Иногда бывает так, что если убрать из всего механизма хотя бы одну незначительную деталь (таковой ее может увидеть непрофессионал), и вся система может выйти из строя, и ее главное предназначение может быть сведено на нет. Поэтому, когда в традиционном стиле обучения, как правило, Гуру постепенно отбирают учеников, которых они будут обучать всему основному, все направлено на высокие цели йоги, и потому это является священным. Чтобы любой Гуру начал кого-то полноценно учить, нужно, чтобы как для него, так и для ученика стало очевидным, что ученик пришел навсегда к Учителю (Йогической Сампрадае) и обратной дороги у него нет, есть только путь полной самоотдачи. А так как это бывает не частым явлением в этом мире, то надеяться на то, что все аспекты практики могут быть только в книгах, пусть это и священные тексты (и они во многом полезны), не стоит, важны не только тексты сами по себе, а то, как их трактует ваш Гуру, который вас лично знает.
Йога – это система надконцептуальная, и, чтобы в ней реально разобраться, самый эффективный путь, который проверили натхи на протяжении долгого времени, – это следовать их основным ориентирам, которые в Традиции Натхов называют "санскарами" (посвящения, очищения), она также подразумевают совершенный стиль жизни (садачара). Садачара – это и то, что требует от практика искреннего самопожертвования во имя высших идеалов йогического пути. Все остальное (разные асаны, пранаямы, мудры, формы дхьяны и т.д.) для традиционной йоги является вспомогательными элементами, с которыми аутентичные Гуру могут обращаться гибко, в зависимости от места, времени, психофизических особенностей того или иного ученика.
Зная это, вам станет понятно, почему тексты почти всегда написаны, казалось бы, в виде, "не предназначенном для удобного практического пользования". То, что практично для одного, может быть не практичным для другого. Невозможно написать практичный текст для всех людей так, чтобы он был больше, чем многозначительные абстракции, подходя при этом каждому. И хорошо еще, если их хотя бы воспринимают, как содержащие глубокий смысл: среди "практикующих йогу" даже такие тенденции прослеживаются редко.