Намаскар!
А теперь несколько слов непосредственно о паньчамрите и абхишеке. Пураны утверждают следующее:
“Alankarapriyo vishnuh, abhishekapriyah shivah” — “Господь Вишну наслаждается аланкарой (красивой одеждой, изысканными украше-ниями и т.д.), Господь же Шива — абхишекой”.
А вот что пишет по этому поводу Свами Шивананда: "Возлияние на лингам воды, молока, гхи, простокваши, меда, кокосового молока — панчамриты называется абхишекой. Абхишека совершается для Господа Шивы. В это время поется Рудри. Абхишека склоняет Господа к милости.
Господь Шива выпил яд, появившийся из океана, и с тех пор Он носит Гангу и полумесяц на Своей голове, чтобы охладить ее. Его третий глаз пылает гневом. Постоянная абхишека охлаждает этот гнев.
Наивеличайшая, наивысочайшая абхишека есть возлияние вод чистой любви на Атмалингу лотоса, находящегося в сердце. Внешняя абхишека, совершаемая с помощью различных предметов, способствует росту восхищения и привязанности к Господу Шиве и постепенно приводит к внутренней абхишеке, когда любовь изливается чистым и обильным потоком.
Во время абхишеки в определенном ритме и последовательности поются Рудри, Пурушасукта, Чамака, Махамритйунджайа-джапа и т. д. Понедельник считается важным днем для поклонения Господу Шиве, а тринадцатый день (прадоша) — особенно священным. В эти дни преданные Шивы совершают особенную пуджу и абхишеку с Экадаша-Рудри, Арчаной, праздничным освещением, предлагая обильный прасад.
Во время Экадаша-Рудри абхишеки с каждым новым Рудри совершается новое возлияние. Для этого употребляются вода Ганги, молоко, гхи, мед, розовая вода, кокосовое молоко, сандаловая паста, Панчамрита, благовонное масло, сок сахарного тростника и лимонный сок. После каждой абхишеки на голову образа Шивы возливается чистая вода. Вода или любые другие возлияния, употребленные во время абхишеки, считаются священными и наделяют бесчисленными благами преданных, которые употребляют их как прасад Господа. Он очищает сердце и уничтожает бесчисленные грехи. Его следует принимать с сильной бхавой и верой.
Когда вы совершаете абхишеку с бхавой и преданностью, ваш ум сосредоточен. Образ Господа и божественные помыслы наполняют ваше сердце. Вы забываете о вашем теле, обо всем, что связано с ним и окружает его. Эгоизм постепенно исчезает. Забывая обо всем, вы постепенно узнаете ощущение вечного блаженства Господа Шивы и радуетесь этому. Повторение Рудри или ‘Ом намах Шивайа’ очищает ум и наполняет его саттвой.
Если вы совершаете абхишеку с Рудрипатхой для человека, страдающего какой-либо болезнью, он скоро исцелится. Абхишека исцеляет неизлечимые болезни. Совершение абхишеки приносит здоровье, богатство, процветание, потомство и пр. Наиболее благостна абхишека, совершаемая в понедельник.
Предлагая Господу панчамриту, мед, молоко и другие возлияния, вы все меньше помышляете о своем теле. Постепенно ослабевает себялюбие. Безграничная радость охватывает вас. Вы начинаете копить сокровище ваше в Господе. Отсюда возникают самопожертвование и самоотдача. “Я принадлежу Тебе, Господи. Все принадлежит Тебе, Господи” — эти слова естественно исходят из глубины вашего сердца.
В Южной Индии охотник Каннаппа Найанар, великий преданный Господа Шивы, совершил абхишеку, возливая воду изо рта на лингам в храме в Калахасти, и Господь Шива был весьма удовлетворен. Господа Шиву всегда радует чистая преданность. Важна не пышная видимость, а бхава в вашем сознании. “Вода изо рта Каннаппы, преданного, возлюбленного мной, чище, чем воды Ганги”, — так сказал тогда Господь Шива жрецу этого храма.
Преданный должен регулярно совершать абхишеку Господу. Он должен наизусть знать Рудри и Чамакам. Наиболее сильна и действенна Экадаша Рудри. В северной Индии все мужчины и женщины обильно возливают воду на образ Шивы. Это дает благие результаты и способствует исполнению желаний. Весьма эффективно совершение абхишеки во время Шиваратри.
Произносите Рудрипатху, где описывается слава Господа Шивы и Его проявления во всех живых существах, во всем одушевленном и неодушевленном! Совершайте абхишеку ежедневно и так достигните милости Господа Шивы! Господь Вишванатха да благословит всех вас!
ПЛОДЫ СОВЕРШЕНИЯ АБХИШЕКИ И РУДРА ДЖАПЫ В ХРАМЕ ШИВЫ
Чамака делится на семь частей. Каждая из них комбинируется затем с намакой (Рудра) и так произносится. Это называется Рудра. Одиннадцать таких Рудр составляют один Лагху Рудра. Одиннадцать Лагху Рудр — это Махарудра. Одиннадцать Махарудр — это один Ати-рудра.
К повторению Рудры приступают после совершения начальной санкальпы, пуджи, ньясы, анги, панчамритаснаны и дхьяны. Далее перечисляются плоды совершения Рудра джапы.
Число повторений Результат
1 Рудра Освобождение от бала грахи (болезней,
распространенных среди детей)
2 Рудры Избавление от надвигающихся трудностей
5 Рудр Освобождение от дурного влияния опреде-
ленных планет, занимающих неблагоприят-
ное положение.
7 Рудр Освобождение от страха
9 Рудр Такой же, как при жертвоприношении вад-
жапейя, также достижение умственного
покоя
11 Рудр Приобретение богатства, а также благорас-
положения правителей
33 Рудры Удовлетворение материальных желаний, от-
сутствие врагов
77 Рудр Наслаждение огромным счастьем
99 Рудр Обретение сына, внука, богатства, урожая,
дхармы, артхи, камы, мокши, избавление от
смерти
1 Махарудра Милость правителей, превращение в Повели-
теля огромных богатств
3 Махарудры Совершение невозможного
5 Махарудр Приобретение обширных земель
7 Махарудр Обладание семью мирами
9 Махарудр Свобода от смертей и рождений
1 Атирудра Превращение в Бога
Абхишека совершаетcя чистой водой, молоком, соком сахарного тростника, гхи, медом, водой священных рек, морской водой.
Вызывая дождь, следует совершать абхишеку чистой водой. Для исцеления от болезней и зачатия сына следует использовать молоко. Совершив абхишеку с помощью молока, даже бесплодные женщины производят потомство. Также приобретается множество коров. Совершив абхишеку водой куша, человек избавляется от всех болезней. Желающие приобрести богатство должны возливать гхи, мед и сок сахарного тростника. Тот, кто желает достичь мокши, должен совершать абхишеку священными водами".
Так-то. Однако прошу заметить: приведенный выше отрывок касается исключительно пуранической формы поклонения Шиве. Сам я являюсь убежденным противником такового! Мой путь — Тантра. И потому паньчопачара-пуджу Йони-лингаму Ваш покорный слуга предпочитает всем прочим, полагая ее наиболее эффективной в Кали-йугу. По крайней мере, об этом говорит Маханирвана Тантра и другние, не менее авторитетные Агамы.
Тем не менее, если вы хотите совершать именно описанную выше абхишеку, то, как неоднократно "прошнурованный" товарищ, я, в принципе, могу сообщить Вам порядок приготовления Паньчамриты с соответствующими мантрами. Так что, если надо, если Вы считаете данную форму поклонения актуальной для себя — сообщите, и я вышлю Вам этот текст.
Адеш!