Шри Натха джи Гуруджи ко Адеш!
Как форма Богини (ее изображение), Баласундари у натхов и Баласундари Шривидьи не отличаются ничем, на уровне ритуалов вообще говорить однозначно сложно, просто потому что и у натхов, и у шривидьевцев в самих их традициях много отличий. Легче рассказать вкратце, что у обоих, чем писать диссертацию в виде сравнений.
У натхов почитание Шакти входит в одну из пяти главных инициаций, а именно в Упадеши-дикшу. Первая дикша – это Чоти, она – аналог яджнопавиты в брахманизме, только со своими характеристиками, ориентированными на йогу. Вторая – Чира-дикша, эта санскара связана с умением управлять праной в нижних и верхних центрах, с физическим телом и сознанием, передается как форма йогической тапасьи. Третья – упадеши, и четвертая с пятой – это две формы тапасьи, связанные с аскетическим образом жизни и брахмачарьей. Упадеши-дикша появилась от Матсьендранатха, который известен как Каула-гуру. Каулическое знание Адинатх Шива передавал Парвати, ставшей потом в Мритьюлоке (мире людей) Удаянатхом, при передаче Матсьендранатх случайно подслушал знания каулов, и Адинатху ничего не оставалось, как его инициировать. Когда Парвати узнала об этом, она была рассержена на Матсьендранатха, и, чтобы ее умилостивить, она ему предложила в будущем делать ей пуджу; и когда Матсьендранатх основал Традицию Натхов, эту практику стали называть "упадеша", так как она связана с той упадешей, которую Матсьендранатх получил, находясь во чреве рыбы. Горакшанатх и другие последователи Сампрадаи собрали всю свою духовную энергию, и из нее появилась Йогамайя Баласундари. Она является аналогом Шривидьевской Балы; то, что практиковал Матсьендранатх и другие каулы, подразумевает концентрацию на физическом ритуале с использованием в практике секса, вина и т.д. Эти ритуалы ориентированы на сексуальный экстаз, однако он может влиять и на внутренние йогические процессы в теле, они есть и в каула-садханах, известных в каула-традициях, одна из которых – Шрикула. Подобные практики есть и у буддийских Махасиддхов, например, в разделе дзогрим практика ганапуджи и кармамудры, дополняющих йогическую практику туммо, суть которой в получении состояния блаженства и пустотности. Туммо является основной для пяти остальных (йога света, йога сновидений, иллюзорного тела и др.). И, кстати, Матсьендра, известный как Луипа, Минапа, Авалокитешвара и многие другие натхи практиковали в обеих традициях, и они оказали влияние на них, в том числе и в области данных практик. Так, все эти практики вамачары есть и у буддистов, и в Шривидье, для учеников Матсьендранатха в Натха-сампрадае, эти методы рассматриваются полезными на определенном этапе для того, чтобы вызвать более сильное блаженство внутри тела и практиковать тантру как внутренние 5 М. Йогамайя пуджа отличается от известных каулических пудж тем, что там элементы панчамакар сведены к минимальному использованию, хотя кто-то где-то практикует их и физически, но даже в обычных пуджах ЙМБС натхи используют, например, бханг, призывают Богиню и разных Деват в свои тела и т.д., и т.п., – много элементов каулической садханы. Чаще всего натхи Балу отождествляют с Хингаладжа Деви, Джваламукхи, Кали и Дургой, так как эти Богини и их питхи (священные места) связаны на уровне истории с Горакшанатхом. Хингаладжа-питх находится на территории нынешнего Пакистана, Джвала-питх – в Гималаях, Кали-питх – в Калькутте, Дурга-питх – в Деви-патане (на границе Индии и Непала). Сам ритуал Йога-Майи все-таки сильно отличается от Шривидьевского: есть пять мантр Баласундари в Натха-сампрадае, все они – формы развернутой мантры Сохам, которая переходит в «Сом» и т.д., а в Шривидье, Трике, Кубджике и др. она переходит в Парабиджу «Саух». В Шривидье в ритуалах используется Шриянтра и много других, также множество мантр, связанных с амнаями Шривидьи, огромное количество ньяс и т.д. У натхов же ритуал несколько иной, в нем участвуют как минимум шесть человек даршани, в которых призываются разные Деваты, устанавливается янтра, в которую призываются четыре Юги и их Деваты, также символически – гора Кайлас, в трехмерном виде наподобие Меруприштхи в Шриянтре внутри Кайласа делается вертикальная лесенка, символизирующая локи (миры). Призываются умершие натхи из их места захоронения (самадхи) к Кайласу и делается шанкхадхал (возлияние из шанкхи со специальными мантрами). После чего душа умершего поднимается на вершину Кайласа и постепенно идет к мукти. Но такой ритуал делается в отношении тех, кто не смогли освободиться при жизни, и так как Майя присутствует и в нас, и в тех пока еще не реализованных практикующих, а именно в желаниях, оставшихся мирских санскарах, клешах и т.д., то вы ее молите о том, чтобы она отпустила вашу душу и других йогинов, чтобы вы могли обрести мукти. Часто этот ритуал называют «шанкхадхал», в России, я точно знаю, про него фактически никто не слышал ни из простых йогов, ни из тех, кто интересуется или практикует какие-то виды тантры, за исключением моих ближайших учеников. На Западе тоже информации о нем не встречается. Но, очевидно, после моих постов заговорят, как всегда. Я в России не проводил ритуалы шанкхадхал, потому что, как в Индии, в России нет мест захоронения (самадхи), а в ритуале нужно молиться именно за ушедших йогинов. Мне Гуру рекомендовали просто инициировать тех, кто очень стары и просто желают в будущем получить хорошую карму, направленную на мукти: и йогам местным удобно, и человеку, который получит такую передачу, большое благо. Шривидье я учу некоторых моих учеников, потому что она тоже – шактийская и очень похожа на Йогамайя Баласундари у натхов. В чем похожесть? Это не расскажешь в двух-трех словах, я пока перечислил некоторые отличительные особенности, но тоже далеко не все, какая-то информация считается секретной.
В Шривидье про Балу много историй, их, в отличие от натховской Балы, можно найти в большом количестве даже в интернете. Она – кумари 8 лет, уничтожила Бхандасуру и т.п. Ее мантра – из трех слогов, как и Навакшари-мантра из "Дурга-сапташати" и т.п. в виде первых трех бидж, включает в себя трех женских Деват (Сарасвати, Лакшми и Кали). Мантра Балы – это ужатый вариант панчадаши из трех кута, шодаши с главной биджей в конце – "Шрим". Балу в Шривидье передают вначале, так как она символизируют юную Богиню, а такие мантры, как Махашодаши, Парашодаши, Гупташодаши и т.д., и т.п., – связаны с Богиней, у которой начался менструальный цикл, и которая является Камешвари, единой с Камешварой. Девять Богинь Шриянтры образуются из мужских треугольников, символизирующих Варахи, и пяти, символизирущих красную Курукулу, амавасью и пурниму, в центре Шриянтры, где они соединяются. Так появляются Девять чакр и Богинь, о которых я ранее писал, с их мантрами, они также являются ступенями (крама) в достижении блаженства центральной ананда-чакры. В вамачаре эти девять аваран связаны с девятью элементами майтхуны. Если эти чакры проецировать на тело, то они будут связаны с чакрами тонкого тела и бинду вверху в сахасраре – как месте, где Богиня Кундалини соединяется с Шивой. Все эти уровни перечисляются в "Кхадгамала-стотре", есть много практик, с ней связанных, например, согласно 15 титхи, она читается в разном режиме. Каждые пять дней соответствуют определенной чакре, коих шесть: первые пять суток – это символ Шакти, вторые – Шивы, третьи – их единства и т.д., всего в лунном месяце шесть таких делений. Все это передается в самых высоких стадиях практики Шривидьи, но есть разные Гуру, они могут по-разному учить. Это, как и Сапташати: кто-то ее читает по лунным дням, кто-то – по дням недели, кто-то заменяет ее на биджевые вариации, а кто-то выбирает какие-то конкретные части из 700 мантр, заворачивает их в сампуты, и дальше каждая становится отдельной практикой со своей винийогой, ньясами и т.д. У натхов все значительно проще в этом плане, но там тоже много мантр и ритуалов, у меня несколько учеников в Непале и Индии долго жили, получали упадеши, например, Сватантранатх, Аугхарнатх, недавно вот мой ученик из Самары Рамнатх получил в Непале упадеши и Чоти в Девипатане от известного там Маханта Кошилендранатха. Пока многим приходится на долгий срок ехать в Индию, у кого есть такая возможность, для получения Упадеши-дикши, надеюсь, в будущем мы сможем ее нормально проводить в России, не только на уровне передачи мантры, а со всеми элементами полноценной натховской шанкхадхал шакти-пуджи.