Адеш!
Термин «джайн» образовался в честь последнего тиртханкара Джины Махавиры, который реформировал учение тиртханкаров. А до него они действительно к натхам имели прямое отношение, такие имена как Дхарманатх, Неминатх, Паршнатх, Адинатх, Вималнатх, Шантинатх, Анантанатх, Шамбхаванатх и др., все эти имена имеют прямое отношение к натха-сампрадае. Прошло больше тысячелетия и сейчас, Джайнизм - это совершенно не то, что было до Махавиры. Сами джайны обладают не большим знанием того, что было до него. Я просматривал несколько джаинских паддхати на хинди, которые мне показали мои друзья джайны в Дели, действительно, в списках тиртханкаров очень много имён не просто оканчивающихся на «натха», а известных имен в нашей сампрадае. Учитель Махавиры, Паршнатх, считается одним из сыновей Матсьендранатха. Кстати, весьма любопытно, что линия тиртханкаров, в которой упоминаются имена известных натхов, существовала в 6 веке до н.э., что очень сильно расходится с утверждениями многих историков, считавших, что натха-сампрадая появилась в 10-12 веке. Один из тиртханкаров, Аджитанатха, так же вместе с Ришабхой и Ашританеми (Неминатх), упоминается в Яджурведе, что говорит о существовании натхов ещё во времена написания Вед. Мой Гуру, считает, что эта линия (джайны), действительно когда-то была натховской. Что касается Ачарьи Махавиры и его дальнейших последователей, то они ввели много элементов крайнего аскетизма, ахимса у них носит радикальный характер. Особый интерес представляет их детальный разбор различных видов кармы, пожалуй, такая детализация в высшей степени свойственна джайнам. В целом учение джайнов дуалистическое, как и буддисты, они отрицают кастовую систему. Есть у них и своя джайнская йога, правда, носит скорее внутренний характер, похожа на раджа-йогу.
Кстати, меня приглашали в прошлом году на съезд космоэнергетов и как я понял, многие из них посвятились в Индии у Джайнов и практикуют прекша-дхьяну. Забавно то, что они практикуют дыхание животом подобное даосскому, корейскому и др. Хотя, лично меня это не удивляет, потому что во многих классических текстах по хатха-йоге, чаще всего, судя по описанию, речь идёт не о полном дыхании, а скорее о дыхании животом.
О джайнской йоге немного описано в «Энциклопедии йоги» Георга Ферштайна. К сожалению пока мне не доводилось общаться с Гуру этой линии, наверняка, у них тоже есть много ценного, что касается йоги.