Раз тут речь зашла обо всем сразу – и о наркотиках, и о лечении – немного добавлю о том, что я слышал на данную тему от вполне приличных садху.
Многие йогины не имели возможности в случае заболеваний лечиться средствами стандартной медицины, и поэтому они иногда использовали интоксиканты в лечебных целях, в очень ограниченных количествах, рассматривая их как форму сомы и предварительно предлагая бханг и другие вещества Шиве, так как он сам иногда их принимал как амриту. Но, конечно, это делалось не часто. В некоторых случаях это было допустимо и как форма достижения трансцендентности и медитации, но это в Индии считается приемлемым только для практикующих тапасвинов, а не для простых хинду-грихастх. Так же, как, например, использование асаны (подстилки для сидения) в виде шкур животных – только для продвинутых аскетов или для реализованных в чистоте йогинов, потому что только в данном случае они могут сделать карму убиенного животного более чистой, и свою тоже. А обычный человек, который подражает крутым йогинам, злоупотребляет чарасом, делает то, что разрешено садху, реально не живя такой жизнью, – это на духовной практике сказывается неблагоприятно. Для разных категорий практикующих есть разные предписания, и в текстах они часто бывают противоречивыми.