Спрема намаскара!
Мои поездки в Японию показали, что система Рейки (Рэйки) не особо популярна в Японии. Я был в том месте, где Микао Усуи обрел сатори, про Микао Усуи там мало кто знает, но нам встретились несколько монахов, которым знакома эта история. Гора Курама действительно очень сильное место и на нас произвела впечатление больше как место буддизма, там много храмов буддистских школ.
Также выяснилось много интересных вещей. Оказывается, что в сюгендо существовало такое понятие как "рэй-ки", но не конкретно в виде целительской системы, как это у Микао Усуи, а как определенное состояние энергии "Ки". Эту энергию использовали мастера различных мистических и боевых школ в Японии, задолго до самого Усуи и уж тем более Хавайо Такаты, которая можно сказать разработала свою линию, но как ни странно, работающую систему. Всё-таки передача у неё была, хотя сейчас немало конкурирующих школ спорят на тему того, насколько аутентична была эта передача, ссылаясь на П. Арджаву, который утверждает, что его рейки - настоящее, японское. Однако ученики П.Арджавы используют техники Мантека Чиа и др., которые сложно назвать традиционной Рейки Риохо.
Не берусь судить кто больше прав, а кто меньше, так как это уже делали до меня и явно не плохие практики. Могу только высказать то, что сам знаю и исходя из этого делаю соответствующие логические выводы. Известно, что Усуи практиковал различные системы работы с энергией "Ки", подобные китайскому цигун. Несложно увидеть, что многие техники, используемые в рейки после первой инициации, взяты из этих систем и японского буддизма. Разумеется при желании можно провести параллели и с другими системами, например медитация Гасё в том виде в каком её описывает Арджава, очень похожа на работу с бахир-лакшьей, хотя я думаю, что всё-таки смешивать такие вещи не стоит. Микао Усуи получил сатори и полученному состоянию нужно было дать какое-то определение, исходя из его представлений больше всего оно ассоциировалось с рейки, так как рейки означает энергию духа. А всё остальное - подбор методик, ступеней и т.д., для мастера который обрел просветление и обладающего знанием - не составляет огромного труда. Техники он подобрал сам, как это часто в Японии делалось мастерами различных мистических школ. Но, разумеется, само понятие рейки и сама рейки не являются техниками.
Я понимаю почему говорят о важности передачи инициации, коммерческую тему можно не разбирать, с этим все давно ясно, а вообще, при инициации передается сама рейки, работа с ней, понимание приходит не на словесном уровне. Мой Гуру в натха-сампрадае говорит, что есть язык энергии, владея которым можно понимать всё что угодно и учить людей, даже тех, которые вообще далеки от какой-либо джняны. У натхов дикша также не заключается в техниках, техник может быть сколько угодно и каких угодно, передаётся состояние, которое ведёт к пониманию того, как могут работать сами практики. Ну и ещё хочу добавить, мне Ратаннатх (Е.Радишевский) говорил, что те символы, которые сейчас используют в рейки - не совсем точные, видимо они составлены на древнем японском. Но написание некоторых из них приводится точно. Сам я получил мастерскую ступень от очень светлого и духовного человека, которых в Индии встретишь нечасто - это Прамод Шарма, он бхакта Шивы и несмотря на то, что он не имеет Гуру-дикшу в индуистской традиции, у него можно очень много почерпнуть знаний в любой области индуизма, это довольно серьёзный практик, а самое главное, замечательный и бескорыстный человек. Такие встречаются не часто, так как в Индии 95% - бакшишисты и корыстные люди. на их фоне Прамод Шарма - редкое исключение. A то, как я с ним познакомился - целая история.