РАЗДЕЛ АНИЯТА
Этот термин буквально означает "неопределенное". Правила этого раздела не предписывают определенного наказания, но оставляют его на усмотрение общины, в зависимости от обстоятельств. В этом разделе содержится два правила.
1. Если какой-либо монах сидит в уединении вместе с женщиной, в месте, достаточно скрытом для того, чтобы совершить там половой акт, так что женщина - мирянка , достойная доверия, увидев их там, может описать этот случай как нарушение, подходящее под один из трех разделов Патимоккхи – требующее или исключения из общины, или собрания монахов, или публичного признания – и затем монах признает, что он находился в этом месте; тогда на него может быть наложено одно из трех вышеупомянутых наказаний, в зависимости от того, как он опишет этот случай или как этот случай опишет женщина-мирянка. Здесь наказание неопределенно (т. е. оно оставляется на усмотрение общины).
Под женщиной – мирянкой здесь имеется ввиду женщина-буддистка, принявшая убежище в Будде, Дхарме и Сангхе. Комментарий утверждает, что наказание следует налагать только на основании показаний самого монаха, чтобы, таким образом, наказание не было наложено на невиновного. Если же монах действительно был виновен и не понес наказания, то ему все равно не удастся избежать последствий своих поступков, которые настигнут его согласно закону кармы.
2. Если какой-либо монах находится в уединенном месте вместе с женщиной, и хотя это место недостаточно уединенно для того, чтобы совершить там половой акт, но достаточно уединенно, чтобы вести с женщиной интимные разговоры, так что женщина-мирянка, достойная доверия, увидев их там, может описать этот случай как нарушение, подходящее под один из двух разделов Патимоккхи – требующее или собрания монахов, или публичного признания – и затем монах признает, что он находился в этом месте; тогда на него может быть наложено одно из двух вышеупомянутых наказаний, в зависимости от того, как он опишет этот случай или как этот случай опишет женщина-мирянка. Здесь наказание также неопределенно (т. е. оно оставляется на усмотрение общины).
Этот случай отличается от предыдущего только характером места, в котором монах находился с женщиной. Примером здесь может служить открытый зал для собраний, или место на открытом воздухе, достаточно удаленное от посторонних, так что никто не может слышать, о чем монах разговаривает с женщиной.