Есть интересная книга на хинди, изданная в Горакхпуре Горакхнатх-мандиром, называется गोरक्षनाथ और नाथ सिद्ध gorakṣanāth aur nāth siddh, там написано следующее:
आजकल हम विभिन्न प्रकार के योगों के नाम सुनते हैं - राजयोग, हठयोग, ज्ञानयोग, लययोग, भक्तियोग और कर्मयोग| ये शब्द आधुनिक शब्द हैं | प्राचीन योगियों की इसमें आस्था नहीं हैं |
Мой перевод:
"В наше время мы слышим о многих разновидностях йоги - rājayoga, haṭhayoga, jñānayoga, layayoga, bhaktiyoga, также karmayoga. Эти названия являются современными. Древние йоги не верили в это".
Я, конечно, не думаю, что все эти разновидности совсем современные, однако в этом утверждении много истины. Человек, который ограничен видением йоги только в одной категории, вряд ли идет в правильном йогическом направлении. А современные стили "хатха-йоги" грешат еще большим, они часто уводят от главных ориентиров йоги, они напитывают эго людей вместо освобождения от него. Они порождают массу путаницы в умах людей вместо того, чтобы освобождать от нее. И эта массовая ситуация парадоксальна тем, что часто то, что называется йогой, наоборот, уводит от йогического пути. Йога - это целостность внутри своего естества, а как вы к этому придете, и как это назовете - вещь второстепенной важности. Не случайно термин упая можно перевести и как метод, и как уловка или трюк.