Гуруджи ко Адеш!
Тоесть на вдохе йам, на выдохе рам, а на задержке тхаМ? Я пока по ощущениям от пранаямы дошёл до ощущения, что на вдохе одной из ноздрей заполняется соответствующая сторона тела. А вот что происходит на выдохе пока так и не понял. Откуда при этом должна выходить энергия? В смысле - я вдохнул правой ноздрёй ,а выдохнул, к примеру, левой. Это значит ,что я выдохнул то, что набрал при предидущем вдохе левой ноздрёй?
Можно для начала просто использовать биджи "яМ" и "раМ" для речаки, кумбхаки и пураки.
Что касается биджи тхАМ, она относится к системе А-Ка-Тха треугольника в Гуру-чакре, которая немного выше аджны. И с угла треугольника капает нектар, там же в "Гхеранда-самхите" говорится о лепестках этого лотоса с биджами "шасакхапхрем хасакшамалавараюм". В целом эти биджи составляют Наватма Бхайрава Гуру мантру, которая так популярна в Кубджика-тантрах и Шривидье. А-КА-Тха – это треугольник в Гуру-чакре, заключающий в себе всю матрику (буквы санскрита, символизирующие тонкое тело Богини), а именно, три линии «рекха» связаны с Богинями Вама, Джьоштха и Раудри. Т.е. там Гхеранда рекомендует представлять стопы Гуру и что с них стекает Чаранамрита (нектар, который омывает все чакры, т.е. все матрики). Ну, а так как матрика бывает разной, внутри чакр, снаружи (как, например, ее устанавливают в бахирматрика-ньясах), то, собственно, речь идет об омывании нектаром всего тела.
Так как пранаяма в полном виде носит религиозный характер, а Гуру ориентированным на простых людей, такое не выгодно раскрывать, посему нигде нет информации о том, откуда вообще возникла эта биджа "тхА". В большинстве книг рекомендуют использовать только "раМ" и "яМ" для чистки лунного и солнечного канала. Однако если вы посмотрите саму "Гхеранда-самхиту", то там вообще уже буквально до самого выполнения пранаямы рекомендуется представить образ Гуру и т.д. Из песни слов не выкинешь. Получается, что большая часть людей всего этого не знает, практикуя пранаяму, как и многого другого.
Кстати, я уже сказал, что мантры там в тексте имеют прямое отношение к тантрическим садханам, интересную версию можно встретить в книгах на хинди М. Шьямаканта. Он на этот счет говорит, что биджи "яМ", "раМ" и "тхаМ", происходят из того, что тонкое тело – это сукшма-янтра (тонкая система или механизм), и если разложить слово янтра с прибавлением анусвары и прочих хитроумностей санскрита, то получаем слоги "яМ" "трА" (из них происходит звук "та" и "тха", оба символизируют амриту) и "раМ". Вообще эту тему, конечно, можно разбирать подетально и, по-хорошему, чтобы со всем разобраться нужно или быть учеником (хорошим) адекватного Гуру, или перелопатить тонны текстов.