Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Вихри в чакрах  (Прочитано 4861 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Меломан

  • *
  • Сообщений: 4
Вихри в чакрах
« : Май 15, 2011, 12:46:36 »

Сейчас распространено представление о чакрах как об энергетических вихрях.
Намек,  приводящий к такому пониманию, содержится  в самом термине - чакра - означающем, насколько я знаю, колесо, что подразумевает вращение.

В широко известных (или доступных) индийских текстах, в которых говорится о чакрах, к примеру в Хатха Йога Прадипике, я подобную концепцию втречал только в контексте Кундалини.
Это и само определение Кундалини как богини, свернувшейся подобно змее (в муладхаре). То есть при подъеме Кундалини в этой чакре происходит вихреобразное движение энергии.
И Шакти чалана мудра из упомянутой книги: “При вдыхании через правую ноздрю (пингала) змею (шакти) следует ухватить с помощью кумбхаки и вращать постоянно в течение полутора часов, утром и вечером”.
При этом в комментарии Свами Сатьянанда Сарасвати пишет о двух методах  этой практики: один в соответствии с хатха-йогой, другой в соответствии с крийя-йогой. Крийя-йога использует умственную визуализацию, в то время как хатха-йога — нет.

Как практикуют шакти чалана мудру натхи ?
Есть у натхов техники  визуализации вихрей, не только в муладхаре, но и в других чакрах ?
Насколько важны направление и плоскость вращения ? Они изначально присущи чакрам или до активации чакры вращения нет - Кундалини “спит”  ?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6564
    • Традиция натхов
Re:Вихри в чакрах
« Ответ #1 : Май 16, 2011, 13:49:11 »

Цитировать
Сейчас распространено представление о чакрах как об энергетических вихрях.
Намек,  приводящий к такому пониманию, содержится  в самом термине - чакра - означающем, насколько я знаю, колесо, что подразумевает вращение.

Дело в том, что как чакры, так и их лепестки – являются Кундалини, просто лепестки – это ее аспекты (матрики), а раз Кундалини означает кольцо, то и матрики также к ней имеют отношение. Природа Шакти – динамична, она – Кутила, Вакрика, Кубджа и т.д., имеет форму круга, отсюда, очевидно, и представление о вихрях.
 
Цитировать
В широко известных (или доступных) индийских текстах, в которых говорится о чакрах, к примеру в Хатха Йога Прадипике, я подобную концепцию встречал только в контексте Кундалини.

Конечно, как я уже сказал, Кундалини с большим связана, чем это может знать большинство обычных людей.
 
Цитировать
Это и само определение Кундалини как богини, свернувшейся подобно змее (в муладхаре). То есть при подъеме Кундалини в этой чакре происходит вихреобразное движение энергии.

Вполне, потому что раскрытие Кундалини-шакти в виде направленности вверх может спонтанно сопровождаться и замыканием ее на себе. Ее движение подобно тому, допустим, как вы идете по скользкому льду и не делаете смелых шагов, или подобно тому, как в БИ, нанося удар, вы следите за тем, чтобы не улететь вместе со своим же ударом. Т.е. вы себя придерживаете и «придерживаемость» энергии приводит к ее сохранению с одновременным переходом в иные качества, сохранению и даже взращиванию. Но это я, конечно, привел грубый пример, это можно объяснить массой санскритских терминов. 
 
Цитировать
И Шакти чалана мудра из упомянутой книги: “При вдыхании через правую ноздрю (пингала) змею (шакти) следует ухватить с помощью кумбхаки и вращать постоянно в течение полутора часов, утром и вечером”.

В текстах много метафор, но, наверное, кроме как метафорами это адекватно и не объяснишь. Вы знаете, есть очень хороший исследовательский труд, посвященный Кундалини, автор – Лилиан Сильбурн, там дается много ценных разъяснений относительно Кундалини-шакти йоги, очень рекомендую прочесть.    

Цитировать
При этом в комментарии Свами Сатьянанда Сарасвати пишет о двух методах  этой практики: один в соответствии с хатха-йогой, другой в соответствии с крийя-йогой. Крийя-йога использует умственную визуализацию, в то время как хатха-йога — нет.

Как практикуют шакти чалана мудру натхи ?

Так же как и у Свами Сатьянанды (вернее, у него, как у натхов). Есть физическая техника в виде наули, дыхания и т.д. Есть еще техника с вращением тела, c йони-мудрой и мантрой "сохам". А есть Шакти-чалани как внутренняя Крия (Кундалини-шакти). 


Цитировать
Есть у натхов техники  визуализации вихрей, не только в муладхаре, но и в других чакрах ?

Конечно, все чакры – это одна система. Правда, определение «визуализация вихрей», мне кажется, не совсем верное, мы не можем сохранять конкретный образ того, что по определению динамично. Но кое-какие визуализации есть все-таки, так как каждая чакра имеет свою янтру, свои матрики, Дакини, Деваты и т.д. 

Цитировать
Насколько важны направление и плоскость вращения ? Они изначально присущи чакрам или до активации чакры вращения нет - Кундалини “спит”  ?

Она никогда не спит, правильней сказать – один ее вид бодрствования переходит в другой. Обычно она бодрствует в жизненной энергии, которой достаточно для того, чтобы быть обычным человеком, а посредством ее утончения и проникновения в иные мерности она раскрывает восприятие иных возможностей.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Меломан

  • *
  • Сообщений: 4
Re:Вихри в чакрах
« Ответ #2 : Май 16, 2011, 23:17:53 »

Спасибо.

Насчет направления спросил вот почему: если вращение энергетических потоков в определленном направлении: например по часовой стрелке, и в определенной плоскости: сахасрара и муладхара – в горизонтальной, остальные (из 7-и основных) – в вертикальной, изначально присуще чакрам, даже если человек не занимается энергетическим практиками, то задав другое направление, не ослабит ли практикующий свои чакры  ?

Например один из символов в системе Усуи Рэйки, Чо Ку Рэй – это спираль. Считается что вращение в одном направлении усиливает энергетический поток, а вращение в противоположном – ослабляет. Правда насчет того какое направление – правильное, мнения расходятся.

Еще одна парралель, на мой взгляд – это свастика. Вот цитата из википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Свастика): “…как правило, вращение по часовой стрелке принято ассоциировать с правосмотрящей свастикой. У народов Индии и некоторых других стран Азии свастика имела значения: оранжевая «солнечная» (концами направо) — счастья, благополучия и вечности, белая «лунная» (концами налево) — агрессии, силы и богоборчества (употребляется тибетскими колдунами)[источник не указан”

Вы упомянули вращение тела. Дервиши знамениты вращением вокруг своей оси. Такое упражнение есть также в комплексе “Око возрождения” (кстати интересно, на самом ли деле эти упражнения взяты из практик какой либо тибетской традиции) . В обоих случаях вращение осуществляется только в одном направлении, но сами эти направления раличаются. У натхов тоже только в одном направлении  ?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6564
    • Традиция натхов
Re:Вихри в чакрах
« Ответ #3 : Май 17, 2011, 10:27:41 »

Цитировать
Насчет направления спросил вот почему: если вращение энергетических потоков в определленном направлении: например по часовой стрелке, и в определенной плоскости: сахасрара и муладхара – в горизонтальной, остальные (из 7-и основных) – в вертикальной, изначально присуще чакрам, даже если человек не занимается энергетическим практиками, то задав другое направление, не ослабит ли практикующий свои чакры  ?

А один вид потока порождает противоположный. С горизонтальностью – вертикальность, с низом-верхом, внутренним-внешним и т.д. то же самое. Это все происходит одновременно. Просто сам принцип круга подразумевает поворот в обратном направлении.
Задумайтесь на таком примере: если энергия восходит вверх, то что мы можем считать верхом, если станем учитывать не землю, на которой стоим, а например, пространство, в котором эта земля висит? Где тогда будет верх и низ? То же самое, если ваша энергия раскрывается вовне: представьте, что это не коническая форма, смотрящая одним углом вниз и кругом вверх, а, допустим, это что-то типа цветка, который раскрывается во все окружающие его от точки (бинду) пространства. Понятие низа и верха, уже получается, не существует. Или посмотрим иначе: относительные понятия существуют только тогда, когда вы данный процесс рассматриваете, исходя из того что есть ваше тело в пространстве, наполненном объектами, и относительно них вы смотрите, раскрывается чакра или нет. А если энергия раскрывается в пустоту, что тогда? Вы тогда не сможете говорить о только ее раскрытии, закрытии и даже о том, что происходит этот процесс. Этим и отличаются те, кто на самом деле пробуждали Кундалини совершенным образом, от тех, кто так хотят думать или просто говорят, прочитав о ней стандартные книги и повторяющие то, что кто-то сказал.
    Я вам скажу так: мой опыт показал мне то, что все сказанное в текстах надо учитывать, но этому нельзя верить буквально, как это воспринимает большинство людей. Более того, после полноценной активизации Кундалини, вы подвергнете сомнению фактически все, даже то, что кажется незыблемым, и вас могут посетить такие мысли, которые другим покажутся нелепыми. Я вот, например, всегда верил в прошлые и будущие жизни, в то, что христианство неправо, говоря об отсутствии инкарнаций, или что материалисты неправы в том, что дух происходит из материи. Однако мой опыт показал, что христиане, с широкой точки зрения, правы, хотя прошлые жизни как относительные явления тоже реальны. Но, например, если мы за суть берем переживание пустоты и относительность пространственно-временных событий и явлений, то душа наша реальна только в том, что называют царством Божьим, а не в относительных процессах. И, например, материя может считаться материей в зависимости от того, с какой позиции мы на нее смотрим и от ее роли в эволюции духа. Материя – это тоже Шакти, а с точки зрения того же шактизма, шиваизма или тантры (индийской, по крайней мере), она – часть Бога и даже сам Бог – Шива-Шакти самарасатва.
    До Индии я почти ничего не читал о Кундалини, как ее видят тантрики и шакты, но мой сущностный опыт, с ней связанный, произошел до Индии (впрочем, сейчас это уже и не важно), и когда они стали мне рассказывать о том, что про Кундалини говорят Тантры, я моментально понял, о чем речь. Что самое интересное, есть ряд людей, которые просто заучили правильные фразы из писаний, не понимая (не переживая это в сущности); иногда, когда они говорят об этом, ты знаешь об этом больше, чем они (на уровне общей теории).
    Так вот, эволюционная и инволюционная свастики – это все относительно, они не могут существовать одна без другой одновременно. Это как не может существовать конца света, по определению, ибо свет по своей природе бесконечен, исчезновение материи без ее появления и т.д.
 
Цитировать
Например один из символов в системе Усуи Рэйки, Чо Ку Рэй – это спираль. Считается что вращение в одном направлении усиливает энергетический поток, а вращение в противоположном – ослабляет. Правда насчет того какое направление – правильное, мнения расходятся.

С Рэйки вообще отдельная тема, у меня к Рэйки весьма непростое отношение. В Японии про нее вообще мало кто знает, я был на этой горе Курама и открыл для себя много интересных истин относительно такого явления, как Рэйки. Во-первых, Чокурей, как я понял, такого иероглифа у них вообще нет, сей-хе ки – это, как мне объяснили, два иероглифа. Как такое возможно? Это тема еще та. А то, что мнения расходятся, для меня неудивительно, они престанут расходиться, когда будет кристально ясно относительно того, что вообще можно считать традиционным Рэйки.       
 
 
Цитировать
Дервиши знамениты вращением вокруг своей оси.

Вы знаете, этих примеров может быть величайшее множество, так как это природные принципы, или даже абсолютные. В природе нет абсолютно прямых линий, нигде. Эти принципы работают в любых техниках йоги. Например, когда вы прямо вытягиваете руку, вы высвобождаете энергию, и когда она активно высвобождается, то идет и обратный ее приток, именно поэтому в процессе высвобождения (обмена) некоторые практики в той же вирабхадрасане могут долго держать руки прямыми. А если человек расслабит руки и высвобождения энергии не будет, то у него плечи устанут очень скоро. Этими принципами можно объяснить очень многие явления в разных практиках и во многих сферах обычной жизни. Но эти законы проще прожить и через это их понять, реализовав в себе, чем перевести на относительные категории ума и дать им какие-то однобокие трактовки. В прямых движениях тоже есть принцип круга, и круг не разрушается от как бы прямолинейно направленного движения, без него круг распадется (перейдет в другую(ие) форму(ы) круга(ов), по принципу фракталов). В мире все вращается и построено по принципам круга, от атомов до планет и галактик, все это и есть Кундалини-шакти, все – ее игра (виласа) и ее творение, не отличное от нее самой.     
 
 
Цитировать
Такое упражнение есть также в комплексе “Око возрождения” (кстати интересно, на самом ли деле эти упражнения взяты из практик какой либо тибетской традиции) .

Я не встречал в тибетской традиции такой практики, ее на Западе могли разработать, хотя я понимаю про что вы говорите, сам занимался этой техникой примерно лет 18 назад (если не больше).
 
Цитировать
У натхов тоже только в одном направлении  ?

Обычно все техники простроены по принципам компенсации, чтобы привести к равновесию. Хотя есть разные практики, например, сурья-бхеда, у нее только одна конкретная схема ноздревого дыхания, шитали, ситкари всегда вдох ртом – выдох носом. Все зависит от задач. Эти пранаямы все равно ведут к задачам равновесия, а именно равновесия дош.
 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Atmanath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 136
Re: Вихри в чакрах
« Ответ #4 : Март 10, 2020, 14:46:04 »

Гуруджи, Адеш! Расскажите, пожалуйста, о мудре "Шакти-чалана" как о внутренней Крие?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6564
    • Традиция натхов
Re: Вихри в чакрах
« Ответ #5 : Март 12, 2020, 06:09:35 »

Гуруджи, Адеш! Расскажите, пожалуйста, о мудре "Шакти-чалана" как о внутренней Крие?

В разных текстах натхов дается разное описание шакти-чаланы, йогические мудры, как правило, включают в себя и пранаяму. Из содержания текстов очевидно, что шактичалана является составным элементом йони-мудры, которую она предваряет. Я бы провел аналогию с тем, как махамудра должна переходить в махабандху и далее в махаведху. В "Гхеранда-самхите" также даются явно натховские элементы, которые в западных условиях мало для кого применимы. Например, рекомендовано тело покрыть священным пеплом (вибхути), что подразумевает у натхов посвящение в бхабхут-дикша-самскару. Подобное использование вибхути, правда, еще и с элементами из вамачара-садхан, упомянуто и в "Хатха-йога-прадипике", в описании ваджроли, сахаджоли и амароли мудр. Далее, у Гхеранды говорится о том, что практикующий йогин-аскет должен быть одет только в каупину (набедренную повязку), а торс должен быть обвязан кати-сутрой. На мой взгляд, речь идет о носимой некоторыми натхами "бхайрава-матанге", другое название – "хал-матанга". Вы могли видеть на некоторых изображениях Девяти Натхов такой вид священной нити (джанеу), это подобие стандартной черной джанеу, только она потолще. Как правило, некоторые нищенствующие и странствующие аскеты и сейчас носят такую "обмотку" торса из джанеу, мне они периодически встречались. Хотя, конечно, это не является каким-то важным или основным элементом для большинства натхов, как и ряд других атрибутов, которые применимы в тех или иных садханах. Про джанеу и кундалы можно говорить много и отдельно, но я боюсь, что на это нет времени, и вообще об этом лучше говорить в закрытом кругу посвященных, нежели в открытом доступе. Есть истории, например, о Ратаннатхе и других, когда они отказались носить кундалы и джанеу, но при этом они подразумевали, что джанеу у них находятся "под кожей" (т.е. в виде каналов иды и пингалы). Конечно, эти истории не к тому, что надо снимать кундалы, потому что это в целом запрещено – скорее, речь о том, что это внешние эквиваленты тонкого тела. В традициях дваждырожденных (двиджа), как вы знаете, расположение джанеу часто иное, наискосок, что тоже символ "изогнутости" каналов иды и пингалы. Вообще, внешний и внутренний планы очень связаны, вы можете увидеть это на примере ньяс. Простой пример: вы можете увидеть, что бахир-матрика-ньяса часто сочетается с антар-матрикой (которая уже делается в лепестках семи чакр). Точно так же, как шаданга-ньясы – очищение шести частей тела, вовлеченных в почитание Деваты, внутренний их аналог – это шесть чакр в теле (для которых тоже есть свои ньясы и другие практики). "Хатха-йога-прадипика" использует такие термины, как "хатхат", а также "балаткарена" (с силой пробудить Кундалини). Эти понятия или подходы, возможно, тоже заимствованы из тантризма, когда милость Богини или Богинь раскрывается через разные соединения с ними – "хатха-мелака" (через суровые практики) и "прия-мелака" (приятные практики). К суровым относятся в основном практики в местах кремации, с явно выраженными ориентирами на "самхару" (разрушение). И если вы посмотрите описание шакти-чаланы и далее йони-мудры, там цель – пробуждение Шакти, и, в конечном счете, растворение праны, читты, ахамкары, и, как следствие этого, реализация самадхи.
 
Часто приходится наблюдать у нынешней "йога"-публики, направленной на материалку, тенденции к утилизации того, что они не понимают, желание захватить в свои лапы что-то очень ценное. А вот натхи им этого не дают. Хочу их расстроить, им никто этого не даст, ведь это все подобно желанию ухватить воздух или воду в ладонь, погруженную туда. А суть этих практики во многом в том, что хватку конкретно в этих случаях надо не просто ослабить, а вообще надо "сдаться состоянию". Но все же хотят быть "мужиками", "крутыми парнями", "владыками всех йогических сфер", "держателями чего-то ценного", не понимая, что этому ценному надо "сдаться". И нет там другого пути, так как Бог, природа – не глупы, да, в общем-то, я это говорю открыто уже, наверное, больше 15 лет. В общем, тут хоть какого Гуру ни встреть, хоть самого Адинатха, если кому-то дано въехать в тему, то дано, а кому нет – не поможет и сам Горакшанатх. Даже сам термин "хатха" не мешало бы как можно лучше изучить и переосмыслить. Моя точка зрения такова, что прежде чем браться за какие-то техники, идеально найти Гуру, с которым будет взаимодоверие. Если с этим есть проблемы, то надо копать терминологию, то же слово "мудра" слишком многозначное. С моей точки зрения, эти техники рассматривать с материалистической, технико-утилитарной позиции – огромное заблуждение, чему практически все и следуют. А вот тот красочный стиль, в котором они описаны, надо применять как практику созерцания и одновременно действия. Иногда действие может действительно быть физическим, а иногда в основном созерцательным, и это все будет практикой мудры. Мудра, от корня "муд", может иметь два значения, которые потом можно расширять в зависимости от контекста. Первое значение – то, что "смешивает", "соединяет" (что, в принципе, йога и есть), а второе – то, что дарует радость. Шакти-чалана – означает движение Шакти, и если она пробуждается "вверх" и растворяет чувственное восприятие, то она становится йони-мудрой. Какими упаями это делается – с использованием бхастрики, сидя в "ваджрасане" (иногда ее называют "сиддхасаной") с мула-бандхой и т.д. – это зависит от конкретных Гуру и интерпретаций. В "Прадипике", в описании, есть термин bhānorākuñcanaṁ (сжатие солнца) – вероятно, это в Бихарской школе истрактовали как втягивание живота, и, видимо, "чалану" объяснили как то, что надо делать наули. Я чувствую, что речь идет скорее об "угасании", "утончении активности огня" в нижних центрах при вхождении праны в сушумну. Это отчасти похоже на то, что происходит в практике випаритакарани-мудры: "ослабление огня" в области живота (работы инстинктов), успокоение с одновременным пробуждением ментальной работы. Т.е. суть практики – пробуждение Шакти с растворением.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 137
Re: Вихри в чакрах
« Ответ #6 : Март 12, 2020, 08:26:22 »

Адеш, Гуруджи!

А могли бы Вы немного больше рассказать про садху, что носят хал-матангу? Понятно, что мы вряд ли в России такое будем делать :05:, по крайней мере, большинство, но наверное знать будет полезно. И еще, могли бы пояснить, почему во многих текстах, шактичалана описана часто после троицы из ваджроли, сахаджоли и амароли? Это просто совпадение или там есть какая-то связь?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6564
    • Традиция натхов
Re: Вихри в чакрах
« Ответ #7 : Март 12, 2020, 10:23:23 »

Другое название хал-матанги – мекхала, все мои ученики уже давно знают, что натховские самскара-дикши являются отображением тех, что в ведической традиции. Карна-ведхана самскара – это у натхов чира-дикша, ягнопавита – это чоти, но у натхов она объединенная с тем, что в ведической называется мундана (пострижение волос). В вайдика также есть и аналоги бхабхута, там это вибхути-грахана, они наносят пепел на разные части тела посвящаемого, и с каждой частью связан тот или иной Риши. Также у них есть обряд передачи лангота, и там обряд его повязывания мекхалой (поясом), как правило, это передается при ягнопавите тем, кто становится брахмачари.

Я так понимаю, что санньяса не сразу стала частью традиционной системы, которая известна как четыре ашрама – видимо, они интегрировали в себя постепенно опыт шраманов (аскетов). Т.е. если сказать кратко, то лангот и мекхала связаны с брахмачарьей. Есть ли тут связь с ваджроли? Конечно, есть, потому что ткань – это не просто покров, но и энергия, вы как бы помещаете вид энергии в те области, где должна произойти сублимация. Это, в принципе, то же самое, чем занимаются тантрики (если они, конечно, настоящие) когда нисходит Шакти, как бы "покрывая" собой практикующего, т.е. "авеша" или "самавеша". Очень ясно на эту тему говорил Гуруджи Рамешчандра, что тот же обряд вамачары, в его пратьякша-рупе (физическом выполнении), пробуждает сексуальные силы в муладхаре и свадхиштхана-чакре. Дальше она должна быть сублимирована, и когда она идет через манипуру, в принципе, там этот обряд в физической форме может быть не сильно актуален. Обычно сексуальное желание в виде огня возникает в нижних центрах, до этого мы кормим огонь пищеварения, потому все эти три чакры – это "области огня, который поедает амриту". Это своего рода дхуна, но только внутри нашего тела. Помню, я где-то читал, что какие-то ученые пришли к выводу, что понижение тепла в теле связано с долгожительством. Если вы посмотрите реальную дхуни именно у натхов, то в ней не очень часто они разжигают огонь, в основном они поддерживают постоянно горящие угли. Считается, что избыток огня – символ огненной хаван-кунды грихастх. У натхов внешний огонь втягивается в сушумну. Потому в той же "Хатха-йога-прадипике" вы увидите рекомендации избегать соприкосновения с внешним огнем. По той же причине они не подвергают кремации садху, которые оставили тело. Но видите, элемент огня у натхов не отменяется вообще, он хоть и в виде тлеющих угольков, но поддерживается постоянно в дхуни. Т.е. это не убивание сексуальной энергии, как некоторые говорят, а ее регулирование. Я приводил неоднократно пример, это как с управлением машины. Одним словом, эта область, которая обвязана мекханой на уровне набхи, связана с сублимацией. Я когда-то писал коммент к "Сиддха-сиддханта-паддхати" (шестая упадеша, шлока 8), там говорится, что пояс авадхуты символизирует "нивриттих шадвикаребхьях" (освобождение от захваченности шестью искажениями сознания). К ним относятся такие состояния, как кама, кродха и т.д., они, собственно, и вызывают "огненные страсти", которые уничтожают "нектар". В некоторых текстах, где описаны техники йоги, говорится также, что если у йогина при соитии произошло "падение семени", то оно должно быть поднято обратно посредством йони-мудры. Т.е. шакти-чалана происходит посредством йони-мудры. Как это понимать? Если йони – причина падения семени, то как она может применяться для подъема (урдхварета)? Я думаю, это связано с восприятием сознания: когда вы Шакти воспринимаете с мирскими проекциями, то она для вас – Майя (иллюзия); но когда вы внутри поменяли ее восприятие и видите в ней Богиню, произошел некий переворот в сознании (випарита), то она же сама и сублимирует все низменное внутри вас. Потому, конечно, все эти разные на вид техники: ваджроли, шакти-чалана, йони-мудра – очень взаимосвязаны.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 137
Re: Вихри в чакрах
« Ответ #8 : Март 12, 2020, 10:40:58 »

Спасибо, Гуруджи, за такое хорошее разъяснение! Вот было бы хорошо если бы вы написали пояснения к "Гхеранда-самхите", "Хатхайога-прадипике" и т.п. Было бы точно не хуже, чем это у Бихарской школы.
Записан

Atmanath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 136
Re: Вихри в чакрах
« Ответ #9 : Март 12, 2020, 16:35:27 »

Гуруджи, спасибо большое! Встречались такие изображения, например, на обложке одного из журналов "Адеш"  :05:



Теперь понятно это означает suns

Цитировать
Далее, у Гхеранды говорится о том, что практикующий йогин-аскет должен быть одет только в каупину (набедренную повязку), а торс должен быть обвязан кати-сутрой. На мой взгляд, речь идет о носимой некоторыми натхами "бхайрава-матанге", другое название – "хал-матанга". Вы могли видеть на некоторых изображениях Девяти Натхов такой вид священной нити (джанеу), это подобие стандартной черной джанеу, только она пошире в толщину. Как правило, некоторые нищенствующие и странствующие аскеты и сейчас носят такую "обмотку" торса из джанеу, мне они периодически встречались.
Записан

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 137
Re: Вихри в чакрах
« Ответ #10 : Март 13, 2020, 15:21:28 »

Адеш, Гуруджи!

Размышляя над этой темой, у меня возник вопрос, не знаю, обращал ли кто-то на это внимание или нет. Йони-мудра иногда также называется и шанмукхи-мудра, если я верно понимаю, то это мудра, которая перекрывает шесть отверстий тела: это две ноздри, два ушных отверстия и два глаза. А как же быть с ртом? Получается, тогда мудру надо называть саптамукхи? Почему не упомянута седьмая мукха?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6564
    • Традиция натхов
Re: Вихри в чакрах
« Ответ #11 : Март 13, 2020, 16:39:39 »

Адеш!

Действительно, нигде почему-то нет объяснений, да и никто особо не спрашивает – видать, всех интересует "только практика" )). Я могу высказать свое мнение. Смотрите, те шесть относятся, во-первых, только к гьянендриям (органам восприятия). Во-вторых, они парные, т.е. "солнечные и лунные". А вот рот отличается, это место и гьянендрии и кармендрии одновременно, т.е. и речи, и вкуса. В-третьих, элемент акаши, связанный с речью и эфиром, – самый высший из пяти, и он как бы объединяющий остальные. В языке находится Сарасвати-нади, так «Йогакундалини-упанишад» описывает Сарасвати-чалану, как аспект шакти-чаланы, что как раз связано с этим каналом, который сильно взаимосвязан с сушумной. Орган вкуса имеет связь также и с кармендрией половых органов – по тому, например, как человек ест, можно определить, как он сексом занимается. Как я выше говорил, от питания огня пищеварения (джатхарагни) зависит и огонь сексуальной страсти (камагни). Это одна из причин, почему часто тексты йоги говорят, что половая сила контролируется не только через ваджроли-мудру (у Гхеранды немного другая техника называется ваджроли), сахаджоли, амароли, но и через кхечари-мудру. Тексты также говорят, что кхечари, в определенном смысле, главная из всех мудр, она направляет прану и сознание в акашу. Иногда говорится также, что кхечари и шамбхави мудры (от "шам" - умиротворение) схожи по своей направленности. Такое часто бывает, когда особо значимый, объединяющий элемент формально не упоминают, тут много может быть причин. Как вот, например, тексты, описывая чакры, не упоминают сукшма-чакры двадашанты, потому что это слишком тонко, чтобы об этом говорить. Т.е. говорить надо много, и надо, чтобы ученик хорошо воспринимал Гуру: или он сам уже должен все понимать, «схватывать недосказанное», «намеки» (что говорит о подготовке) или он должен напрямую с Гуру общаться. В том-то и дело, что все эти тексты по йоге, как и многие тантрические, написаны для в определенной степени подготовленных адептов. Соответственно, вы когда там читаете высказывания типа "храни эту басти-крию, как сокровище, и никому не раскрывай», то они знают, почему такое говорят. Потому что даже «простые техники» могут быть составными частями всей садханы йоги, которая в текстах зачастую содержит массу недосказанностей. Это одна из причин, почему в Индии натхи не занимаются обучением кого-то по книгам. На Западе некоторые люди с большим эго, когда увидели, что натхи им не предложили университетскую программу с учебниками, придумали версию, что «натхи деградировали». Т.е. не они настолько недоразвитые, что неспособны предположить версию, что они ни хрена не могут понять относительно не только натхов, а Индии вообще, а «натхи деградировали». Т.е. их раздутое эго и самомнение сподвигает выдумывать версии, при которых можно не развиваться через то, что ты винишь не себя, а другого. Ты-то «развитый уже», дипломированный специалист по йоге, с большим стажем даже преподавания (т.е. «самый развитый» в продвижении невежества). Но, подумайте сами, если книги должен пояснять Гуру, то, значит, он это все и так знает, а если знает, то не проще ли им там просто взять и верить в самого Гуру, без отвлечения на книги? Они ведь не только Гуру ставят выше книг, но он вообще – Шива для них, он больше, чем телесный кусок мяса. На Западе – авраамический эгрегор двойственности, человек – грешная тварь, а верить надо в запредельное, на мой взгляд, это давно уже перешло в полное отсутствие веры. Я помню, как-то в беседе один католик мне сказал, что в его понимании «настоящий гуру – это тот, кто готов умереть за своего ученика, как Иисус». Вдумайтесь трезво, к чему они все клонят. К тому, чтобы Гуру у них не было вообще, вот мы и получили на Западе то, что их религия заменилась светскостью, секулярностью. Общество эгоистов, потребителей, интеллектуалов, почитание умственности, они со своими «равенствами» и эго пришли к гордому одиночеству. «Свободные» винтики в системе. У этих людей давно нет сердца, они стали машинами с почитанием ума и информации. Поэтому все эти його-тычеры, в своем большинстве, надо говорить прямо, никогда не были даже учениками; потому натхи в Индии и не видят смысла говорить о сокровенном с такими. Мне некоторые його-тычеры или «хотящие учиться практикам» часто говорят: «Ну зачем о плохом, дай информации и практик». Так в том-то и дело, что надо сначала увидеть плохое, разочароваться – и тогда ты поймешь настоящее. Не бывает так, чтобы ты получил только хорошее, не зная плохого, об этом мечтают халявщики и лицемеры. Но что им ни дай, им это не поможет, часто чем более лучшее таким даешь, тем больше вреда им и всем остальным. У меня недавно ученики в Новой Зеландии спросили: «Как обрести ориентиры на мокшу?». Я им говорю, что надо разочароваться во всем больше, чем все остальные, а иначе это все ни о чем, пустой праздный балаган. Вспомните, как, например, йогином стал Бхартрихари или тот же Будда, да примеров много.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 137
Re: Вихри в чакрах
« Ответ #12 : Март 14, 2020, 04:09:25 »

Адеш, Гуруджи!

Спасибо большое, очень интересно насчет кармендрий и джнянендрий.

Ты то «развитый уже», дипломированный специалист по йоге, с большим стажем даже преподавания (т.е. «самый развитый» в продвижении невежества).

Это называется коронавирус, так как начинают расти короны. Им заражены очень многие преподаватели бхоги, особенно известные, опытные, особенно в крупных йога-центрах, там много тяжелобольных, некоторые, будем говорить прямо, с очень малым шансом излечения. 
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6564
    • Традиция натхов
Re: Вихри в чакрах
« Ответ #13 : Март 15, 2020, 05:01:01 »

Адеш!

Получается, тогда мудру надо называть саптамукхи? Почему не упомянута седьмая мукха?

Все же упоминание перекрытия более чем шести отверстий тела, как в случае с шанмукхи, встречается. Пример из «Йогачудаманьюпанишад»:

द्वाराणां नव संनिरुध्य मरुतं बध्वा दृढां धारणांनीत्वा कालमपानवह्निसहितं शक्त्या समं चालितम् ।
आत्मध्यानयुतस्त्वनेन विधिना विन्यस्य मूर्ध्नि स्थिरं यावत्तिष्ठति तावदेव महतां सङ्गो न संस्तूयते ॥ १०७॥

«Перекрывая совершенным образом девять отверстий, удерживая жизненную силу, устойчиво сосредоточься. Выполняя совершенным образом шакти-чалану (शक्त्या समं चालितम्), захвати время (речь, скорее всего, идет о пране), вниз идущее дыхание (апану) вместе с саманой, поднимая их вверх к голове. Через этот метод будешь поглощен дхьяной, и когда покой и устойчивость в Божестве будут реализованы, не будет даже необходимости в обществе великих людей». (107)

Тут говорится о перекрытии девяти отверстий, семь вверху и две кармендрии внизу. И "śaktyā samaṃ cālitam" – вполне можно истрактовать как практику Шакти-чаланы.

Кстати, это пока единственный текст, где мне встретилось упоминание чандра-бхеда пранаямы – как правило, везде упомянута только сурья-бхеда. Правда, следом идет и описание сурья-бхеды тоже. Я думаю, что попеременное дыхание, в виде анулома-виломы или нади-шуддхи (если с кумбхакой), можно трактовать как сочетание сурья и чандра бхед.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Rangjung

  • *
  • Сообщений: 83
Re: Вихри в чакрах
« Ответ #14 : Март 15, 2020, 08:58:06 »

Адеш, Гуруджи!

Интересно про упоминание чандрабхеды. Я из одного вашего сатсанга слышал, что все пранаямы можно разбить на "холодные" и "горячие", потом эти двойки разбиваются на тройки, когда есть солнце, луна и огонь или, что часто, на три доши. Еще я слышал, некоторые практикующие говорят, что чакры – это своего рода янтры. Но как в таком случае это связано с понятием круга? Ведь чакра переводится как "круг", что подразумевает вращение. Но янтра, это же не всегда что-то круглое, она может быть и квадратной, и треугольной, и вообще, янтра часто ассоциируется с чем-то фиксированным.
Записан