Насчет направления спросил вот почему: если вращение энергетических потоков в определленном направлении: например по часовой стрелке, и в определенной плоскости: сахасрара и муладхара – в горизонтальной, остальные (из 7-и основных) – в вертикальной, изначально присуще чакрам, даже если человек не занимается энергетическим практиками, то задав другое направление, не ослабит ли практикующий свои чакры ?
А один вид потока порождает противоположный. С горизонтальностью – вертикальность, с низом-верхом, внутренним-внешним и т.д. то же самое. Это все происходит одновременно. Просто сам принцип круга подразумевает поворот в обратном направлении.
Задумайтесь на таком примере: если энергия восходит вверх, то что мы можем считать верхом, если станем учитывать не землю, на которой стоим, а например, пространство, в котором эта земля висит? Где тогда будет верх и низ? То же самое, если ваша энергия раскрывается вовне: представьте, что это не коническая форма, смотрящая одним углом вниз и кругом вверх, а, допустим, это что-то типа цветка, который раскрывается во все окружающие его от точки (бинду) пространства. Понятие низа и верха, уже получается, не существует. Или посмотрим иначе: относительные понятия существуют только тогда, когда вы данный процесс рассматриваете, исходя из того что есть ваше тело в пространстве, наполненном объектами, и относительно них вы смотрите, раскрывается чакра или нет. А если энергия раскрывается в пустоту, что тогда? Вы тогда не сможете говорить о только ее раскрытии, закрытии и даже о том, что происходит этот процесс. Этим и отличаются те, кто на самом деле пробуждали Кундалини совершенным образом, от тех, кто так хотят думать или просто говорят, прочитав о ней стандартные книги и повторяющие то, что кто-то сказал.
Я вам скажу так: мой опыт показал мне то, что все сказанное в текстах надо учитывать, но этому нельзя верить буквально, как это воспринимает большинство людей. Более того, после полноценной активизации Кундалини, вы подвергнете сомнению фактически все, даже то, что кажется незыблемым, и вас могут посетить такие мысли, которые другим покажутся нелепыми. Я вот, например, всегда верил в прошлые и будущие жизни, в то, что христианство неправо, говоря об отсутствии инкарнаций, или что материалисты неправы в том, что дух происходит из материи. Однако мой опыт показал, что христиане, с широкой точки зрения, правы, хотя прошлые жизни как относительные явления тоже реальны. Но, например, если мы за суть берем переживание пустоты и относительность пространственно-временных событий и явлений, то душа наша реальна только в том, что называют царством Божьим, а не в относительных процессах. И, например, материя может считаться материей в зависимости от того, с какой позиции мы на нее смотрим и от ее роли в эволюции духа. Материя – это тоже Шакти, а с точки зрения того же шактизма, шиваизма или тантры (индийской, по крайней мере), она – часть Бога и даже сам Бог – Шива-Шакти самарасатва.
До Индии я почти ничего не читал о Кундалини, как ее видят тантрики и шакты, но мой сущностный опыт, с ней связанный, произошел до Индии (впрочем, сейчас это уже и не важно), и когда они стали мне рассказывать о том, что про Кундалини говорят Тантры, я моментально понял, о чем речь. Что самое интересное, есть ряд людей, которые просто заучили правильные фразы из писаний, не понимая (не переживая это в сущности); иногда, когда они говорят об этом, ты знаешь об этом больше, чем они (на уровне общей теории).
Так вот, эволюционная и инволюционная свастики – это все относительно, они не могут существовать одна без другой одновременно. Это как не может существовать конца света, по определению, ибо свет по своей природе бесконечен, исчезновение материи без ее появления и т.д.
Например один из символов в системе Усуи Рэйки, Чо Ку Рэй – это спираль. Считается что вращение в одном направлении усиливает энергетический поток, а вращение в противоположном – ослабляет. Правда насчет того какое направление – правильное, мнения расходятся.
С Рэйки вообще отдельная тема, у меня к Рэйки весьма непростое отношение. В Японии про нее вообще мало кто знает, я был на этой горе Курама и открыл для себя много интересных истин относительно такого явления, как Рэйки. Во-первых, Чокурей, как я понял, такого иероглифа у них вообще нет, сей-хе ки – это, как мне объяснили, два иероглифа. Как такое возможно? Это тема еще та. А то, что мнения расходятся, для меня неудивительно, они престанут расходиться, когда будет кристально ясно относительно того, что вообще можно считать традиционным Рэйки.
Дервиши знамениты вращением вокруг своей оси.
Вы знаете, этих примеров может быть величайшее множество, так как это природные принципы, или даже абсолютные. В природе нет абсолютно прямых линий, нигде. Эти принципы работают в любых техниках йоги. Например, когда вы прямо вытягиваете руку, вы высвобождаете энергию, и когда она активно высвобождается, то идет и обратный ее приток, именно поэтому в процессе высвобождения (обмена) некоторые практики в той же вирабхадрасане могут долго держать руки прямыми. А если человек расслабит руки и высвобождения энергии не будет, то у него плечи устанут очень скоро. Этими принципами можно объяснить очень многие явления в разных практиках и во многих сферах обычной жизни. Но эти законы проще прожить и через это их понять, реализовав в себе, чем перевести на относительные категории ума и дать им какие-то однобокие трактовки. В прямых движениях тоже есть принцип круга, и круг не разрушается от как бы прямолинейно направленного движения, без него круг распадется (перейдет в другую(ие) форму(ы) круга(ов), по принципу фракталов). В мире все вращается и построено по принципам круга, от атомов до планет и галактик, все это и есть Кундалини-шакти, все – ее игра (виласа) и ее творение, не отличное от нее самой.
Такое упражнение есть также в комплексе “Око возрождения” (кстати интересно, на самом ли деле эти упражнения взяты из практик какой либо тибетской традиции) .
Я не встречал в тибетской традиции такой практики, ее на Западе могли разработать, хотя я понимаю про что вы говорите, сам занимался этой техникой примерно лет 18 назад (если не больше).
У натхов тоже только в одном направлении ?
Обычно все техники простроены по принципам компенсации, чтобы привести к равновесию. Хотя есть разные практики, например, сурья-бхеда, у нее только одна конкретная схема ноздревого дыхания, шитали, ситкари всегда вдох ртом – выдох носом. Все зависит от задач. Эти пранаямы все равно ведут к задачам равновесия, а именно равновесия дош.