Термин दैव daiva, именно как судьба, у меня сходу вызвал ассоциацию с одной из категорий tritāpas (трех видов страданий), к чему можно причислить и судьбу. Это आधिदैविक ādhidaivika (влияние на человека со стороны разных Деват, или высших сил), आध्यात्मिक ādhyātmika (влияние на себя самого, самим собой), आधिभौतिक ādhibhautika (влияние со стороны разных сущностей). Тут, конечно, можно погрузиться в самые разные контексты одного и того же термина, тот же тапас может означать "муки, боль, аскетизм" и даже "сексуальное возбуждение" и т.д., тут могут быть и на вид противоположные значения. Так же и "дайва" (то, что связано с Божеством). Все зависит от того, кто как понимает Божеств, некоторые традиции Сиддхов, например натхи или сиддхи ваджраяны, зачастую реализованных и просветленных йогинов ставили выше, чем Божеств. Я слышал от очень многих натховских Гуру, что те же наванатхи (Удаянатх, Адинатх, Гаджакантхарнатх и др.) – выше Деват (Парвати, Шивы, Ганеши и т.д.), одних они называют йог-руп, а других бхог-руп. Но вот с другой стороны, наванатхи - это сварупы (истинная природа) этих божеств. Текст "Йога Васиштха" во многом ведантический, ориентированный на созерцательность и джняну, Веданта - производное от Вед, в которой акцент сделан на карма-канду (ритуалы в виде подношения богам). Но для ведантинов очевидно, что Веданта выше, так как она – суть, или совершенный плод, полученный из Вед. Хотя, по правде говоря, в последней части, которая особым образом описана в "Лагху Йога Висиштхе", немало элементов, которые я бы отнес даже к тантрическим, например двадашанту. А другой текст, тоже приписанный Васиштхе, "Васиштха-самхита", вообще во многом копирует "Йога-яджнавалькью" и многие методы, которым следовали натхи. Если идти еще дальше, то в "Рудра-ямале" и "Брахма-ямале" Васиштха вообще описан как тот, кто принял каула-дхарму и практиковал методы панчататтвы, почитая Тару и Камакхью. Трудно сказать, вставлены ли в "Йога Васиштху" позднее некоторые элементы тантрической йоги или же нет, как сейчас, например, в Дашанами Шанкаре приписывают практику Шривидьи, в любом случае тут понятно, что Веданта выше пути правритти-маргика карма-канды. Йогин, выбирая тот путь, что для простого человека выглядит пугающим и радикальным, действительно выводит его от всех кармических плодов, как плохих, так и хороших. Очевидно, об этом тут речь и идет, что йогин выходит даже из-под влияния высших существ. Но, опять же, легко сказать, но не просто реализовать. На большинство людей сейчас влияет реклама, пропаганда разных СМИ, кругом огромное количество институтов по форматированию "правильных людей". Человек скорее за истину воспримет их, не допуская даже мысли, что его очень хорошо "обрабатывают", чем поверит в йогические ориентиры. Что уж говорить про влияние от Деват – попробуй еще разберись, кто они, есть ли вообще, а если есть, то как с ними взаимодействовать, как и со всем другим. Для большинства это "темный лес", вызывающий самые разные поверхностные реакции, а зачастую никто и не думает вообще, влияют ли такого рода силы на него или нет.
На мой взгляд, что бы такие крутые тексты, как ЙВ, ни говорили, людей, уверенных в своей "свободе", "правоте", "вере в себя самих" и прочем, такая инертность, неосторожность делает весьма уязвимыми, они просто букашки. Посему та задача, которая описана в этом тексте, крайне непростая, хоть текст так легко и говорит: "Да плевать на судьбу, влияния свыше, все это фигня". Не фигня, это огромная работа над собой.