Из статьи Кирилла Серебренитского об эрзянах - тилебухах (автор - этнограф, около 10 лет ездивший в экспедиции с целью исследования жизни и верований различных народностей на территории России):
" Суть всех хлыстовских учений в том, чтобы соединяться с Богом при жизни. Есть особое, как бы земное проявление Бога – Дух. Он нисходит на людей непосредственно. Хлыстовское учение о Духе близко к постгностической теодицее Параклита.
Даже соседи тилебухов иногда знают кое-что об их исповедании Духа. Старая православная богомолка в Малом Толкае: «Дух у них какой-то был, все про Дух говорили..». Другая, бывшая староста прихода в Красных Ключах, вспоминала: «Они откуда-то, не знаю, берут сошествие Святого Духа: что на них Дух соходит. Кто как упадёт (во время радения – К.С.)_ считают, что святой Дух сошёл».
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИЕРАРХИИ. В избранного пророка Дух входит насовсем, и сами они становятся как бы живым обиталищем Бога. Вокруг таких людей и складывается любое хлыстовское учение и удерживается, пока сохраняется преемственность от одного живого носителя Духа к другому. В данном случае уже почти 80 лет поддерживается такая преемственная линия. Наталия Гордеевна Пижамова настаивала, что никакой особой власти в вере этой нет: «Никто не был главным. Все молились одинаково, одинаковой вес имели. Если кто-нибудь человек одарён, они узнавали». Себя моя собеседница в этом отношении оценивала очень низко, особенно в последнее время: «Я ведь не вижу Духа. Я не достойна видеть». Таким образом, существует у тилебухов определенная система оценки каждого человека: насколько он способен открыть себя для сошествия Духа … «Я как баран между этими людьми».
РАДЕНИЯ. Во время особого, очень древнего хлыстовского обряда – радения – Дух сходит на всех его участников. Собственно, слова «радение» тилебухи не знают. У них этот обряд обозначен словами «работать», «делать». Наталия Гордеевна так и говорила про само радение: «на Бога артель работать».
В Красных Ключах был в ходу и особый глагол «тилебухать» или «тилебовкать». Когда рассказывали про радения, то говорили: «соберутся там в дому, и тилебухают». В 20-х гг. в Красных Ключах даже дети часто прыгали и кружились: в тилебухов играли.
С 50-х годов особенным поводом для радения стали поминки. «Вот кто стол закажет, кто за отца, кто за мать.. Соберутся, молятся, выручают». Сейчас тилебухи собираются по 5-6 раз в год. «Они сядут, все поют вот так стихи божественные. И вот в это время, один должен, который одарённый, встает, все встают и работают, до поту работают. И тогда как Дух придёт – это сразу видно, как Дух зайдёт. И вот он кружится. Кругами ходят все, а которой на серединку – он кружит, это никому не доступно. Тут он выходит, или она выходит, вот так руки поставит (локти согнуты на уровне плеч под прямым углом, ладони к лицу – К.С.) и плачут-плачут, все молятся, и за мертвых, и за живых молитвуют, и плачут, аж на полу мокро становится». Кружение, священная пляска на радении – особый дар: пророк Серафим тем прославился, что «…так зимой танцовал, что снег растаял под ногами, и ноги не замёрзли». Восторженные рыдания – своеобразие радений у тилебухов, в других хлыстовских общинах я не встречал ничего подобного. «Иногда закружатся, на колени станут, усердно плачут, усердно. Кто-то из них говорит: Бог середь нас! Иногда скажут: вот кто-то мешает, брось свои мысли из своего ума, или сердцем мешает. Не назовут, кто, а предупредят». Это главная причина таинственности, которой окружены хлыстовские общины. Во время радения необходимо полное взаимопроникновение, иначе Дух не сойдёт. Чужой всегда тут помеха. Меня в Подбельске предупредили перед радением: «Они знают, если вы подойдёте, примерно, к ним – они увидят вас: вы достойны, сердечно принимаете, или – в шутку; они не могут работать при таких людях». Изредка радения оканчивались эротической оргией. Это бывало у тилебухов по крайней мере еще в 1960-х годах. В достоверности свидетельства того времени, полученного на исповеди, сомневаться не приходится. Но такие радения бывали очень редко.
В 80-х годах некая Вера Сергеевна, бывшая участница радений (Малый Толкай) рассказывала: «Водой брызгали на меня с хмелем, которой дрожжи делают, чтобы легко было». Возможно, что раньше употреблялись на радениях и другие дурманы.
Сохранились ещё слухи о тилебухах, будто заимствованные у Мельникова-Печерского: «хлысты – потому что сами себя хлещут», «кадушку поставят, и вокруг неё друг за дружкой будто-бы гонялись». Это, скорее всего, следы атеистических лекций 1960-х годов.
ПОСТЫ. Люди богомольные осуждают тилебухов за то, что они не соблюдали постов. «Поста не держали, ели скоромное и в понедельник, в среду».
В отличие от большинства последователей хлыстовских исповеданий, тилебухи ели мясо. «Они (Сухоруковы – К.С.) мясо ели, у них семья большая была. Только не ел двухлетний ребенок». Однако эта вера предусматривала посты, только своеобразные. «Сами посты соблюдали. Таки дни они пост делали, кто скоко выдержит, 24 часа или более сутки: тот, кто чего-нибудь у Бога просит, чтобы Бог помог». То есть, у тилебухов пост рассматривался, как жертва Богу – с определенной целью. В этом случае, чтобы выпросить какую-то особую помощь или загладить тяжкий грех, тилебухи держали сутки или больше сухой пост: вообще отказывались от пищи и старались даже воды не пить.
ТИЛЕБУХИ И ПРАВОСЛАВИЕ. Сами тилебухи всегда считали, что их вера никак не противоречит учению Православной Церкви. Все последователи Серафима строго придерживались, за исключением нарушения постов, всего обрядного круга Церкви.
«В церкву все ходили и праздники соблюдали… они всему Евангелию веруют, и Богу веруют, молитвуют». С местными православными приходами у тилебухов складывались непростые отношения, но от храма их не отлучали. Когда кто-то на исповеди признавался, что ходит на собрания к тилебухам, батюшка чаще всего мирно старался его отговорить, вразумить.
ИСТОКИ. В Самаре, ещё за год до встречи с тилебухами, пожилая духовная христианка, то есть последовательница одного из тайных хлыстовских направлений, говорила мне: «Мы считаем, у Бога в нашей вере два избранных народа – мордва и русские».
Среди мордвы Самарской области учения хлыстовского направления были распространены особенно широко, как отмечалось ещё в прошлом столетии.
Первые свидетельства о распространении хлыстовских учений в с. Большая Каменка и соседних мордовских сёлах на севере Самарского уезда относятся к 1840-м годам.
На востоке губернии, на границах Бугурусланского и Бузулукского уездов, в тех местах, о которых идёт речь, ещё с 1850-х годов было известно течение «кириловцев». Его проповедовал о. Кирилл Любимов, расстриженный приходской священник из с. Савруха (сейчас Похвистневский район). В 1862 году о. Кирилл был арестован и сослан в Спасо-Ефимьевскую пустынь. Учение его очень похоже было на хлыстовщину, как писал автор «Епархиальных Ведомостей»: «…основной принцип его учения есть культ чувственной любви, неуважения к родителям и вражда к Государству» (12). В 1880-х годах распространилось особое хлыстовское учение: себя они называли «блаженные», по первому Псалму, а внешнее местное название было «лутошковцы». Во время радений они весь пол в избе засыпали нарезанными веточками – лутошками; ковёр из лутошек хорошо пружинил и лутошковцы, прыгая «в Духе», высоко взлетали. Это было почти исключительно эрзянское вероисповедное течение. Во главе его стоял Аркадий Одушев, молодой мордвин-эрзя из дер. Кирюшкино; его часто в полицейских отчетах именовали «мордовской лжехристос». Он был несколько раз арестован, «но каждый раз оправдан …по невозможности определить, к какой именно категории сект принадлежит его учение» (13). В основном община блаженных укрепилась в с. Ерзовка (по соседству с Малым Толкаем, сейчас Кинель Черкасский район). Там в 1890-х годах возникла из учеников Аркадия своего рода «коммуна», которая в качестве местной достопримечательности попала даже в VI том известного путеводителя «Россия» (14). В 1894 г. во время очередного обыска у Аркадия полиция застала крестьян сёл Сумелля, Коровино, а также Малый Толкай и Ключи (нынешние Красные Ключи) (15). Во всех этих сёлах были преданные Аркадию монашки-келейницы. Скорее всего, современные тилебухи – прямые наследники ерзовских блаженных прошлого века."