Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: "Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.  (Прочитано 12480 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Дхарманатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 385

Если коснуться темы хлыстовства, то это течение никакого отношения к христианству не имеет, кроме общих названий. Создатель секты обычный крестьянин, а не раскольник-монах или иереей.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%EB%FB%F1%F2%FB

upd: духоборство  - раскольническая идея среди православных христиан. вот  подсказали грамотные люди  :05:
« Последнее редактирование: Июнь 02, 2011, 13:18:43 от Дхарманатх »
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 271

"Хлысты"-это не секта а явление в народной культуре,третий компонент в "расколе".Точно сказать что это такое невозможно,термин "духовное христианство" впервые употребляется в связи с этим явлением.Всё это не просто моя выдумка ,а результат общения с представителями народного христианства,да и с РПЦ,я то же знаком не по-наслышке.Так что если Вы действительно хотите узнать что,то о православной духовной культуре почитайте Игнатия Брянчанинова-"Приношение современному монашеству".А в википедии там всё по верхам,о её существовании я конечно знаю,так что можете меня туда не посылать,а то я обижусь и уйду в другую сампрадаю :05:
Записан

Дхарманатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 385

"Хлысты"-это не секта а явление в народной культуре,третий компонент в "расколе".Точно сказать что это такое невозможно,термин "духовное христианство" впервые употребляется в связи с этим явлением.Всё это не просто моя выдумка ,а результат общения с представителями народного христианства,да и с РПЦ,я то же знаком не по-наслышке.Так что если Вы действительно хотите узнать что,то о православной духовной культуре почитайте Игнатия Брянчанинова-"Приношение современному монашеству".А в википедии там всё по верхам,о её существовании я конечно знаю,так что можете меня туда не посылать,а то я обижусь и уйду в другую сампрадаю :05:

"все обломилось в доме Смешанских"
ну-ну...не секта, а духовное христианство, а 14 автокефальных церквей включая РПЦ не духовное.  :05:
Странные у Вас намерения. С одной стороны посылаете  читать уважаемых авторов, а с другой упорно поддерживаете идеи раскольничества, называя их мистическими и духовными  :05:
Вы уж определитесь... :05:
« Последнее редактирование: Июнь 02, 2011, 14:59:54 от Дхарманатх »
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1070
    • Традиция Натхов

Адеш!

Настоящая Йога [Натха-Йога] рулит [!!]

Совершенно солидарен!

С уважением, Виктор.
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 271

У Вас ,Дхарманатхджи немношко кураевское представление о церкви,на самом деле всё не так складно,особенно если пожить церковной жизнью.А "духовное христианство"я уважаю потому что они ближе к истине,и больше внимания уделяют духовной работе.Насчёт смешивания я уже писал:религия это одно,а философия другое.Духовное христианство -это больше практическая философия жизни.Никаких раскольнических идей я не поддерживаю,я верю в Единого Бога.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6465
    • Традиция натхов

Вообще, насколько я помню, там, где я жил среди духоборов (это Северный Кавказ, село Спасовка, Гореловка и др.), образ жизни духоборов своеобразный. Церквей я там не видел ни в одном из этих сел. Может, это направление в других перечисленных местах (Украина, Канада, Россия) и отличается, но русские села в районе Ленинакана действительно были без церквей и без священников, не так, как это принято в православии. Молитвы у них очень своеобразные, составлены в таком виде, что их сложно перевести. Насчет схожести с хлыстовством в виде "кораблей и радений", я этого всего там ни разу не видел и не слышал, но может быть просто не соприкасался с этим, мне тогда было лет 5-6. Я почему и поинтересовался о связях духоборов и хлыстов, так как, судя по тому, что я лично видел у духоборов и слышал про хлыстов, многое из практик тех и других вроде бы отличается.

Впрочем, с того времени уже много лет прошло, я выбрал индуизм и специально никогда не интересовался духоборством, а тут вот узнаю, что они верят в инкарнацию и много всего интересного, что ЧАСТИЧНО встречается в индуизме.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

dyoka

  • *
  • Сообщений: 271

Адеш!Джай гуру махарадж!
Я никому ничего не навязываю,просто поделился информацией.Если уж искать тождество между индийской и российской культурой,то целесообразней это тождество искать там где оно может быть,а не на богословском факультете при московской патриархии. Для них мы однозначно сатанисты.Ну, а то что"йога- единственно верный метод" это известный факт.
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 271

Среди Христоверов большой популярностью пользуется "Стих о голубиной книге".Некоторые идей в этой книге,по-моему, схожи с 3 главой "Сиддха-сиддханта паддхати".

СТИХ О ГОЛУБИНОЙ КНИГЕ

Воспр. по: Киреевский П. В. Собрание народных песен. Том 2. (серия "Памятники русского фольклора"). Л.: Наука, 1986. № 5.


                  Восходила туча гремучия,
                  Из той из тучи из гремучия
                  Выпадала книга Голубиныя,
                  Ни малая, ни вяликая;
                  Далины книга сорока сажон,
                  Поперечины двадцати сажон.
                  К той Книги Голубиныя
                  Собиралися, соезжалися
                  Сорык царев сы царевичам,
                  Сорык Князев сы князёвичам,
                  Сорык бояр сы бояриным,
                  Сорык папов сы паповичем,
                  Сорык крестьян сы крестьяниным,
                  Кы таму кы премудрому царю к Давыду Евсеевичу.
                  Возговорить Володимир-князь,
                  Володимир-князь Володимирыч:
                  - Ой ты, премудрый царь, Давыд Евсеевич!
                  Прочти нам Книгу Голубиную,
                  Ни малую, ни вяликую;
                  Долины книга сорока сажон,
                  Пыперечины двадцати сажон.
                  Возговорить премудрый царь Давыд Евсеевич:
                  - Ой ты еси, Володимир-князь,
                  Володимир-князь Володимирыч!
                  Читать книгу- ни прачес(т)ь будить,
                  Ходить по книге - ни сходить будить,
                  На руках держать - не сдиржать будить;
                  Скажу тебе по старой памяти, што по грамоте.
                  Возговорить Володимир князь Володимирыч:
                  - Ой ты еси, премудрый царь, Давыд Евсеевич!
                  Скажи ты нам, проповедуй жа:
                  Отчаво зачался у нас белый свет,
                  Отчаво зачалось со(л)нца красныя,
                  Отчаво зачался млад-светел месиц,
                  Отчаво зачалась тёмная ночь,
                  Отчиво зачались звезды частыя,
                  Отчиво зачались зори утренни,
                  Отчиво зачался буен ветир?
                  Отчиво зачался дробен дожжик?
                  Ответ держит премудрый царь Давыд Евсеевич.
                  - Володимир князь Володимирыч!
                  У нас белый свет от свята духа,
                  Самаво Христа, царя нибесныва;
                  Сонца красныя от лица божьива
                  Самаво Христа, царя небесныва;
                  Млад-светел месяц от грудей божиих
                  Самаво Христа, царя небесныва;
                  Ночь темныя от волос божиих
                  Самаво Христа, царя небесныва;
                  Зори утренни от риз божиих
                  Самаво Христа, царя небесныва;
                  Звезды частый от очей божиих
                  Самаво Христа, царя небесныва;
                  Буен ветер от дыхания божьего
                  Самаво Христа, царя небесныва;
                  Дробен дожжик из слез божиих
                  Самаво Христа, царя небесныва.
                  Возговорить Володимир-князь,
                  Володимир князь Володимирыч:
                  - Ой ты, премудрый царь, Давыд Евсеевич!
                  Скажи ж ты нам. проповедуй же,
                  Которай царь над царями царь,
                  Который горыд городам мать,
                  Которыя церква всем церквам мать,
                  Которыя гора всем горам мать,
                  Который рика (всем) рикам мать,
                  Которые моря (всем) морям мать,
                  Которая рыба всем рыбам мать,
                  Которая птица всем птицам мать,
                  Который зверь всем звирям мать,
                  Которая древа древам мать,
                  Которая трава травам мать?
                  Возговорит премудрый царь Давыд Евсеевич:
                  - Ой ты, премудрый князь Володимир,
                  Володимир князь Володимирыч!
                  У нас белый царь над царями царь.
                  - Почаму же белый царь над царями царь?
                  - Што вялика яво вера крещеная,
                  Крещеная, богомольная.
                  Стоит ён за дом пресвятыя богородицы -
                  Потому белый царь над царями царь.
                  Ирусалим-горыд городам мать.
                  - Почаму жа Ирусалим-город городам мать?
                  - Што стоить ён посреди земли,
                  Посреди земли, свету белыва -
                  Пытаму Ирусалим-город городам мать.
                  Во граде Ирусалими стоить церква соборныя,
                  Соборныя, богомольныя;
                  Во той церкви вы соборные
                  Стоить грабница на воздухах бела каминна,
                  В той гробницы белой каменной
                  Припочивають мощи самово Христа,
                  Самаво Христа, царя небесныва -
                  Патаму церква всем церквам мать.
                  Фангор-гора всем горам мать.
                  - Пачаму ж Фангор-гора всем горам мать?
                  - Што на горе прибразился сам Исус Христос
                  Царь нибесный бог, са сильно са нибесныю, -
                  Сы грозными ферувимыми - сы страшными сирафимыми -
                  Патаму Фангор-гора горам мать.
                  Ирдань-река всем рекам мать.
                  - Пачему Ирдань-рика всем рикам мать?
                  - На рике Ирдани крестился сам Исус Христос,
                  Сам Исус Христос, царь небесный бог,
                  Со Иваным сы крестителим, со силою сы небесныю,
                  Сы грозными ферувимыми, сы страшными сирафимыми.
                  Киён-моря всем морям мать.
                  - Пачему Киён-моря марям мать?
                  - Што на Киён на море выходить раз в год
                  Церква саборная, саборная, богомольная;
                  В той церкви вы саборной
                  Стоить грабница на воздухах белакаменная.
                  В той грабницы белокаменной
                  Припачивають мощи папы Клима Рымскава -
                  Патаму Киён-моря всем морям мать.
                  Кит-рыба всем рыбам мать.
                  - Пачаму кит-рыба всем рыбам мать?
                  - Што на кити-рыбы основался весь белый свет,
                  Твержина, мать-сыра земля,
                  Мать-сыра земля, вся всиленная.
                  Страфиль-птица - всем птицам мать.
                  - Пачаму Страфиль-птица - всем птицам мать?
                  - Што живеть она на синем мори,
                  Держить белый свет под правым -крылом;
                  Страфиль-птица вострипещитца, -
                  Вся синия моря воскалыбаитса,
                  Затапляить судны гостиныя
                  Сы таварами сы заморскими,
                  Сы теми людями сы масковскими.
                  Вындрик-зверь всем зверям мать.
                  - Пачаму ж Вындрик-зверь всем зверям мать?
                  - Што живеть ён во святой горе,
                  Ходить ён по подземелью,
                  Яко ясная со<л>нца пы паднебесью;
                  Пущаить ключ (во) всю землю,
                  У (во) всю землю вселеннаю:
                  Патаму Вындрик -всем зверям мать.
                  Кипарис-древа всем древам мать.
                  - Пачаму Кипарис-древа всем древам мать?
                  - Што на Кипарисе на древе распят был
                  Сам Исус Христос, царь нибесный, бог,
                  Между двух разбойников, душегубленников:
                  Патаму Кипарис-древа - всем древам мать.
                  Плакун-трава - всем травам мать.
                  - Пачаму плакун-трава - всем травам мать?
                  - Кыгда вяли Христа на распятия,
                  Плакала божия мать па сваём па сыну па возлюбленном,
                  Пала слиза на сыру землю,
                  От тех от слез от причиствинных
                  Зарыждаласи плакун-трава, что плакущая -
                  Патаму плакун-трава - травам мать.
                  Возговорить Володимир-князь,
                  Володимир-князь Володимирыч:
                  - Ой ты ой еси, премудрый царь Давыд Евсеевич!
                  Мала мне спалося, во сне много виделаси:
                  Будто Кривда с Правдою ани спорили,
                  Кривда Правду адалеть хочить.
                  Правда Кривду пиряспорила,
                  Правда пошла на нибеса,
                  Кривда осталась на сырой земли,
                  Пашла Кривда па бедным людям,
                  По сиротычкам, па вдовычкам.
                  Маладым людям на паученья,
                  Старым людям ради памяти.
                  Абы славен бог и прославилося
                  Велико имя господне его, аминь.


Записан

Трилокинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 424

Шри Натх Джи Гуру Джи ко Адеш!

Джай Гурудев!

Описание "радения" у хлыстов. Стиль изложения, конечно, "газетный", но основные моменты, в частности, приведенный текст с санскритскими словами - реальные. 

"Осколки некогда многочисленной в России секты хлыстов все еще существуют в отдаленных уголках Самарского края. В одной из деревень мне удалось лично познакомиться с этими странными людьми. Сами хлысты потом признавались, что я оказался удивительным образом похож на одного из бывших хлыстовских "царей духовных". И потому в виде исключения был допущен к присутствию на обряде радения, на который, кроме самих хлыстов, никто не допускается.
Начало не предвещало ничего необычного в этом доме, что в поселке Зубчаниновка, где собрались пожилые деревенские бабы – доярки и простые мужики-механизаторы. Они слезливо обнимались, радуясь встрече. Говорили о житейских вещах. Потом сели за стол и принялись за трапезу: ели в основном творог, являющийся для хлыстов ритуальной пищей.
Само радение началось к сумеркам с рассказов о хлыстовских чудесах.
– Как-то Александр Михайлович шел среди болот, а за ним деревенские мальчишки, дразнят его: "Богомол, богомол, заставь лягушек замолчать". Александр Михайлович поклонился, зашептал, и лягушки смолкли. "Да это случайно!" – закричали мальчишки. Тогда он опять зашептал. И вдруг лягушки по всему болоту заквакали славословия.
В другой истории также фигурировал один из хлыстовских "духовных царей", который вскипятил воду в банке с помощью "божественной силы".
Когда истории с чудесами закончились, все встали и перешли в другую комнату, с лавками у стен. Расселись в полумраке и запели свои "духовные стихи". Гудели долго и без остановки часов шесть. По мере пения глаза у поющих начали стекленеть – народ, похоже, вошел в транс. Вдруг хлопнула дверь, и… из оконной рамы посыпались осколки стекла. Честно говоря, в этот момент у меня по коже пробежали мурашки от страха. Ощущение, будто в комнату кто-то вошел. А ведь хлысты таким образом вызывали "духа".
Как только пожаловал "дух", один из поющих поднялся с лавки и начал делать движения, похожие на медленный русский народный танец. Следом постепенно "дух приподнял" всех остальных, и вот уже по комнате закружился хоровод, который сами хлысты называют "колесницей". Лица у всех мокрые – слезы полились потоками. А внутри "колесницы" завертелись три "пророка" ("пророк" – это ступень перед "духовным"), извергая при этом нечто из своих глоток:
– Галки летали – Бога призывали. Галки-хохлушки – спасенные души. Воробьи-пророки – шли по дороге. Нашли они книгу. А что в той книге? Описано тамо – совершая само. – И дальше шло нечто диковинное. – Драната гандра, капил астра шантра, шанкара фуруна, маи девилуша.
Позже, когда диктофонную запись прослушали знатоки языков, выяснилось, что этот текст – санскритский, который довольно связно перечисляет имена духов, обитающих между небом и землей…
А танцующие между тем задвигались все быстрее, все резче, взмахивая руками, взвизгивая и выкрикивая непонятные "пророчества". Хозяйка дома баба Вера на каталке неожиданно завертелась вокруг своей оси, как турбина.
Я ощущал себя Хомой из гоголевского "Вия". Рядом со мной сидела и выла басом какая-то тетка. "Прямо как волк", – с опаской подумал я и на всякий случай отодвинулся поодаль.
Закончилось все на рассвете на самой высокой ноте. Радевшие впали в глубокий обморок – повалились на пол, как мешки. Словно подкошенная рухнула баба Вера. Попадали мужики. Теперь мне казалось, что я был один в совершенно пустом доме. Угнетенный впечатлением увиденного, я побродил по комнатам, вернулся к столу, попил чаю с хлебом-медом, посмотрел на лежащие вповалку тела с неестественно бледными лицами и… улегся спать на пустующий диван.
Часа через четыре, когда я проснулся, хлысты были уже на ногах. На удивление они были свежие, радостные, все бегали, скороговоркой говорили. На этом и закончилось радение.
Самое загадочное в этой истории, пожалуй, даже не беснование ее участников, а тот самый текст на санскрите. Откуда у малограмотных деревенских мужиков и баб знание древнейшего языка?! Если предположить, что от проариев, то это будет слишком фантастично и романтично.
Есть и другая версия, куда более реальная. В 30-х годах ХIХ века хлыстовщиной увлеклись люди из так называемого петербургского "Духовного союза" – масонской оккультной организации, возглавляемой Елизаветой Татариновой. Это были дворяне из очень знатных родов. В частности, туда входил президент Академии художеств Оленин. Известно, что в доме у Оленина долго жил индусский брахман по имени Нам Джои Алан, который пришел пешком из Индии в Россию. Так что, возможно, мантра, которую пели зубчаниновские хлысты, имеет свои корни именно в лице этого брахмана, которая была очень тесно связана с хлыстами.
Входивший в "Духовный союз" полковник Дубовицкий, переселившийся в свое имение в Елецкий уезд, создал там общину хлыстов из своих крепостных крестьян. А основное переселение хлыстов в XIХ веке в Самарскую губернию шло как раз в основном оттуда – из Орловской и Тамбовской губерний. Любопытно, что похожую мантру описывает в своем романе "На горах" (о секте хлыстов) писатель Мельников-Печерский. Он работал в середине позапрошлого века в Нижегородской губернии, куда тоже шло переселение тех же самых хлыстов из тех же губерний. Он записал индусско-хлыстовскую мантру в своем романе в 70-е годы ХIХ века.
Живущие ныне в самарском поселке Зубчаниновка хлысты, похоже, последние представители этой некогда многочисленной и рассеянной по просторам России секты."
Записан

Трилокинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 424

Из статьи Кирилла Серебренитского об эрзянах - тилебухах (автор - этнограф, около 10 лет ездивший в экспедиции с целью исследования жизни и верований различных народностей на территории России):

" Суть всех хлыстовских учений в том, чтобы соединяться с Богом при жизни. Есть особое, как бы земное проявление Бога – Дух. Он нисходит на людей непосредственно. Хлыстовское учение о Духе близко к постгностической теодицее Параклита.
Даже соседи тилебухов иногда знают кое-что об их исповедании Духа. Старая православная богомолка в Малом Толкае: «Дух у них какой-то был, все про Дух говорили..». Другая, бывшая староста прихода в Красных Ключах, вспоминала: «Они откуда-то, не знаю, берут сошествие Святого Духа: что на них Дух соходит. Кто как упадёт (во время радения – К.С.)_ считают, что святой Дух сошёл».

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИЕРАРХИИ. В избранного пророка Дух входит насовсем, и сами они становятся как бы живым обиталищем Бога. Вокруг таких людей и складывается любое хлыстовское учение и удерживается, пока сохраняется преемственность от одного живого носителя Духа к другому. В данном случае уже почти 80 лет поддерживается такая преемственная линия. Наталия Гордеевна Пижамова настаивала, что никакой особой власти в вере этой нет: «Никто не был главным. Все молились одинаково, одинаковой вес имели. Если кто-нибудь человек одарён, они узнавали». Себя моя собеседница в этом отношении оценивала очень низко, особенно в последнее время: «Я ведь не вижу Духа. Я не достойна видеть». Таким образом, существует у тилебухов определенная система оценки каждого человека: насколько он способен открыть себя для сошествия Духа … «Я как баран между этими людьми».

РАДЕНИЯ. Во время особого, очень древнего хлыстовского обряда – радения – Дух сходит на всех его участников. Собственно, слова «радение» тилебухи не знают. У них этот обряд обозначен словами «работать», «делать». Наталия Гордеевна так и говорила про само радение: «на Бога артель работать».
В Красных Ключах был в ходу и особый глагол «тилебухать» или «тилебовкать». Когда рассказывали про радения, то говорили: «соберутся там в дому, и тилебухают». В 20-х гг. в Красных Ключах даже дети часто прыгали и кружились: в тилебухов играли.
С 50-х годов особенным поводом для радения стали поминки. «Вот кто стол закажет, кто за отца, кто за мать.. Соберутся, молятся, выручают». Сейчас тилебухи собираются по 5-6 раз в год. «Они сядут, все поют вот так стихи божественные. И вот в это время, один должен, который одарённый, встает, все встают и работают, до поту работают. И тогда как Дух придёт – это сразу видно, как Дух зайдёт. И вот он кружится. Кругами ходят все, а которой на серединку – он кружит, это никому не доступно. Тут он выходит, или она выходит, вот так руки поставит (локти согнуты на уровне плеч под прямым углом, ладони к лицу – К.С.) и плачут-плачут, все молятся, и за мертвых, и за живых молитвуют, и плачут, аж на полу мокро становится». Кружение, священная пляска на радении – особый дар: пророк Серафим тем прославился, что «…так зимой танцовал, что снег растаял под ногами, и ноги не замёрзли». Восторженные рыдания – своеобразие радений у тилебухов, в других хлыстовских общинах я не встречал ничего подобного. «Иногда закружатся, на колени станут, усердно плачут, усердно. Кто-то из них говорит: Бог середь нас! Иногда скажут: вот кто-то мешает, брось свои мысли из своего ума, или сердцем мешает. Не назовут, кто, а предупредят». Это главная причина таинственности, которой окружены хлыстовские общины. Во время радения необходимо полное взаимопроникновение, иначе Дух не сойдёт. Чужой всегда тут помеха. Меня в Подбельске предупредили перед радением: «Они знают, если вы подойдёте, примерно, к ним – они увидят вас: вы достойны, сердечно принимаете, или – в шутку; они не могут работать при таких людях». Изредка радения оканчивались эротической оргией. Это бывало у тилебухов по крайней мере еще в 1960-х годах. В достоверности свидетельства того времени, полученного на исповеди, сомневаться не приходится. Но такие радения бывали очень редко.
В 80-х годах некая Вера Сергеевна, бывшая участница радений (Малый Толкай) рассказывала: «Водой брызгали на меня с хмелем, которой дрожжи делают, чтобы легко было». Возможно, что раньше употреблялись на радениях и другие дурманы.
Сохранились ещё слухи о тилебухах, будто заимствованные у Мельникова-Печерского: «хлысты – потому что сами себя хлещут», «кадушку поставят, и вокруг неё друг за дружкой будто-бы гонялись». Это, скорее всего, следы атеистических лекций 1960-х годов.

ПОСТЫ. Люди богомольные осуждают тилебухов за то, что они не соблюдали постов. «Поста не держали, ели скоромное и в понедельник, в среду».
В отличие от большинства последователей хлыстовских исповеданий, тилебухи ели мясо. «Они (Сухоруковы – К.С.) мясо ели, у них семья большая была. Только не ел двухлетний ребенок». Однако эта вера предусматривала посты, только своеобразные. «Сами посты соблюдали. Таки дни они пост делали, кто скоко выдержит, 24 часа или более сутки: тот, кто чего-нибудь у Бога просит, чтобы Бог помог». То есть, у тилебухов пост рассматривался, как жертва Богу – с определенной целью. В этом случае, чтобы выпросить какую-то особую помощь или загладить тяжкий грех, тилебухи держали сутки или больше сухой пост: вообще отказывались от пищи и старались даже воды не пить.

ТИЛЕБУХИ И ПРАВОСЛАВИЕ. Сами тилебухи всегда считали, что их вера никак не противоречит учению Православной Церкви. Все последователи Серафима строго придерживались, за исключением нарушения постов, всего обрядного круга Церкви.
«В церкву все ходили и праздники соблюдали… они всему Евангелию веруют, и Богу веруют, молитвуют». С местными православными приходами у тилебухов складывались непростые отношения, но от храма их не отлучали. Когда кто-то на исповеди признавался, что ходит на собрания к тилебухам, батюшка чаще всего мирно старался его отговорить, вразумить.

ИСТОКИ. В Самаре, ещё за год до встречи с тилебухами, пожилая духовная христианка, то есть последовательница одного из тайных хлыстовских направлений, говорила мне: «Мы считаем, у Бога в нашей вере два избранных народа – мордва и русские».
Среди мордвы Самарской области учения хлыстовского направления были распространены особенно широко, как отмечалось ещё в прошлом столетии.
Первые свидетельства о распространении хлыстовских учений в с. Большая Каменка и соседних мордовских сёлах на севере Самарского уезда относятся к 1840-м годам.
На востоке губернии, на границах Бугурусланского и Бузулукского уездов, в тех местах, о которых идёт речь, ещё с 1850-х годов было известно течение «кириловцев». Его проповедовал о. Кирилл Любимов, расстриженный приходской священник из с. Савруха (сейчас Похвистневский район). В 1862 году о. Кирилл был арестован и сослан в Спасо-Ефимьевскую пустынь. Учение его очень похоже было на хлыстовщину, как писал автор «Епархиальных Ведомостей»: «…основной принцип его учения есть культ чувственной любви, неуважения к родителям и вражда к Государству» (12). В 1880-х годах распространилось особое хлыстовское учение: себя они называли «блаженные», по первому Псалму, а внешнее местное название было «лутошковцы». Во время радений они весь пол в избе засыпали нарезанными веточками – лутошками; ковёр из лутошек хорошо пружинил и лутошковцы, прыгая «в Духе», высоко взлетали. Это было почти исключительно эрзянское вероисповедное течение. Во главе его стоял Аркадий Одушев, молодой мордвин-эрзя из дер. Кирюшкино; его часто в полицейских отчетах именовали «мордовской лжехристос». Он был несколько раз арестован, «но каждый раз оправдан …по невозможности определить, к какой именно категории сект принадлежит его учение» (13). В основном община блаженных укрепилась в с. Ерзовка (по соседству с Малым Толкаем, сейчас Кинель Черкасский район). Там в 1890-х годах возникла из учеников Аркадия своего рода «коммуна», которая в качестве местной достопримечательности попала даже в VI том известного путеводителя «Россия» (14). В 1894 г. во время очередного обыска у Аркадия полиция застала крестьян сёл Сумелля, Коровино, а также Малый Толкай и Ключи (нынешние Красные Ключи) (15). Во всех этих сёлах были преданные Аркадию монашки-келейницы. Скорее всего, современные тилебухи – прямые наследники ерзовских блаженных прошлого века."
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 271

Адеш!Благодарю,мне кажется очень интересно!Седейшкава сюкпря!
П.И. Мельников(Андрей Печерский)пишет о существовании у"Хлыстов"медитации на сердце с задержкой дыхания ,и введением в него молитвы.Я встречал учение о трёх "моторах"(видимо, вернее двигателях):
УМ,СЕРДЕЦЕ,ЖИВОТ.
Записан

Дхарманатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 385

просьба! не плодите пожалуйста на форуме эту псевдо-христианскую ересь. Любой настоящий мистицизм в любой религии стоит на подвижничестве и аскезе. Почему-то в истории не сохранились имен святых людей, вышедших из "других мистических течений христианства". Запечетлен только социальный протест, раскольничество и мракобесие.
Записан

Трилокинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 424

просьба! не плодите пожалуйста на форуме эту псевдо-христианскую ересь. Любой настоящий мистицизм в любой религии стоит на подвижничестве и аскезе. Почему-то в истории не сохранились имен святых людей, вышедших из "других мистических течений христианства". Запечетлен только социальный протест, раскольничество и мракобесие.

Адеш, Дхарманатх!

Содержание соообщения соответствует теме топика ;)
У хлыстов мистицизм связан именно с подвижничеством и аскезой. В статье эта информация не отображена, но так случилось, что мы как-то пересекались с её автором и разговаривали, в том числе, и на эту тему, он мне более полно рассказывал о хлыстах. Описанные ритуалы в статье - они для всех, принадлежащих к данному направлению, если же человек хочет идти дальше и практиковать более глубоко, то он идет к тому или иному подвижнику, известному среди них своей святостью и чистотой (ну, и аналогом сиддх, конечно), просится в ученики, после чего долго постится (бывает, что даже "на выживание" - до 40 дней голодание) и далее моилтся и практикует под руководством этго подвижника. Информация о такого рода практиках уже является "закрытой", как я понимаю. Во всяком случае, этого этнографа в неё не посвящали.

А по поводу "запечатления в истории"... вопрос в том, к какому уровню "исторических документов" у нас есть доступ, и к какой информации был доступ у "запечатлевающих". Вряд ли у Святых есть жгучая потребность "входить в историю" и демонстрировать сиддхи перед любопытными "исследователями".
Если бы мы читали об индийских Святых и сиддхах исследования западных ученых - много бы мы там информации нашли, о многих бы Традициях?
Записан

Дхарманатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 385

согласно традиционному, а не раскольническому, христианству и ,возможно,в отличие от индуизма в восточной и западной церквях характерно записывать, запоминать и передавать опыт в Святом Духе согласно Апостольскому преданию.
В состав Апостольского предания входит:
1. Догматика учения
2. Практика  соборов
3. Дела и проповеди святых отцов

Раскольники отрицают все вышеуказанные правила.
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 271

Адеш!
Имён предостаточно.К хлыстам принадлежали Степан Разин ,Кондратий Булавин,Лука Коклачь,Емельян Пугачёв,Алексей Кольцов,Александр Афанасьев,Григорий Распутин,Серей Есенин и ещё много интересных людей.И документы есть с именами-"пыточные книги"...
А Вы Дарманатхджи книжечки то почитайте о которых я писал,а то фармазонство какое-то получается,на словах за православие-на деле совсем всё по другому.Это Вы наверное с батьками мало общались,а то у Вас веры к ним поубавилось бы.Ну а насчёт раскола ,то его на соборе и устроили в 1666 году.
Записан