Мне пытаются доказать,что Шива - невзрачный полубог,ничего толкового дать не может и вообще - смотрят на меня или как на идиота или просто не проявляют интереса.А от имени Кришны меня уже дёргает ...
Они постоянно открывают для себя в своей иерархии все новые и новые горизонты. Когда я с ними общался лет 20 с небольшим назад, тогда цель была – Кришна. Потом я узнал, что стремление к Кришне эгоистично, поэтому лучше служить слуге Кришны. Лучший слуга для него – это Радха. Но через какое-то время узнал, что и это эгоизм – служить надо не Радхе, а ее служанкам или слуге слуги вайшнава, который искренне предан Кришне. Затем я узнал об идее, что важнее даже не Кришна и не Радха, а их встреча во Вриндаване и према (это цель). Причем у Кришны были жены, но именно матхурья в паракия-расе, возможно, не с ними, а с гопи. Тем более, цели совсем не Рама и не Нрисимха, и остальные формы Вишну, и уж никак не Шива.
Как оно все разработано и гибко.
Но я вам вот что скажу: они просто такие, какими должны быть, любой шиваит может так же углубляться в Шива-таттву и считать ее самой высокой, и что Брама, Вишну, Рудра и др. – это просто аспекты Парамашивы (Кришна в том числе). И каждый будет прав, для каждого все сделано так, чтобы их красивые теории работали в лучшем виде. Главное – понять, что для классического индуизма верить в то, что его Божество высшее – это вполне нормально, и вполне нормально также понимать, что кто-то другой на это имеет такое же право, как и ты. А если брать тантру, так в ней вообще все намного гибче, на каждом отрезке времени для вас главное божество может быть разным.
Однако я понимаю двайту и категоризм таких явлений как ИСККОН, например, в адрес йогов или сахаджиев. С учетом того, что под йогой сейчас понимают многие, – ИСККОН прав. То же самое с сахаджиями, в Индии есть касты, и спать не со своей женой – это грех, брак строится на основе кастовой системы. И поэтому нарушение этих правил в сахаджии, в вамачаре, для индуса – это очень секретное дело и сокровенное также. Но это не то же самое, что для западного человека, где свободный секс в порядке вещей. Потому на Западе социальное – это одно, а христианская духовность, монашество – это нечто более отрезанное, чем в Индии. И эти «крутые, тайные методы вамачары» в западных условиях неизвестно как могут сказаться (вернее, известно как). В индийской вамачаре в каулической пудже есть практика, в которой очищается женщина той или иной касты, и если ты в нее призываешь Богиню, то от того общества ты получишь соответствующие сиддхи. Но я не видел такого ни в практиках, ни даже в объяснениях принципов этих садхан НИ У КОГО из русских, кто претендовал на каула-ритуалы. В Индии мне объясняли, что это важные для традиционных индийских каула-садхан элементы. Так что это – разные миры, и, возможно, для Запада ИСККОН в чем-то мудро поступает. Индиец нарушает правила, потому что он родился в системе правил, а западный человек их нарушает потому, что привык к этому, следовательно, эффект разный. И русские каулавадуты – это зачастую просто карикатура на индийских, они не только на них не похожи, но и полная им внутренняя противоположность. Этого не понять тому, кто не видел изнутри жизнь простых индусов, для этого надо иметь хотя бы позитивное восприятие того, что порой хочется вообще игнорировать. А у нас Васи Пупкины считают, что они имеют право не уважать в целом индийскую дхарму, так как они «каулы» и «бхагаваны» и уже над всем.
В этом плане ИСККОН, безусловно, мудрее построен. Но мне там просто не с кем общаться, у искконовцев есть свои проблемы, им, в принципе, люди без разницы, они всех воспринимают как стадо, независимо от того, какой человек, они всем вбагривают одно и то же. Это одна сторона. Другая – люди, которые долго были в ИСККОНе, как правило, все говорят о бхакти и смирении, но они умудряются за этим артистическим шоу тонко скрывать реализуемый эгоизм. Они его заворачивают в смирение, поклоны и т.д. И у тех, кто там давно, все это делается автоматически, а потому это очень трудноизлечимое явление, тонкое и гибкое эго исчезает сложнее, чем открытое и простое.