Адеш, Гуру Джи!
Большое спасибо за ответ.
Я себя сейчас чувствую как дикарь из бетонных джунглей, который случайно попал к цивилизованным воспитанным людям: все вокруг такие доброжелательные, а я даже не знаю, как себя вести, кроме того, что когда видишь садху - им принято кланяться, а перед храмом нужно обувь снимать. Да, и словарный запас для общения вне института пока что на уровне "намасте - бахот даньявад - ме кучх хинди балти хе - кья аап джанта кахам ..... хе" + развившийся язык жестов. Большинство людей тут не говорят на английском, к сожалению(( Даже не все преподаватели могут говорить на понятном английском, некоторые иллюстрируют непонятные слова картинками на доске и жестами.
Возникла такая небольшая проблема: что делать, если в храме денег не просят вообще и рупии нигде не лежат?
В более-менее крупных храмах, как я поняла, система такая - кладешь на подставку перед служителем, где уже сложены рупии, пожертвование, и тебе ставят тилак и дают прасад.
Или наливают в руки воду (в небольшом храме Дурги). Местные жители ею омывают голову.
Это хорошо, если не просят, значит, соблюдают этикет.
Не могли бы Вы побольше рассказать об этикете? Сегодня мне встретились на уличном маркете несколько садху (не натхов), у двоих висели на поясе чашки для пожертвований, но висели на уровне колен, в руки они их не брали. Если я хочу сделать донейшен такому садху, то как его правильно делать?
И если он в черное одет, то что это значит?
А ещё какие-то садху, которые что-то покупали и увидели меня, то сделали приглашающий жест подойти, когда я им поклонилась с намасте у лба. Я не почувствовала побуждения подойти, просто поклонилась и пошла дальше - я не совершила апарадху этим?
чтобы прояснить ситуацию немного - маркет местный, "для небогатых", туристы там не бывают, белая кожа - это суперэкзотика в этой части города. Стоит спросить дорогу, вокруг собирается толпа местных мужчин, но все держат дистанцию, никто руки не распускает.
А, вот, в более мелких по-другому как-то - денег нигде не лежит, и с самом первом храме, в который я попала - Шиваитском, ко мне подошел живущий там последователь Кришны, показал на пасту, как оказалось, для тилака в емкости, стоящей около статуи Шани, перед которой я остановилась. когда я жестами показала, что не понимаю, он сам поставил мне тилак на лоб. Денег не попросил.
Можно положить деньги возле мурти. Деньги, может быть, нет смысла предлагать каким-то патриархам лично, может, они воспримут это как нечто не в тему, у меня когда-то был такой случай, но в тех местах, где это часто делают, можно без проблем. Если это не вымогательство (что иногда бывает в некоторых храмах со стороны жадных брахманов), то почему бы не пожертвовать?
Спасибо за совет. Сегодня в храме Шивы Ганганатха так и сделала, оставила донейшен около мурти. Кстати, какой размер пожертвования оптимален в маленьких храмах? Я захожу в те, которые по дороге встречаются. 10 рупий бумажкой - это мало?
И как-то неудобно было совать - вдруг обижу человека, который от чистого сердца проявил внимание к интересующейся их дхармой иностранке? Как в такой ситуации себя вести?
Да ерунда это все. Чем вы его обидите? Вы жертвуете не именно ему, а Богу. Можете так и сказать этому человеку, вас поймут, думаю.
Спасибо, запомню. Просто я совсем не знаю чужую культуру и нормы, поэтому боюсь, что что-то нормальное в нашей культуре, в индийской будет чем-то непринятым.
И не обижаю ли я людей, отказываюсь от предложенной еды (не прасада)?
А вы его просто возьмите и все, его необязательно принимать прямо в храме.
Прасад я беру спокойно - его и местных выдают, а в том храме самосы (кажется?) положили на тарелку и ещё что-то из местной кухни.
Вообще везде, где немного задерживаешься, сразу предлагают чай, поговорить и т.д. Мы взаимно огорчаемся тем, что они не болта англезе, а я - хинди. Я, если честно, не могу понять - я чужой человек, да ещё и с белой кожей, и с уровнем какой-то реализации невысоким, мягко говоря, а люди готовы угощать чем-то, время тратить на разговоры - это очень приятно, но рвет все шаблоны и системы координат.
Мне в вишну-шиваитском храме (в нем были небольшие "куколки", изображавшие Шивы и Парвати и Кришну) принесли и поставили, пока я смотрела на изображения деват - обычная местная еда и вода. Я не рискнула, показала, что я не хочу есть жестами и хинглишем - на английском в Агре очень немногие говорят, как выяснилось. Зато язык жестов + немного хинглиша более-менее понимают.
В крупных городах почти все говорят, так или иначе, британской колонией были ведь.
А агра - некрупный город, получается?
И ещё интересный момент - в маленьких храмах нет никого в шафране - все в обычной одежде. Что это может значить?
Это священники-брахманы, а не священники-садху.
А брахманы не в облачении ходят, получается?