Джайа Шри Маха Йоги Гуру Горакшанатха!
Сапрема намаскара!
Сам термин «нади», является шакто-тантрическим, от “нада”, т.е то, что проявляется из Шива-Шакти таттвы. Нади связаны с телом Кундалини-шакти, которая известна как звуки санскрита – матрика, как основная нади сушумна или кула-марга. Она является каналом союза Шивы и Шакти. “Очищенность” нади - это так же чистота сознания, которое направлено на Бога, думать, что нади можно очистить исключительно «нюханьем пальцев», не совсем верно, равно как и соблюдение целибата без искренней веры и бхакти - не приведет к тому, что называют брахмачарьей. Разумеется, целибат и чистый образ жизни необходим для практики полноценной йога-садханы. По большому счету Брахмачарья - это следование Богу. Есть так же люди, которые полагают, что контроль семенной жидкости (вирья) и есть брахмачарья, поэтому они пытаются во время полового акта здерживать эякуляцию, но бинду это в первую очередь сознание и именно его нужно контролировать. Прана, Манас и Бинду взаимосвязаны, если вы контролируете одно, то контролируются и все остальные элементы. Вирья - это одна из дхату, которые не имеют отходов жизнедеятельности, поэтому как аюрведисты, так и врачи доказали, что потеря вирьи, как правило укорачивает жизнь человека, ведет к потере оджаса, истощает нервную систему и т.д. Но с другой стороны, с моей точки зрения, да и ряда других авторитетных в источников, это не всегда так, для настоящей брахмачарьи недостаточно одного внешнего полового воздержания, брахмачарья, по сути - Шива-Шакти-самарасья. Соприкосновение с любыми мирскими объектами чаще всего ведет к тому, что человек отворачивается от Божественного. Но в некоторых случаях, человек может не терять связь с Божественным, пребывая независимо от того, с чем соприкасается в этом мире. Вот почему я часто говорю своим ученикам, что даже простая практика карма-йоги может оказатся эффективнее чем самые эзотерические техники. Дело не в том что ты совершаешь, а в том с каким состоянием сознания, это не внешний ритуал («…Я делаю пуджу, посмотрите…, она говорит о том, что совершаются духовные поступки»). Все в нашем сознаниии. Человек теряет прану, осознанность, болеет и умирает, не потому что он в глазах других смотрится аморально, хотя то, что на него направляет внешний мир, тоже играет большую роль. Человек болеет и умирает из-за того, что он накопил карму и эта карма над ним властна. Накопление кармы происходит незаметным для него образом, из-за его эгоизма и т.д. Очищение нади возможно только в том случае, когда человек решит поменять себя радикально, когда он займется полноценной садханой. Однако, хочу заметить, что понятие “следованье Богу”, не может быть однозначным несмотря на то, что есть якобы две альтернативы: саньяса и грихастха. Да можно жить “жизнью грихастхи” и быть при этом серьезным садху, но если кто-то думает что это легко, то сильно заблуждается, я бы сказал, что это не легче, чем жить в затворничестве. Духовная практика это непрерывный постоянный процесс, в котором, в зависимости от того насколько растут наши отношения с Ишта Девом, меняются и связи с миром. Все это происходит часто в плане, невидимом для большинства обывателей. Мне иногда задают вопросы такого плана: «Вы достигли окончательного просветления?» Странные люди, они даже просветление умудрились в “окончательное” для записать. Все так и стремчтся достичь “окончательного просветления”, после чего «отдохнут».
Если подвести итог, то сама садхана, если это действительно садхана, не может быть простой. Так же, как не бывает мастеров Раджа-йоги или мастеров Хатха-йоги, а есть просто Мастера или не мастера в йоге.
Одно могу сказать с полной уверенностью, да, вы можете практиковать йогу без Гуру или с Гуру, но он будет просто формальностью, потому что модно относиться к какой-либо традиции. Ведь намного сложнее на самом деле найти Гуру и действительно у него учиться, выполняя его рекомендации. Если Вы - отражение окружающего мира, то при практике той же “нади-шодханы”, мир, который вас окружает, меняется и это не может не отразиться на вас не. Следовательно, у каждого индивидуальная садхана, а если это так, то как можно в книгах по йоге найти панацею для каждого практикующего? Книга – одна, а практикующих много, поэтому к любой практике нужны пояснения, причём для каждого свои.