Джая Горакшанатх!
Шуньята, об адхарах, вьомах и лакшьях даже в Индии мало кто знает. Я несколько лет назад также в Индии многих преподавателей в Варанаси расспрашивал. Ответы если и были, то краткие, всё равно, что ничего не ответили. О вьомах немного написано в одной из книг школы Ниранджанандана Сарасвати. Но там, скорее, излагается личное видение относительно 5 вьом. Многие школы, которые синтезируют разные практики и экспериментируют, в конце концов ориентируются на свой опыт, сверяя его с классическими текстами. После пишутся книги и создаются разные системы, но предварительно много всего собрав и проанализировав.
Что касается адхар, вьом и лакшьев, то практики, связанные с ними - это практики натхов, и судя по всему ранние. Они относятся непосредственно к высшим разделам хатха-йоги, или кайя-садханы. Этого вы не встретите у тамилов или буддистов. Во многих традициях хатха-йога рассматривается как подготовительный этап к тому, что в их понимании является духовным, по этой причине лакшьям и вьомам уделяется небольшое внимание или вообще никакое. Адхары играют особую роль в практике мудр и бандх, они важны для пробуждения Кундалини-шакти. В Шри Видья Тантре упоминаются другие адхары, которые рассматриваются как опоры сознания в мантра-йога садхане.
Так как натха-йога - это синтез йоги и тантры, то, вероятнее всего, эти понятия адхар были заимствованы из тантризма, но натхи их используют по-другому. Адхары у натхов - это места жизненной силы, которая питает духовную силу. Вьомы - это пространства, благодаря которым ты себя познаёшь как Атман, Параматму или как единство Атмана и Параматмы. Через вьомы происходит соединение хатха-йоги с раджа-йогой (дхарана, дхьяна и самадхи). Но восприятие вьом достигается через сосредоточение на 3-х лакшьях. Бахир-лакшья, о которой упоминается в ССП, используется в практике регуляции праны, с одновременным контролем сознания и пяти таттв. Настоящая пранаяма - это кевала-кумбхака, которая происходит естественным образом. Поток выдыхаемого воздуха и уровень сознания взаимосвязаны. Например, дыхание, которое выходит из ноздри до верхней губы рта, является критерием того, что у человека сознание йога и очень высокий уровень осознанности, он может контролировать свой ум. Если дыхание доходит до области горла, то у человека - сознание философа, если дыхание доходит еще ниже – сознание более грубое. Таким образом измеряется уровень контроля праны и ума. Эти уровни связаны с таттвами, поэтому рекомендуют при дыхании визуализировать световые точки с оттенком той или иной таттвы. В технике дыхания используется «дришти» - направленность взгляда. Большую часть информации мы воспринимаем через зрительный канал; так как чувства зависят в основном от манаса и наоборот, то контроль сенсорного канала восприятия влияет на ум и прану. Следовательно, расслабленное зрение ведёт и к спокойствию сознания.
Понаблюдайте за собой: ваше движение глаз и работа ума взаимосвязаны. Ну и ещё могу добавить, что бхастрика, удджайи, сурья-бхеда, ситали, бхрамари и др. - лишь разновидности пранаямы, но еще не являются ей самой. Они дают эффекты, которые способствуют полному контролю праны. В Индии натха-йоги больше используют внутренние аспекты хатха-йоги, к которым и относится работа с чакрами, адхарами, лакшьями, вьомами, а внешние, такие как шат-кармы, сукшма-вьяяма, множество разных асан, пранаямы, - рассматриваются как шодхана или подготовка к внутренним аспектам садханы. Эти оба аспекта взаимозависимы. К «антаранга-йоге» подходят постепенно, потому что любое форсирование - это ещё больший откат назад, здесь явно не нужна спешка. Чаще всего так и бывает, когда к работе с внутренним приступает тот человек, для чьего уровня это явно не нужно. А таких, если на вещи смотреть трезво, большинство. Поэтому многие практики того уровня, о которых вы спросили, нигде не освещены, да это и невозможно сделать, судя по всему. В природе всё сложится так, что эти тексты окажутся или утерянными или их никто не сможет объяснить. А если и объяснит, то для многих это останется только теорией. Поэтому необходимо ученичество.
Спасибо за вопрос.