К какой из шести школ шиваизма принадлежит традиция натхов?
Был такой американский Гуру линии шайва-сиддханта, он классифицировал Шиваизм на шесть главных направлений, хотя их больше. Если смотреть по его классификации, то натхов он определил как "Сиддха-сиддханта Шиваизм". Основателями натховской линии были Адинатх, Матсьендранатх, Горакшанатх и другие йогины, которые входят в девятку основных, а также есть классификация из 84 сиддхов нашей традиции. Она получила распространение больше в северной части Индии, в Непале, немного в Ассаме, Ориссе. Натхи иногда встречаются в Афганистане и Пакистане, но сейчас между Пакистаном и Индией конфликт, туда нужны визы, в связи с доминированием ислама натхи там свои храмы организуют внутри домов, носят небольшие серьги, чтобы не выделяться на общем фоне. На Юге Индии и на Шри Ланке тоже есть натхи линии Горакшанатха, но там их меньше, в основном это Север (Уттар-прадеш, Харьяна, Пенджаб, Раджастан и др.). Несмотря на то что Матсьендранатх был Учителем Горакшанатха, все же Горакшанатх, как Гуру и Божество, более почитаем. В "Горакхбани" Горакшанатх говорит о том, что после достижения самадхи Матсьендранатх стал его сыном, а Адинатх – его внуком
. Вообще тенденция почитания новопроявленных йогинов прослеживается и в некоторых натховских ритуалах, например, в самом известном, где прорезаются ушные раковины (чира-дикша), ваш Гуру и другие йогины почитают вас, выполняя арати, как самому Божеству. Т.е. ваш Гуру в этот момент совершает вам севу. Таких особенностей натховских ритуалов очень много, и они не похожи на другие, в других традициях.
И еще вопрос чем традиция натхов отличаеться от традиции тамильских сиддхов?
Я слабо знаком с традицией тамильских сиддхов, только слышал о том, что Тирумулар был основателем линии Шайва-сиддханта, он пришел с севера Индии из Кашмира и развил там это направление. Также он внес определенный вклад и в развитие шактийского культа Шривидьи. Шайва-сиддханта отличается тем, что в ней следуют агамическим текстам, используют санскрит в мантрах и ритуалах, следуют чарье (предписаниям о поведении садхаки), крийе (ритуалам), йоге (методам созерцания) и джняне (опыту связи с Шивой). У натхов же ситуация отлична, они могут использовать мантры не на санскрите, а на смеси разных индийских языков, они следуют не агамам, а своим йогическим шастрам (и то, скорее, личным наставлениям своего Гуру). Системы практик и посвящений во многом отличаются, например, в Шайва-сиддханте их три: саманья-, вишеша- и нирвана-дикши, а у натхов это – чоти, чира, упадеши, лангот и бхабхут, они являются санскарами, связанными с образом жизни, приемлемым для йогинов Натха-сампрадаи. Также натховские инициации связаны и с определенными практиками. Есть много определений понятия "йога", Патанджали ее определил как "остановку колебаний сознания", в недвойственных линиях это "слияние Атмана и Брахмана (Параматмы)", Горакшанатх йогу определил как "Алакх-виджняна" (постижение того, что не имеет никаких определений и полностью трансцендентно). Различия, конечно, есть, но они есть и внутри самой Натха-сампрадаи, так как это конгломерат разных систем и форм духовной практики.
И еще: к какой традиции принадлежит Рамалинга Свамигал?
Точно не знаю, кажется, он был "свободным йогином", хотя не думаю, что нам нужно равнять себя с теми, кто родился и всю жизнь жил в индуистской среде. Мы, по-любому, для адекватного познания стараемся пользоваться материалами тех или иных древних культов, наработанными многими поколениями йогинов.