причина простая, - фантазии (свои или чьи-то), основанные на невежестве. В традиционных текстах всегда есть чeткие критерии, необходимых квалификаций учителя или ученика.
Если речь идeт о каулических культах, а натхизм таким был, по крайней мере в своей ранней стадии, то имеет смысл посмотреть тексты каулических культов(если натховкие тексты недоступны).
Совершенно верно, лучше опираться на традиционные тексты, чем на мемуары о сиддхах, и потом удивляться, что сложно найти подтверждения тому, что в них прочитал, и сетовать, что мир несовершенен и все Гуру тоже. Понятно, всякие бывают Учителя, но чтобы учиться у сиддхов, нужно самому иметь соответствующую подготовку на уровне знания традиции.
Насчет каулизма и натхов – в целом, да, связь есть. На 12 пантхов сильно повлияли капалики, каулы и другие.
Один из наиболее ранних сохранившихся текстов этого корпуса, - "Сиддхииогишваримата". И там Бхаирава отвечает на вопрос своей супруги о том каковым должен быть гуру. Критерий простой, - данный адепт должен обладать шакти своего ишта-дэвата. Если он не способен к шактипату во время инициации, то мантра будет бесполодной...
Весьма серьезный текст, связанный с Крамой. Вообще, даже классические тексты в том же каулизме, хоть и дают какие-то ориентиры и описания практик, но может быть где-то что-то пропущено (мы недавно обсуждали "Парашурама-кальпа сутру"). Соответственно, тексты надо читать, чтобы понимать ориентиры в целом, но, конечно, все детали садхан должны быть разъяснены Гуру. По этой причине те же капалики и натхи зачастую могут текстам, по сравнению с получением знаний от Гуру, вообще отводить второстепенную роль. В некоторых интересных текстах, таких как "Горакша-сиддханта санграха" (это комментарий на "Сиддха-сиддханта паддхати"), мы встречаем цитаты, включенные в сборник из текстов "Куларнава-тантра", "Адинатха-самхита", самых разных пуран и др. Т.е. то, что грамотные натхи используют тантрические тексты, такое есть.